Благими намерениями вымощена дорога к… 60-100 млн случаев отравления (оценки в источниках разнятся). Примерно так можно одним предложением описать то, что происходит с 80-ых годов в Бангладеш в Южной Азии. ООН решила наконец дать жителям бедной страны доступ к чистой, безопасной питьевой воде, но спустя 20 лет стало ясно: несчастные бангладешцы начинали массово страдать от хронических заболеваний, вызванных… отравлением мышьяком.
Почему ООН обращает внимание на Бангладеш
Люди, побывавшие в Бангладеш, говорят так: «Хуже Индии». Здесь сошлись все неблагоприятные звезды: глубочайшее перенаселение, бедность, горы мусора, разрушительные тайфуны и наводнения – как норма жизни.
- Бангладеш – самое перенаселенное государство на планете, если вычеркнуть из списка карликовые страны (Монако, Ватикан и т. д). На 1 кв. км здесь приходится от 1 180 до 1 342 человек по разным источникам.
- Экономика страны развивается-развивается, но никак не разовьется. Большая часть населения по-прежнему выживает сельским хозяйством. А что говорить о 70-ых годах прошлого века, где берут начало события истории, когда Бангладеш только-только обрел независимость.
- Бангладеш испытывает огромные проблемы с вывозом мусора. Столица – Дакка – взяла серебро в первенстве самых грязных городов мира.
- Домики местных жителей, построенных по примитивным технологиям и часто из подручных материалов, постоянно сносят циклоны с Индийского океана.
И, наконец, ближе к теме: бесконечные наводнения. Грубо говоря, Бангладеш – это одна большая пойма рек, берущих начало в Гималаях – Ганга, Мекхны и Брахмапутры. Когда снег на вершинах тает, затапливает от 20 до 70 % территории страны.
Раньше жители Бангладеш не задумывались о чистой воде для питья. Они черпали ее, грубо говоря, из рек и озер, в которые каждую весну приходили паводковые потоки. О чистоте того же Ганга наслышаны многие. При условии высокой влажности и температуры воздуха всякие нехорошие бактерии плодились в геометрической прогрессии.
Поэтому каждый год сотни тысяч бангладешцев из-за грязной воды страдали инфекционными заболеваниями, преимущественно – кишечными. А серьезный недуг для простого бангладешца порой оказывался билетом в один конец. Тем более тогда. Ведь даже сейчас одной из главных проблем государства называют отсутствие доступа к современной медицине.
Печальная статистика возмутила ООН: человечество уже подходит к 21 веку. А в Южной Азии люди до сих пор не могут получить чистую питьевую воду, потому что у государства нет средств сделать колодца! И ООН выделяет на это деньги, чтобы бангладешцы стали пользоваться грунтовой водой.
Мышьяк в питьевой воде
Итак, 70-80-е года прошлого века. При финансировании ООН по всей территории появляется 7-10 миллионов трубчатых колодцев глубиной 30 м. Они достигают водоносного слоя, в котором нет бактерий и грязи, приносимых разливами рек.
Что, казалось бы, может пойти не так?
Только вот со временем люди замечают, что на их коже появляются странные пятна. А потом – начинает барахлить весь организм, неожиданно появляются серьезные хронические заболевания, порой – фатальные.
К началу 90-х установят причину: вода в трети колодцев содержит зашкаливающее количество мышьяка – токсичного и канцерогенного химического элемента. В количестве, в 20-100 раз превосходящих норму. Врачи поднимут старые записи 80-х годов и попробуют выяснить судьбу людей, которые обращались к ним раньше по поводу пятен на коже. Подсчитают и покачают головой: 30 % из них столкнулись с онкологией или, по словам родственников, "тяжело ушли по непонятной причине".
Как мышьяк попал в питьевую воду в Бангладеш: «Сами виноваты»
Для кого-то это может показаться странным, но сам факт наличия мышьяка в Бангладеш никого не удивил. Реки, берущие начало в Гималаях, обладают такой химической особенностью. Это, так сказать, подарочек от природы, связанный с особенностями горной системы:
Интенсивная тектоническая активность в передней части гималайского пояса, связанная с обильными осадками в голоцене, позволяет повторно мобилизовать мышьяк и транспортировать его в Бенгальский залив.
- дословный перевод научной статьи с названием «Бенгальский мышьяк»
В ходе формирования Гималаев мышьяк из недр земли оказался практически на поверхности. При том, что эти горы – результат столкновения 2-х плит, здесь продолжается тектоническая активность и периодически «вытрясывает» всю имеющуюся в наличии таблицу Менделеева. Где-то - "выветривает". И все это химическое великолепие незамедлительно подхватывается реками и плывет вниз по течению. В Бангладеш, конечно.
Мышьяк в горных реках Южной и Восточной Азии химически связан с чаще всего с соединениями железа. Эта особенность уже была замечена геологами от Инда до Янцзы, т. е. на довольно внушительной территории. Анализы проб воды показывали наличие мышьяка, «прицепленного» к оксидам железа.
Но глобальная проблема появилась только в Бангладеш. Перед наукой встали 2 главных вопроса: почему здесь мышьяк высвобождается из соединений, в которых он сцеплен, и как опасный элемент проник в грунтовые воды.
Хотя окончательный вывод не сделан, популярной считается теория, что бангладешцы в каком-то смысле сами виноваты! Поглядите на фото деревенского дома типичного сельского жителя страны:
Видите пруд перед домом? Таких искусственных водоемов – тысячи по всей стране.
Это примитивный способ борьбы с последствиями тех самых наводнений, которые каждый год приходят в Бангладеш из-за географических особенностей (самая большая в мире дельта реки, небольшая высота территории страны над уровнем моря, бесконечные ливни из-за циклонов). Чтобы вода быстрее ушла с участка, вокруг жилища или рисового поля-кормильца сельские жители роют пруды и канавки.
На дне прудов год за годом скапливается слой органики – всякий растительный мусор и ил, приносимый реками. Органика богата углеродом, которым питаются различные бактерии, живущие в стоячей воде. Некоторые из них коварны: в условиях нехватки кислорода они начинают «осваивать» все, что лежит на дне, в том числе и оксиды железа с мышьяком. В результате – последний поступает в воду.
По этой теории такой стоячий пруд – это рассадник микроорганизмов, невольно создающих мышьяк. И уже отсюда вода, сквозь толщу почвы, просачивается в грунтовые воды. Откуда местные жители забирают ее через колодцы.
В 2008 году гидролог Чарльз Харви установил, что изотопный состав воды в прудах и колодцах подозрительно похож и предположил, что разгадка кроется как раз на дне искусственных водоемов. Позже, в 2015 году ученые из Стэнфордского университета детально разобрались в жизни коварных бактерий и подтвердили эту теорию. Посоветовав просто больше не рыть колодцы, находящиеся в близости от упомянутых прудов.
Но есть и другие версии. Например, что высвобождение мышьяка – это естественный процесс в условиях Бангладеш, которому просто опять не повезло. Ганг и другие реки миллионы лет наносили сюда, в "Бенгальский веер" дельты, мышьяк с Гималаев, который постоянно оседал в почве.
А если бактерии и виноваты – то они живут здесь не из-за прудов, нарытых для осушения в робких попытках хоть как-то сберечь участки от воды, а просто потому что здесь по умолчанию почва богата органикой: ежегодные паводки каждый год вдоволь сдабривают ее илом и растительными остатками. Этой теории придерживается, например, геохимик Джон Макартур из Лондона.
По данным на 2020 год четверть населения Бангладеш – почти 40 млн человек – продолжали пить воду с повышенным содержанием мышьяка. Попытки исправить ситуацию пока не решают проблему на 100 %, несмотря на помощь уже МАГАТЭ и крупных университетов:
Если не погружаться в историю: из скупых отчетов "помощь" с начала 90-х выглядит как бесконечные исследования и выдвижения теорий. А реальные действия топчутся на месте.