Найти тему

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

Введение

Древнее население приписывало цветам магические свойства и особенную, загадочную силу. Разнообразные научные исследования подкрепили утверждение о том, что цвета могут оказывать значительное воздействие на эмоциональное состояние ученика, влияя на его чувства и мысли. Осознание цвета является сложным процессом, зависящим от различных аспектов, в частности, от физиологического состояния, психологического восприятия и социокультурного контекста. Изначально вопросы восприятия и влияния цвета изучались в дисциплине цветоведение, однако впоследствии проблематика расширилась и стала предметом анализа в области этнографии, социологии и психологии. Современные исследования убедительно показывают, что разные цвета и их оттенки могут вызывать разнообразные эмоциональные реакции, например, радость, печаль, тревогу или меланхолию. При этом тонкие различия в оттенках того же цвета способны задавать уникальные эмоциональные нюансы. Отмечается, что теплые цвета придают энергию и способствуют активности, в то время как холодные тонировки способствуют релаксации и отдыху. Существует мнение, что особенно благополучно воздействуют на психику мягкие и светлые оттенки трех основных цветов спектра: красного, желтого и синего, которые широко представлены в природе.

В своем труде "Азбука цветов" Р. Хен освещает значимость цветовой психологии, подробно разбирая, как отдельные оттенки воздействуют на эмоциональное и психическое состояние человека. К примеру, красный, обладая двойственной символикой, может вызывать ассоциации как с энергией, страстью и силой, так и с агрессией или угрозой. Желтый же ассоциируется с богатством, светом, и животворящей энергией жизни. Оранжевый цвет, наполненный теплом и оптимизмом, улавливает суть солнечных лучей. Более загадочный фиолетовый окутан аурой величия и роскоши, акцентируя статус и уважение. Синий выступает как символ бесконечности, спокойствия и верности, в то время как зеленый, эмблема роста и возрождения, воплощает в себе мир и гармонию. Белый цвет, объединяющий в себе весь спектр, отражает непорочность и неподкупность. Черный же, всегда элегантный и сдержанный, может быть знаком траура или серьезной торжественности.

Таким образом, предпочтения в цветовом спектре тесно связаны с ключевыми аспектами личности и в известной мере могут служить зеркалом его души. Цвет в этом контексте выступает не только как инструмент для выражения себя, но и как путь к достижению психологического равновесия. Цвета окутывают нас, формируя наше восприятие окружающего мира.

Исследования учёных по данной проблематике показывают, что отсутствие цветного восприятия приводит к унылой и однообразной жизни. Некоторые оттенки оказывают расслабляющее действие, в то время как другие стимулируют и энергизируют. Цветовая палитра подсознательно воздействует на школьное поведение и эмоциональное состояние, обусловливая индивидуальные предпочтения в восприятии цветов. Отличия в реакции на цветовые различия подчеркивают уникальность персонального восприятия каждым человеком.

Проблема: Многие психологи, в том числе легендарный Макс Люшер, швейцарский психолог, считают, что предпочтения в цветах могут многое высказать о личности индивида. Это убеждение кажется обоснованным, учитывая, что склонности к определённым аспектам часто базируются на внутренних мотивациях и принципах. В стремлении экспериментально подтвердить данную гипотезу, я занялся разработкой проекта, центральным предметом исследования в котором стало изучение эффекта цвета на эмоциональное состояние учащихся.

Актуальность: По мнению Иттена Иоганнеса, швейцарского художника, теоретика нового искусства и педагога, воздействие цветовой палитры на учеников несомненна. Каждое мгновение наши глаза фиксируют цветовые вариации, часто не осознавая глубину их влияния на эмоциональное состояние. Мало кто из нас осмысляет, что индивидуальное восприятие одного и того же цвета может существенно различаться, не говоря уже о том, как насыщенные оттенки способны энергизировать, в то время как более сдержанные темные тона могут обеспечивать ощущение защищенности и комфорта.

Цель:определить влияние цветов на состояние и настроение школьников нашей школы.

Задачи:

1 Изучить дополнительную литературу.

2 Узнать об особенностях восприятия основных цветов детей старшего возраста.

3 Определить, какое влияние оказывают различные цвета на учащихся.

4 Организовать и провести опрос среди старшего звена образовательного учреждения.

5 Сопоставить данные научных исследований и данные, полученные после анкетирования школьников.

Исследовательская гипотеза: Я предполагаю, что определенная цветовая палитра специфически может оказывать различное психоэмоциональное воздействие на школьника. Если утверждать, что конкретный цвет имеет универсальное влияние на эмоциональное состояние всех учащихся, то это было бы некорректно в первую очередь к мнению самих индивидуумов.

Методы исследования:

1 – поисковый

2 – анкетирование.

3 – обобщение.

4 – анализ.

Объект исследования: учащиеся старших классов МБОУ Калманской СОШ.

Теоретическая значимость данного исследования обусловлена моим углубленным пониманием психологических аспектов цветового восприятия и его влияния на человека.

Практическая значимость: мой труд расширяет познания о психологии цвета, теме, не полностью раскрытой в современности, и способна изменить восприятие и представления о некоторых цветах.

Глава 1. Цвет в жизни человека

1.1 История цвета

Леонардо да Винчи (1452-1519), выдающаяся личность эпохи Ренессанса, первым предложил комплексную систематизацию цвета. Он утверждал, что палитра Древней Греции и Рима была несовершенной и ограниченной. Да Винчи аргументировал, что есть шесть базовых цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный, выделяя тем самым основу для понимания цветового разнообразия. Этот пионер искусства и науки также разделял понимание цвета на два ключевых аспекта: практическое применение и эстетическое значение.

Через 150 лет после, в 1666 году, молодой 23-летний британский физик Исаак Ньютон впервые практически продемонстрировал разложение солнечного света на цветовой спектр с помощью солнечной призмы и стекла. Произведя эксперимент, где солнечный свет проходил через призму, он наблюдал его разложение на составляющие его цвета, образуя радугу. Этот опыт лег в основу открытия Ньютоном принципа, что белый свет является комбинацией различных цветов, располагающихся в строго определенной последовательности.

-2

Пока Исаак Ньютон разрабатывал научные основы оптики и цвета, Вольфганг Гете, выдающийся немецкий поэт и философ, предложил альтернативный подход в своем труде "Теория цветов" 1810 года, сосредотачиваясь на психологическом аспекте восприятия цвета. Гете исследовал, как человеческий глаз реагирует на цвета, и этими исследованиями дополнил спектр знаний о цвете, представив уникальные теории и наблюдения о влиянии цветов на человеческое сознание.

-3

Цветовой спектр делится на две области: в первой обнаруживаются теплые оттенки (красный, оранжевый, желтый, зеленовато-желтый), а во второй - холодные (синий, голубой, фиолетовый). Теплые цвета ассоциируются с ощущением теплоты и уюта, способствуя ощущению спокойствия и комфорта. Холодные же тона, напротив, могут вызывать чувства прохлады и дистанции.

Цветовая палитра оказывает неосознаваемое влияние на эмоциональное состояние и поведенческие реакции человека, вызывая разнообразные ответные действия. В середине XX века, а именно в 1949 году, Макс Люшер, профессионал в области психотерапии из Швейцарии, представил миру уникальный метод диагностики личностных характеристик через предпочтения в цветах. В ходе обширных исследовательских работ, охвативших анализ более четырех тысяч цветовых вариаций, был выделен набор из восьми цветов — синего, красного, фиолетового, серого, зеленого, желтого, коричневого и черного. Люшер утверждает, что восприятие цвета является общим и константным для всех людей, в отличие от личных цветовых предпочтений, что делает возможным точное определение личностных качеств на основе выбора цвета.

-4

1.2 Символика цвета

Обычно, конкретный цвет способен эвоцировать специфическую эмоцию или ассоциацию. Однако культурные различия влияют на восприятие и символику цветов в разных регионах.

В разных культурах белый цвет имеет различные символические значения; в западных странах он часто ассоциируется с чистотой, невинностью, идеалом и праздничными событиями, тогда как в некоторых восточных культурах он может символизировать скорбь, траур и иногда болезнь. В связи с этим, для жителей таких стран, как Китай, Индия, и Япония, западная традиция выбирать белое свадебное платье для отмечания бракосочетания, события, проникнутого радостью и счастьем, может показаться непонятной и даже странной.

Параллельно, в восточных культурах черный цвет ассоциируется исключительно с позитивными аспектами, включая идеи любви, благосостояния семьи, счастливого брака, репрезентируя также здоровый ночной отдых и гармонию. В контрасте, в западных странах, таких как США и Европа, он носит оттенок горя и траура, символизируя скорбь, невезение, мрак, разрушение и конец жизни.

В культуре Дальнего Востока, красный цвет ассоциируется с позитивными аспектами, включая любовь, благородство, рождение и энергию жизни. В контексте французской культуры, красный цвет имеет королевские коннотации, однако также связан с процессом скорби, что вызывает недоумение у жителей Египта. В Японии и Соединенных Штатах, красный цвет представляет собой предупреждение об опасности или угрозе, концепция, которая кажется необычной для китайской культурной перспективы. Кроме того, в японской культуре красный также может символизировать гнев или ярость.

В Соединенных Штатах Америки желтый оттенок традиционно ассоциируется с неуверенностью и боязливостью, тогда как в Восточно-Азиатских и Южно-Азиатских культурах, таких как Китайская, Индийская и Японская, он исполнен крайне положительных коннотаций. В этих странах, цвет вызывает ассоциации с ярким солнечным светом и блестящим золотом. В Японии желтый олицетворяет собой стилистическую утонченность и грациозность, в Индии его считают атрибутом успеха и фортуны, тогда как в Китае он символизирует изобилие и радость. Среди славян же желтый колорит нередко интерпретируется как выражение зависти и протестных настроений.

Замечательно, в Соединенных Штатах Америки зеленый цвет является символом безопасности, однако во Франции к такому отношению не придерживаются и ассоциируют данный цвет с преступностью.

Розовый оттенок во многих государствах символизирует любовь и нежность. В Корее он вместе с пастельными тонами выражает благожелательность, надежность и устойчивость.

В американской культуре, синий ассоциируется с силой и надёжностью, в то время как в Японии он символизирует предательство и обман. В египетской традиции, этот цвет представляет честность и нравственность, в славянском же контексте он служит выражением грусти.

Множество исследований было проведено на тему того, как цвета воздействуют на человеческую психику и сознание, что связано с различием в символике цветов в разных культурах.

1.3 Влияние цвета на психоэмоциональное состояние школьников

Цветовая палитра оказывает значительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние учащихся. Она способствует изменениям в работоспособности, способствует расслаблению и способствует восстановлению организма. Правильный подбор цветов для одежды и дизайна помещений может предотвратить множество негативных последствий.

Красный цвет стимулирует активацию чакр, наполняя организм энергией и живостью, что сохраняется в течение всего дня. Этот цвет способствует увеличению самоуверенности и улучшению производительности.

Розовый цвет символизирует непосредственность детского возраста и гармоничный период подростковости, часто является воплощением беззаботного блаженства. Оттенки розового оказывают благотворное воздействие на психоэмоциональное состояние, способствуя ускоренной реабилитации и эффективному восстановлению жизненной энергии после перенесенных заболеваний.

Теплые оранжевые оттенки способствуют стимуляции ментальной активности, повышению уровня концентрации и развитию креативности. Эти же оттенки способствуют повышению позитивного настроения и укреплению силы воли.

Цвет жёлтый способствует релаксации, положительно воздействуя на когнитивные способности и усиливая концентрацию в процессе осмысленной работы. Он стимулирует мозговую деятельность, делая его отличным выбором для дизайна кухонной зоны и обеденных помещений благодаря его способности увеличивать чувство голода. В то же время, применение жёлтого оттенка в оформлении комнат для детей не предпочтительно из-за его потенциальной способности вызывать усиление эмоциональной восприимчивости, ведущей к возрастанию слёзливости и снижению настроения среди младших.

Цвет зеленый ассоциируется с возрождением, свежестью и стабильностью. В дорожном регулировании этот оттенок сигнализирует о безопасности продолжения движения для участников дорожного движения. На уровне психологии, зеленые оттенки благотворно воздействуют на когнитивные процессы, способствуя концентрации и улучшению обучаемости, что делает их идеальным выбором для дизайна образовательных пространств для младших школьников.

Голубой цвет символизирует умиротворение и стабильность. Его присутствие благотворно воздействует на усиление концентрации. Оттенки спектра, приближенные к холодным, расслабляют психику, в то время как яркие вариации этого цвета могут активировать когнитивные функции. Для пространств, требующих ментальной сосредоточенности, как офисы и комнаты для встреч, синий цвет является идеальным выбором; декоративные элементы данного цвета в помещении стимулируют умственную работу и способствуют повышению производительности.

Синий цвет способствует релаксации, улучшая как физическое, так и психическое благополучие, эффективно восстанавливая энергетику. Он создает ощущение безопасности. В спальнях, оформленных в синих тонах, уменьшается раздражительность, стабилизируется состояние нервной системы и понижается уровень анксиозности.

Белый цвет является верхом совершенства, символизирует безграничность, равноправие, непорочность и безупречность. Впрочем, его избыточное применение связывают с медицинскими учреждениями, что может спровоцировать раздражение и утомление.

Черный цвет ассоциируется с грустью и меланхолическим настроением, оказывая подавляющее воздействие на психоэмоциональное состояние. Предпочтение черного цвета часто связывают с меланхолическими склонностями и депрессивными состояниями.

Серый - это нейтральный оттенок, который из-за своей приглушенности идеально подходит для оформления интерьера персональных рабочих пространств. В основном его выбирают люди, стремящиеся к дискретности и скромности. Серый часто связывают с чувствами уныния и монотонности.

Глава 2. Анализ и результаты исследовательской работы

2.1 Организация исследования

После тщательного изучения и анализа научных работ и онлайн материалов по этой тематике, стало ясно, что цвет оказывает значительное и критически важное влияние на жизнь человека.

Свою работу над проектом я начал с составления плана:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Подготовительный этап

1) Работа над паспортом проекта

2) Сбор информации и справочного материала.

Исследовательский этап

1)Изучение дополнительной литературы и справочного материала.

2)Исследование данных о воздействии цветовой гаммы на эмоциональное состояние школьников.

3)Подведение итогов.

4)Формулирование выводов по проделанной работе.

Заключительный этап

1)Оценивание работы

2.2 Анализ опроса-исследования среди обучающихся 8-11 классов МБОУ Калманской СОШ

В рамках исследования на тему «Влияние цветовой палитры на эмоциональное восприятие» среди старших классов был организован конфиденциальный опрос, в котором приняли участие 34 человека. Полученные результаты дали возможность выяснить предпочтения учеников в использовании определенных цветов в различных сферах.

Вначале были предложены вопросы о возможных влияниях цветовой гаммы на различные виды деятельности.

Вопрос 1. Ваш любимый цвет?

Вывод: большинство учащихся выделили черный (22%), белый (17%) и фиолетовый (17%) цвета.

Вопрос 2. Какой цвет вызывает желание учиться?

Итог: Первенство принадлежит красному цвету (15%), в то время как равное распределение занимают розовый, голубой, синий и фиолетовый, каждый по 12%.

Вопрос 3. Какие цвета, по вашему мнению, полезны для детей?

Вывод: самым полезным подростки выделили зеленый(22%)цвет.

Вопрос 4. Какой цвет успокаивает?

Вывод: для психического спокойствия, по мнению многих, были выбраны зеленый(17%) и белый(17%) цвета.

Вопрос 5. Какой цвет для здоровья?

Вывод: 47%, практически половину из всех предложенных цветов отведено зеленому цвету – цвету жизни.

Вопрос 6. Какие цвета наиболее подходят для интерьера школы?

Итог: Главным предпочтением в дизайне школьных помещений среди опрошенных учащихся являются белый(14%), черный(13%) и желтый(11%) оттенки.

Далее я попросил ответить на вопрос, связанный с эмоциональным отношением к цветам:

К эмоциональным реакциям подростков на спектр цветовых оттенков можно отметить следующее: белый ассоциируется с состоянием покоя, желтый провоцирует ощущение счастья, серый навевает меланхолию, черный внушает ощущение опасности и паники, розовый вызывает чувство эмпатии, зеленый стимулирует активность, а коричневый сталкивается с отторжением.

Вывод: выбор цвета участниками опроса связан с настроением и зрительным восприятием.

2.3 Результаты исследования

Для оценки психоэмоционального состояния учащихся школьного возраста критично понимание их отношения к определенным цветам. В рамках этого исследования, я начал с анкетирования (см. Приложение 1), осуществленного с целью выявления. В исследовании школьникам были заданы вопросы об их представлениях о воздействии цветовой палитры на разнообразные аспекты активности.

По результатам анкеты были составлены диаграммы:

-5
-6
-7
-8
-9
-10

Затем я продвинулся в своем научном исследовании, разработав палитру эмоциональных состояний, адаптированную для обучающихся нашего образовательного учреждения. Для достижения этой цели я предложил ученикам пройти через вторую опросную форму (см. Приложение 2), в которой они должны были сопоставить различные эмоциональные отклики с конкретными цветовыми оттенками.

Результаты были следующими:

-11

Исследовав ответы на опрос, я выявил, что восприятие конкретного цвета среди многих школьников амбивалентно. Так, красный часто ассоциируется с раздражением, а желтый вызывает чувство радости.

Заключение

В ходе анализа результатов анкетного опроса было выявлено, что предпочтения в цветовой палитре склоняются к черному, белому и фиолетовому оттенкам. Среди этих, белый и фиолетовый ассоциируются с эмоциональным покоем, тогда как черный нередко ассоциируется с чувством страха, тревожности и печали. Наблюдается интерес к такому сочетанию цветов в оформлении школьного интерьера, что может свидетельствовать о потребности подростков в определенной степени эмоционального дисбаланса — смеси спокойствия с элементами тревожности. Что касается розового цвета, то он выделяется своей способностью вызывать чувства симпатии, оказывая успокаивающее влияние и позитивно воздействуя на мотивацию к учебе. Зеленый цвет, ассоциируемый со здоровьем, иногда вызывает отрицательные эмоции, несмотря на его благоприятное значение. Красный цвет вызывает двойственные чувства: с одной стороны, он может провоцировать гнев, с другой — он привлекает и мотивирует к обучению, положительно сказываясь на физическом самочувствии.

Изучив данные, стало ясно, что предпочитаемый цвет испытуемыми коррелировал с их эмоциональным состоянием.

Следовательно, мной были достигнуты определённые целевые ориентиры и задумки. Предполагаемое исходное утверждение нашего исследования заключалось в том, что существует корреляция между эмоциональным состоянием учащегося и цветовым восприятием.

Цвет обладает значительным влиянием на психоэмоциональное состояние человека. В связи с этим, важно для людей современного мира осознавать способность цвета модулировать их внутренние процессы и настроение, обеспечивая адаптацию к переменам окружающей среды. Этот факт находит отражение и утверждение в рамках моего научного изыскания. Результаты данного исследования предлагается интегрировать в образовательный процесс, где они могут служить в качестве эффективных обучающих ресурсов на занятиях по биологии.

Список литературы

1. История появления понятия цвета. [Электронный ресурс]. – URL:

https://novainfo.ru/article/1989.

2. Влияние цвета на настроение человека. [Электронный ресурс]. – URL:

https://pandia.ru/text/80/157/1895.php.

3. Влияние цвета на состояние людей. [Электронный ресурс]. – URL: https://eee-science.ru/item-work

4. Цветоведение. [Электронный ресурс]. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/63ac30309a7947b002800fc9

5. Цветоведение. [Электронный ресурс]. – URL: https://gumanitar-intercollege.ru/upload/iblock/b06/bf0w3ux5vkc0p0eiq3o9zfpbu2gx0l9t.pdf

6. Цвет в повседневной жизни человека. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/proekt-cvet-v-povsednevnoj-zhizni-4335169.html

7. Значение цвета в нашей жизни. [Электронный ресурс]. – URL: https://chemakina-polina-ds157archangelsk.eduface.ru/articles/post/3353747

8. Символика цвета. [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/5758789/page:2/

9. Символика цвета. [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/dizayn/simvolika_cveta/

10. История цвета. [Электронный ресурс]. – URL: https://school-science.ru/4/11/1588