Найти тему
Високосный день

Тулпар-Тальго и Новый год

В Новогодние праздники 2023 года решили мы посетить Алма-Ату, про которую неоднократно слышали множество восхищенных отзывов. Лететь туда самолётом в связи с праздниками выходило очень дорого, поэтому я предложила мужу поехать поездом. Возможно, его не очень радовала перспектива трястись в поезде двое суток туда и столько же назад, но он знает, что если я одержима какой-то идеей - спорить бессмысленно. К тому же за много лет совместной жизни он привык к разъездам и принимает это как должное. Поэтому как только его согласие под пытками (шучу, шучу😄) было получено, я приступила к подбору билетов. И была крайне удивлена, узнав, что от Казани до Алма-Аты раз в неделю курсирует прямой пассажирский поезд.

Урал за окном поезда
Урал за окном поезда

Однако стоимость билетов была неприлично высока. Плацкарт (!) стоил больше 13 тысяч, а про купе даже думать было страшно. Что-то в районе 20 тысяч за одного в одну сторону! Однако когда я заложила в качестве конечной точки Казахстанский Петропавловск- город практически пограничный - цена билета чудесным образом оказалась всего 4 тысячи рублей (я, конечно, про плацкарт). Это обстоятельство порадовало, и я начала изучать поезда, которые смогли бы домчать нас от Петропавловска до прекрасной Алма-Аты.

-2

Таких поездов оказалось два. Первый- социальный (или государственный, кому как приятнее) предлагал перевезти нас за какую-то смешную сумму чуть более 1 тысячи рублей, причем я сейчас говорю о купе. Разумеется, казахи взяли бы с нас в тэнге, но сайт РЖД позволял покупать билеты дружественной страны за рубли. Однако казахстанские купе - это тот еще экстрим. Они бывают и на 6 человек, с тремя полками с каждой стороны. Думаю,что в социальном презде купе имнно такие. И тогда я стала изучать второй поезд, который назывался красивыми словами "Тулпар-Тальго".

В детстве у меня был трёхтомник Казахских народных сказок, которые я любила просто до сумасшествия. И не просто зачитывала до дыр, а цитирова наизусть. Сказки были не совсем уж детские, скорее для младшего и среднего школьного возраста. И почти в каждой из них фигурировал Тулпар - стремительный крылатый конь, верный друг героического и бесстрашного джигита, побеждающего всех направо и налево. Поэтому, увидев такое название поезда, я почувствовала себя так, будто кто-то близкий помахал мне из детства и погладил по голове.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Этот поезд позиционировался как коммерческий, и билет в вагон СВ, где купе были двухместными, с душем и туалетом, стоил примерно 3600 рублей, а билет в двухместное купе в вагоне бизнес-класса - около 3 тысяч. Я решила, что купе СВ- отличное место для романтической встречи Нового года, и начала производить расчеты и намечать основные вехи нашего будущего путешествия. Но пока я так подтормаживала, купе в вагоне СВ то ли закончились, то ли подскочили в цене. В общем, не помню по какой причине, но мне пришлось покупать бизнес-класс (Или это называлось люкс? Правильное название сейчас не вспомнить, но это не так уж и важно).

С другой стороны, зачем нам в дороге душ? Мы что, мыться едем? А раковина с водой полагалась и в бизнес-купе. По поводу отсутствия в купе туалета я тоже не особо заморачивалась. В конце концов, воздух будет чище. Да и ехать по Казахстану предстоит меньше, чем сутки, так что не разломимся.

Вот такое купе было у нас, только двухместное. Кресла трансформируются в полку. Фото из интернета.
Вот такое купе было у нас, только двухместное. Кресла трансформируются в полку. Фото из интернета.

Итоговая стоимость поездки в одну сторону на одного вышла чуть меньше 8 тысяч рублей (сравните с плацкартом за 13 тысяч!).

И вот наступил вечер 29 декабря, когда мы сели в такси и в приподнятом настроении отправились на вокзал.

Состав уже растянулся вдоль перрона. Это был самый обычный поезд, состоящий из стареньких вагонов, но принадлежал он славному Казахстану, а не нашим РЖД. Мы подошли к своему вагону и приготовились, как обычно, демонстрировать свои паспорта. Как вы, наверное, поняли, я из экономии взяла билеты в плацкарт, объясняя себе и мужу, что сутки как-нибудь потерпим, зато потом поедем в необыкновенном комфорте. Проводником оказался высокий добродушный казах лет 60. На наши паспорта он и не глянул, отмахнувшись со словами: "Не надо!"

По дороге в Казахстан
По дороге в Казахстан

Мы влезли в недра вагона. Поезд был забит битком, и рассказать про поездку в нем особо и нечего, за исключением того, что казах-проводник топил так, будто за бортом было -60. Поэтому в вагоне стояла нестерпимая жара. Когда я подходила и умоляла его прекратить это безобразие, он отвечал: "А некоторые жалуются, что холодно!" Хотела бы я посмотреть на этих людей, замерзающих при +35. Самое смешное, что билеты проводник так и не проверил. Точнее, он удосужился посмотреть их только при приближении к границе.

Старая железная дорога (она проходила по мосту). Сфотографировано из окна нашего поезда.
Старая железная дорога (она проходила по мосту). Сфотографировано из окна нашего поезда.

Очень ранним утром 31 декабря, перед пересечением границы, по вагонам пошли российские пограничники с крайне суровыми лицами. Проверив у всех паспорта и строго спросив про цель визита (Интересно, а какая могла быть цель в новогодние праздники? Не иначе как служебные командировки😄), они ушли. Вскоре после пересечения границы пришли пограничники казахстанские. Те тоже пытались выглядеть солидно, но показались мне немного душевнее.

Часов в 7 поезд прибыл в Петропавловск.

Вокзал Петропавловска
Вокзал Петропавловска

Большинство пассажиров вышло из вагона вместе с нами. Мы зашли в здание вокзала. У входа сидело несколько молодых казахов, досматривающих багаж у входящих пассажиров. Они приветливо сказали по-русски: "Добро пожаловать! С Новым годом!" Это было так непривычно! Мне никогда ни в одном российском городе, да и не только в российском, в аэропортах и на вокзалах не говорили "Добро пожаловать!"

Наш "Тулпар" должен был уходить около 12 часов дня. Мы прошлись до банкомата, причем какие-то ребята-казахи на улице любезно объяснили, где его найти, поскольку было еще темно. И хоть гугл-карта показывала, что банкомат недалеко, отыскать его самостоятельно не получалось.

Тот же вокзал днем
Тот же вокзал днем

Однако снять деньги мы почему-то не смогли, банкомат упрямо выплевывал мою карту, хотя в целом карты "Мир" тогда еще вроде принимались. Поэтому пришлось вернуться на вокзал и поменять рубли на тэнге в обменнике. После этого мы немного посидели на вокзале, который был очень симпатичным и благоустроенным несмотря на то, что город Петропавловск совсем небольшой. Перед вокзалом трактор чистил снег, который валил не переставая. Как только рассвело, а это было примерно в 8 часов, мы отправились прогуляться. Неподалеку от вокзала нашли хорошенькое кафе-кулинарию и с комфортом устроились там. Чем завтракали- сейчас не вспомню, но еда была не национальная. Помню только, что каждому посетителю в честь Нового года дарили мандаринчик.

Тэнге
Тэнге

Посидев в приятной обстановке с приятной музыкой с час, отправились дальше. Вскоре дорога привела нас к торговому центру. Двухэтажному, но не очень большому. Мы зашли в продуктовый супермаркет на первом этаже, чтобы купить чего-нибудь интересного и вкусного на новогоднюю ночь, хотя имели планы пойти в вагон-ресторан. Магазин почти не отличался от аналогичных наших. Очень много продуктов российского производства. Алкоголь в основном наш плюс белорусский и местный. Конечно, был и импортный, почти той же стоимости, что и у нас. Цены на что-то ниже наших, а на что-то выше. Но в целом мне показалось, что продукты слегка подороже (а средняя зарплата в Казахстане ниже).

Вокзал, второй этаж
Вокзал, второй этаж

Покупателей было много. Люди выглядели оживленными, это и понятно - ведь на носу большой праздник и длинные выходные (казахи тоже долго отдыхают в начале января).

Купив казахстанского шампанского и чего-то еще, мы покинули магазин и отправились дальше. Город, если честно, казался ничем не примечательным, к тому же, хоть снег и прекратился, было морозно и дул холодный ветер. Но улицы были аккуратно очищены, а окружающие жилые дома, хоть это были и хрущевки, не выглядели замызганными. Русских встречалось намного больше, чем казахов, и все вокруг говорили по-русски.

Немного померзнув, мы решили возвращаться на вокзал, думая, что полтора часа до поезда в чистом теплом зале с доступным wi-fi - вполне достойная альтернатива блужданию по морозу. Однако, когда время уже приближалось к 12, посадку объявлять и не думали. На табло отправлений информация о нашем поезде отсутствовала, зато на табло прибытий было указано, что поезд Тулпар прибудет из Алма-Аты около 15 часов, с опозданием в 3 часа. В наши души закрались нехорошие мысли. Уж не наш ли это Тулпар?

На вокзале
На вокзале

И я отправилась к справочному окошку. Женщина за отверстием в оргстекле подтвердила худшие наши опасения. Да, это именно наш поезд беспардонно опаздывал! Я возмутилась: "А почему не делаете объявления?"

"Сейчас сделаю", - безмятежно ответила дама. И тут же сообщила всем ожидающим об этом важном инциденте.

Я на эскалаторе вернулась в свой почти пустой зал ожидания.

Да, в Петропавловском новеньком вокзале между этажами бегают эскалаторы. На табло тем временем появилась надпись о задержке нашего Тулпара и об ориентировочном времени его отправления - 15.00.

Петропавловск
Петропавловск

Мы уткнулись в свои телефоны, параллельно попивая купленный в магазине сок и не забывая бдительно следить за табло. Время летело быстро, и мы предполагали, что минут через 20 после прибытия нашего опаздуна объявят посадку. В целом ожидание в чистом и просторном зале не особо напрягало, но понятно, что ехать в поезде было бы намного приятнее.

И еще мы поняла, что опоздание поездов в Казахстане - случай не экстремальный. Мы в России давно забыли, что поезда могут следовать не по расписанию, по-крайней мере, я с таким не сталкивалась с начала 90-х.

Примерно в 14.20 на табло появилась надпись о том, что Тулпар прибыл в Петропавловск. Однако информация о его отправлении не изменилась. И диктор не торопился сделать объявление. Тем не менее мы вскочили и направились на перрон.

Под постельным бельем-раковина, накрытая крышкой. То есть можно использовать раковину по назначению, а можно- как полку. Это фото из поезда на обратном пути.
Под постельным бельем-раковина, накрытая крышкой. То есть можно использовать раковину по назначению, а можно- как полку. Это фото из поезда на обратном пути.

Кстати, к поездам с нашего второго этажа вокзала вели длинные капитальные галереи-переходы, так что на улицу выходить не пришлось. У нас в Казани вокзал старинный, и подобные удобства там отсутствуют, хотя само здание вокзала, несомненно, очень красивое, похожее на здание Исторического музея на Красной Площади.

Поезд Тулпар внешне отличался от привычных нам поездов. У него было в два раза меньше колес, он был иначе раскрашен и форма окон была чуть другой. Эти поезда производят в Казахстане по испанским технологиям.

Наш поезд с непривычными колесами
Наш поезд с непривычными колесами

И вот подходим мы к своему вагону, а из тамбура выглядывает радостное круглое лицо молодого проводника-казаха. И это счастливое лицо кричит нам: "Павел и Юлия?" Мы с удивлением подтверждаем. "Заходите скорее!"- восклицает парень. Мы запрыгнули в вагон. Молодой проводник, одетый в форменное проводницкое синее пальто, напоминающее шинель, повлек нас к купе и, открыв дверь своим проводниковским ключом, продемонстрировал его интерьер. В купе было два больших удобных кресла, расположенных вдоль стены и соединенных между собой. Парень потянул за спинку, и кресла, перевернувшись, трансформировались в уже заправленную чистым бельем нижнюю полку. Полка была ощутимо шире тех, к которым привыкли мы. Верхняя полка была поднята, а в углу находилась переносная лесенка с объемными ступеньками. То есть ступени были не такие плоские, как в наших купе, а нормальные полноценные приступки. В углу купе помещалась маленькая раковина, а еще в стене напротив полок имелась дверь, но она была заперта. Всего же в вагоне было 5 купе. И вагон выглядел совсем пустым.

-15

Пока проводник с гордостью демонстрировал возможности своего подотчетного объекта, мой взгляд упал на открытую тетрадь, которую он положил на полку. Там был перечень пассажиров вагона - наши с мужем имена и фамилии и Ажарбек с Бибигуль со сложной фамилией. Получается, что в Петропавловске в вагон загрузилось всего 4 пассажира. Остальные, видимо, должны были сесть в других городах - Астане, Кустанае и прочих. Потом проводник предложил нам выйти и показал чистенький туалет с фаянсовым (а не привычным нам металлическим) унитазом и кулеры с водой.

Когда молодой человек, продолжая широко улыбаться своим приятным лицом, оставил нас одних, пожелав напоследок счастливого пути, муж, не видевший тетрадки нашего вагонного друга, удивленно спросил: "Интересно, как он узнал, что мы - Павел и Юлия?"

"Ну по нашим физиономиям видно, что мы не Ажарбек с Бибигуль!"- открыла я секрет.

Паспортов, кстати, этот проводник тоже не спросил. Я поняла, что это такая фишка казахстанских железных дорог - безоговорочно верить пассажирам. И это, я считаю, правильно.

Мы начали раскладывать полки, и в этот момент поезд тронулся. Времени было 14.45. Интересно, опоздал ли кто-то из пассажиров, поверив табло?

По дороге
По дороге

Переодевшись, мы направились в вагон-ресторан, чтобы прояснить обстановку.

Сцепки между вагонами в нашем обычном представлении не было. Состав был похож на поезд метро, в котором перегородки между вагонами отсутствуют.

В вагоне-ресторане нам сообщили, что время работы его - до 22 часов. Мы, разочаровавшись, даже не стали смотреть меню и пошли назад. Все проводники поезда, которых нам посчастливилось встретить, были молодыми стройными казахами, все улыбались нам и здоровались по-русски, и на всех были надеты синие узкие пальто, похожие на шинели.

Купе
Купе

Вернувшись в свое купе, мы посмотрели на заснеженный пейзаж за окном, потом воткнули в розетку светильник с крутящимся корпусом, переливающимся разноцветными огнями. Муж улегся на нижнюю полку, а я начала готовить праздничный ужин из имеющихся в наличии продуктов. Очень удобно было иметь раковину с водой непосредственно в купе. Поезд постукивал колесами, но не так, как мы привыкли- "тыгдык-тыгдык", а в два раза реже - "тык- дык,... тык-дык". Мы открыли вино, достали сыр и фрукты. За окном темнело, в купе мелькали разноцветные огоньки.

-18

Мы выпили, муж достал ноутбук с хорошим фильмом и подвинулся на широкой полке, освобождая для меня место. Жизнь продолжалась, нас ждала новогодняя ночь и неведомая пока Алма-Ата.

Продолжение следует.

И для настроения читателей - ссылка на видео очень позитивного казахстанского певца с не менее позитивными музыкантами и зажигательной песней. Мне они очень нравятся, думаю, что и вам (если вы их еще не видели и не слышали) понравятся тоже. Послушайте обязательно!