Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Нечисть» / Baghead

О фильме «Нечисть» режиссера Альберто Корредора рассказывает сегодня Александр Костин

год:2024
режиссёр: Альберто Корредор
в ролях: Фрейя Аллан, Джереми Ирвин, Руби Баркер, Питер Муллан, Нед Деннехи, Энн Мюллер, Свенья Юнг

Мистический привет зрителям!

Рождённое талантом Булгакова выражение о причудливо тасующейся колоде недаром стало крылатым — сложно найти более универсальное определение вечного броуновского движения, которое также называется нашей жизнью. Казалось бы, абсолютно не связанные между собой события, совершенно случайным и непрямым образом влияя друг на друга, приводят нас к результату, которого и не думали бы ожидать самые смелые пророки. «Нечисть» — ужасающе тупой, схематичный, переполненный стереотипами, до отвращения стандартно скроенный, непоследовательный и неглубокий фильм, просмотр которого является испытанием для неподготовленного зрителя. Но виноваты ли в этом его авторы? Разумеется, нет, ведь главная деструктивная сила, стоящая у истоков этого проекта куда страшнее, является очевидным источником всех мировых проблем, и имя ей — токсичная маскулинность.

-2

Подобно герою знаменитого рассказа Брэдбери «И грянул гром», человеком, случайно наступившим на бабочку и таким образом запустившим трагическую цепную реакцию, стал Генри Кэвилл. Если бы сей английский джентльмен нашёл в себе силы промолчать, и не пикироваться с жирными небинарными феминистками, составляющими основу креативной команды «Ведьмака», то его бы не уволили из проекта, заклеймив «токсичным» и бесславный конец сериала можно было бы отсрочить. Но увы, любому сколь-нибудь проницательному наблюдателю очевидно, что следующий сезон «Ведьмака» будет последним, а значит занятые в нём артисты бросились искать новую работу. И если ветеран Ларс Микельсен с его отработанным амплуа злодея явно не пропадёт, то начинающие актрисы вполне реально рискуют разделить печальную судьбу Аманды Бэйнс.

Видя такую перспективу, малышка Фрейя Аллан необдуманно схватилась за первое же предложение сняться в бюджетном хорроре. Ну а неопытный режиссёр после такого успеха кастинг-директора, очевидно, полностью расслабился и пустил дело на самотёк — и правда, зачем стараться, у нас же на главной роли сама Сирилла! Разумеется, результат оказался предсказуемым.

Итак, «Нечисть» рассказывает нам о непростой судьбе юной английской леди по имени Айрис. Как и положено современной прогрессивной и сильной женщине, Айрис считает себя творческой личностью, поэтому нигде не работает, не учится, и сидит на шее у своей подружки Кейти. Но скромных доходов бодипозитивной негритянки не хватает на оплату аренды, и юных леди выкидывают на мороз. Именно в этот драматический момент раздаётся телефонный звонок, единственное призвание которого — способствовать продвижению сюжета, и некий адвокат сообщает героине о смерти её отца, а также о том, что ей в наследство достался старинный паб ажно XVI века постройки. И хотя Айрис уже 20 лет не виделась с бросившим её папой, она немедленно хватается за возможность разом решить все свои финансовые проблемы, причём её не смущает даже тот факт, что в эпоху электронной коммерции права на недвижимость надо переписывать гусиным пером и на древнем пергаменте. Адвокат предлагает девушке быстренько продать недвижимость, но она решает повременить и первым делом заночевать в своём новом доме.

-3

Стоит ли говорить, что ночью героиню будят странные шорохи, зловещие голоса, и звук скребущих по камню когтей, доносящийся из погреба. Мало того, спустившись по лестнице, Айрис обнаруживает в собственной прихожей незнакомого мужчину, который с ходу вручает ей толстую пачку денег, и требует немедленно провести его к «женщине в подвале». С трудом выпроводив непрошенного гостя, и не забыв при этом забрать предложенный им аванс, Айрис благоразумно решает не лезть в подземелье ночью, тем более с утра должна приехать Кейти. В итоге, посоветовавшись с подругой, девушки и присоединившийся с ним визитёр по имени Нил решают исследовать подвал втроём.

Там они находят ход в древние катакомбы, откуда незамедлительно выползает некое крайне злобное, покрытое трупными пятнами существо с мешком на голове, которое, тем не менее, подчиняется отдаваемым Айрис командам. Нил скармливает нечисти кольцо своей умершей матери, и тварь магически превращается в неё, предоставляя таким образом возможность пообщаться с ней и сказать то, что сын не успел при жизни. Но через две минуты милая пожилая дама трансформируется в настоящего демона и герои еле выбираются из подвала.

Весьма шокированная Айрис пытается разобраться в происходящем, и, обнаружив среди вещей отца видеокассету с посланием следующему владельцу дома, узнаёт, что живущая в подземелье тварь это неудачно сожжённая в XVI веке великая ведьма, для борьбы с которой в своё был даже создан специальный рыцарский орден. Поскольку огонь ведьму не брал, и она упорно продолжала лезть из своего склепа, члены ордена решили бороться с магией с помощью магии, и запечатали могилу древним заклятием. Единственный минус данного подхода заключался в том, что, совершив обряд, рыцари одновременно приковали себя к конкретному проклятому дому, и любой член ордена, пытавшийся навсегда покинуть его, вскоре умирал мучительной смертью. Мало того, Айрис, поставив подпись на древнем документе о правах владения домом, тем самым присоединилась к ордену и теперь тоже фактически заточена вместе с монстром. Соответственно, вопрос, как ей оттуда выбираться, остаётся открытым. Впрочем, Айрис, подобно героям фильма «Бумер», думает о финансовых проблемах, но забывает при этом о других, и озабочена лишь тем, как выдоить из Нила побольше денег за возможность пообщаться с мёртвыми родственниками.

-4

В течение всей истории человечества жанр мистического хоррора в различных своих ипостасях пользовался неизменной популярностью, поэтому сказать новое слово такого рода фильмом чрезвычайно трудно. Спасти автора в данном случае может либо оригинальная форма произведения, либо высочайшее качество его исполнения. Увы, но «Нечисть» не может похвастаться ни тем, не другим. Даже если не принимать во внимание очевидные параллели с «Тварью на пороге» и «Данвичским ужасом» Лавкрафта, на которые давно закончился копирайт, всё равно нельзя не заметить, что режиссёр старательно каталогизирует и тщательно воспроизводит наиболее известные штампы жанра, обирая всех, начиная с классического «Экзорциста» и заканчивая последними «Зловещими мертвецами». И если бы, как в уже упомянутых «Мертвецах», каждый элемент повествования находился в идеальной гармонии с остальными, вторичность «Нечисти» можно было бы простить. Но и тут Корредор, в течение своей карьеры снявший всего одну короткометражку, демонстрирует отсутствие у него практического опыта.

Небрежность проявляется во всём — от не замеченных редакторами багов компьютерной графики (на общих планах здания вместо дыма из труб нарисованы какие-то рандомные артефакты), до банальных нестыковок в сценарии (действие происходит вроде как в Германии, но расплачиваются все фунтами, и названия везде английские). Ещё хуже дело обстоит с объёмностью и мотивацией персонажей — портреты героев выполнены столь грубыми мазками, что иногда кажутся тонкой самопародией. О той же Айрис мы знаем лишь то, что у неё проблемы с деньгами, и она ненавидит своего отца, её подружка Кейти довольствуется бодипозитивностью в качестве единственной характеристики, та же судьба постигла папу героини, которого сделали архетипичным ирландским алкоголиком. Высшей формой сюжетной интриги, очевидной, кстати, после 15 минут просмотра, становится Нил, которого регулярно общаться с мёртвыми заставляет чувство вины за случайное убийство жены, что вызывает до тошноты стандартную реакцию окружающих.

-5

Но наименее интересным аспектом фильма предсказуемо оказывается его центральный момент — ведьма-монстр в подвале. Так и не объяснено, в чём же конкретно заключается упомянутое мельком вселенское зло, которое никак нельзя выпускать в наш мир. Большинство практических манифестаций её чёрной магии оказывается элементарным набором психологических трюков, которые в наши дни способен провернуть любой человек с доступом к интернету. Так что может быть героям всё же стоило выполнить просьбу ведьмы, разрушить древнюю печать, и ничего страшного не произошло бы — вылезла бы она из погреба, вступила в партию «зелёных», покрасила волосы в розовый цвет, поступила на работу в HR и прекрасно интегрировалась бы в общество, ничем не отличаясь от среднестатистической немки. Ну а если герои и правда всерьёз хотели очистить недвижимость от инфернальной твари, что мешало поставить в подвале колонки и врубить на полную громкость того же Vacio — да уже через полчаса вся нечисть в ужасе убежала бы в ад.

Говоря о техническом исполнении фильма, следует отметить, что зачастую нейтрализовать или хотя бы смягчить эффект, оказываемый низким качеством сценария, помогает яркое и оригинальное прочтение старых идей или внимание к деталям. Увы, но поверхностный подход авторов «Нечисти» проявляется во всех аспектах проекта, и если во времена Хичкока или Фридкина полутьма, странные звуки, необычный мейкап, самостоятельно передвигающиеся предметы или резко выскакивающие на экран монстры ещё могли напугать неизбалованного зрителя, то в наши дни такой примитивизм способен вызвать скорее незапланированный комический эффект. Свою роль в эпическом провале фильма сыграл и крайне ограниченный бюджет — разумеется, гений уровня фон Триера может снять первоклассную драму в нарисованных на полу декорациях, но жанр хоррора требует хотя бы минимальных вложений в визуальный аспект картины, которые, судя по примеру «Вороньей лощины» и «Восставшего из ада», стабильно окупаются. Так что, несмотря на все старания режиссёра снять новый стандарт камерного хоррора, «Экзорцист» пока остался непревзойдённым.

-6

Учитывая общее качество фильма, труппа заслуживает отдельной похвалы за отчаянные попытки вдохнуть хоть какую-то жизнь в мертворожденных героев. Фрейя Аллен старается изо всех сил, но даже её холодная нордическая красота не способна надолго отвлечь внимание аудитории от двухмерности её персонажа. Джереми Ирвин хорош в совершенно неблагодарной роли мультяшно неуравновешенного Нила. Руби Баркер вполне аутентична в роли хорошего человека, который всегда первым идёт на корм монстрам. Питер Муллан, традиционно отлично отрабатывающий роли трагических негодяев, и тут не разочаровывает.

Итог: первый полнометражный блин Альберто Корредора. Предсказуемый, скучный, картонный, шероховатый, но главное — совершенно не страшный хоррор. Зря потраченные два часа.

Александр Костин для портала Альтерлит