В Новогодние праздники 2023 года решили мы посетить Алма-Ату, про которую неоднократно слышали множество восхищенных отзывов. Лететь туда самолётом в связи с праздниками выходило очень дорого, поэтому я предложила мужу поехать поездом. Возможно, его не очень радовала перспектива трястись в поезде двое суток туда и столько же назад, но он знает, что если я одержима какой-то идеей - спорить бессмысленно. К тому же за много лет совместной жизни он привык к разъездам и принимает это как должное. Поэтому как только его согласие под пытками (шучу, шучу😄) было получено, я приступила к подбору билетов. И была крайне удивлена, узнав, что от Казани до Алма-Аты раз в неделю курсирует прямой пассажирский поезд.
Однако стоимость билетов была неприлично высока. Плацкарт (!) стоил больше 13 тысяч, а про купе даже думать было страшно. Что-то в районе 20 тысяч за одного в одну сторону! Однако когда я заложила в качестве конечной точки Казахстанский Петропавловск- город практически пограничный - цена билета чудесным образом оказалась всего 4 тысячи рублей (я, конечно, про плацкарт). Это обстоятельство порадовало, и я начала изучать поезда, которые смогли бы домчать нас от Петропавловска до прекрасной Алма-Аты.
Таких поездов оказалось два. Первый- социальный (или государственный, кому как приятнее) предлагал перевезти нас за какую-то смешную сумму чуть более 1 тысячи рублей, причем я сейчас говорю о купе. Разумеется, казахи взяли бы с нас в тэнге, но сайт РЖД позволял покупать билеты дружественной страны за рубли. Однако казахстанские купе - это тот еще экстрим. Они бывают и на 6 человек, с тремя полками с каждой стороны. Думаю,что в социальном презде купе имнно такие. И тогда я стала изучать второй поезд, который назывался красивыми словами "Тулпар-Тальго".
В детстве у меня был трёхтомник Казахских народных сказок, которые я любила просто до сумасшествия. И не просто зачитывала до дыр, а цитирова наизусть. Сказки были не совсем уж детские, скорее для младшего и среднего школьного возраста. И почти в каждой из них фигурировал Тулпар - стремительный крылатый конь, верный друг героического и бесстрашного джигита, побеждающего всех направо и налево. Поэтому, увидев такое название поезда, я почувствовала себя так, будто кто-то близкий помахал мне из детства и погладил по голове.
Этот поезд позиционировался как коммерческий, и билет в вагон СВ, где купе были двухместными, с душем и туалетом, стоил примерно 3600 рублей, а билет в двухместное купе в вагоне бизнес-класса - около 3 тысяч. Я решила, что купе СВ- отличное место для романтической встречи Нового года, и начала производить расчеты и намечать основные вехи нашего будущего путешествия. Но пока я так подтормаживала, купе в вагоне СВ то ли закончились, то ли подскочили в цене. В общем, не помню по какой причине, но мне пришлось покупать бизнес-класс (Или это называлось люкс? Правильное название сейчас не вспомнить, но это не так уж и важно).
С другой стороны, зачем нам в дороге душ? Мы что, мыться едем? А раковина с водой полагалась и в бизнес-купе. По поводу отсутствия в купе туалета я тоже не особо заморачивалась. В конце концов, воздух будет чище. Да и ехать по Казахстану предстоит меньше, чем сутки, так что не разломимся.
Итоговая стоимость поездки в одну сторону на одного вышла чуть меньше 8 тысяч рублей (сравните с плацкартом за 13 тысяч!).
И вот наступил вечер 29 декабря, когда мы сели в такси и в приподнятом настроении отправились на вокзал.
Состав уже растянулся вдоль перрона. Это был самый обычный поезд, состоящий из стареньких вагонов, но принадлежал он славному Казахстану, а не нашим РЖД. Мы подошли к своему вагону и приготовились, как обычно, демонстрировать свои паспорта. Как вы, наверное, поняли, я из экономии взяла билеты в плацкарт, объясняя себе и мужу, что сутки как-нибудь потерпим, зато потом поедем в необыкновенном комфорте. Проводником оказался высокий добродушный казах лет 60. На наши паспорта он и не глянул, отмахнувшись со словами: "Не надо!"
Мы влезли в недра вагона. Поезд был забит битком, и рассказать про поездку в нем особо и нечего, за исключением того, что казах-проводник топил так, будто за бортом было -60. Поэтому в вагоне стояла нестерпимая жара. Когда я подходила и умоляла его прекратить это безобразие, он отвечал: "А некоторые жалуются, что холодно!" Хотела бы я посмотреть на этих людей, замерзающих при +35. Самое смешное, что билеты проводник так и не проверил. Точнее, он удосужился посмотреть их только при приближении к границе.
Очень ранним утром 31 декабря, перед пересечением границы, по вагонам пошли российские пограничники с крайне суровыми лицами. Проверив у всех паспорта и строго спросив про цель визита (Интересно, а какая могла быть цель в новогодние праздники? Не иначе как служебные командировки😄), они ушли. Вскоре после пересечения границы пришли пограничники казахстанские. Те тоже пытались выглядеть солидно, но показались мне немного душевнее.
Часов в 7 поезд прибыл в Петропавловск.
Большинство пассажиров вышло из вагона вместе с нами. Мы зашли в здание вокзала. У входа сидело несколько молодых казахов, досматривающих багаж у входящих пассажиров. Они приветливо сказали по-русски: "Добро пожаловать! С Новым годом!" Это было так непривычно! Мне никогда ни в одном российском городе, да и не только в российском, в аэропортах и на вокзалах не говорили "Добро пожаловать!"
Наш "Тулпар" должен был уходить около 12 часов дня. Мы прошлись до банкомата, причем какие-то ребята-казахи на улице любезно объяснили, где его найти, поскольку было еще темно. И хоть гугл-карта показывала, что банкомат недалеко, отыскать его самостоятельно не получалось.
Однако снять деньги мы почему-то не смогли, банкомат упрямо выплевывал мою карту, хотя в целом карты "Мир" тогда еще вроде принимались. Поэтому пришлось вернуться на вокзал и поменять рубли на тэнге в обменнике. После этого мы немного посидели на вокзале, который был очень симпатичным и благоустроенным несмотря на то, что город Петропавловск совсем небольшой. Перед вокзалом трактор чистил снег, который валил не переставая. Как только рассвело, а это было примерно в 8 часов, мы отправились прогуляться. Неподалеку от вокзала нашли хорошенькое кафе-кулинарию и с комфортом устроились там. Чем завтракали- сейчас не вспомню, но еда была не национальная. Помню только, что каждому посетителю в честь Нового года дарили мандаринчик.
Посидев в приятной обстановке с приятной музыкой с час, отправились дальше. Вскоре дорога привела нас к торговому центру. Двухэтажному, но не очень большому. Мы зашли в продуктовый супермаркет на первом этаже, чтобы купить чего-нибудь интересного и вкусного на новогоднюю ночь, хотя имели планы пойти в вагон-ресторан. Магазин почти не отличался от аналогичных наших. Очень много продуктов российского производства. Алкоголь в основном наш плюс белорусский и местный. Конечно, был и импортный, почти той же стоимости, что и у нас. Цены на что-то ниже наших, а на что-то выше. Но в целом мне показалось, что продукты слегка подороже (а средняя зарплата в Казахстане ниже).
Покупателей было много. Люди выглядели оживленными, это и понятно - ведь на носу большой праздник и длинные выходные (казахи тоже долго отдыхают в начале января).
Купив казахстанского шампанского и чего-то еще, мы покинули магазин и отправились дальше. Город, если честно, казался ничем не примечательным, к тому же, хоть снег и прекратился, было морозно и дул холодный ветер. Но улицы были аккуратно очищены, а окружающие жилые дома, хоть это были и хрущевки, не выглядели замызганными. Русских встречалось намного больше, чем казахов, и все вокруг говорили по-русски.
Немного померзнув, мы решили возвращаться на вокзал, думая, что полтора часа до поезда в чистом теплом зале с доступным wi-fi - вполне достойная альтернатива блужданию по морозу. Однако, когда время уже приближалось к 12, посадку объявлять и не думали. На табло отправлений информация о нашем поезде отсутствовала, зато на табло прибытий было указано, что поезд Тулпар прибудет из Алма-Аты около 15 часов, с опозданием в 3 часа. В наши души закрались нехорошие мысли. Уж не наш ли это Тулпар?
И я отправилась к справочному окошку. Женщина за отверстием в оргстекле подтвердила худшие наши опасения. Да, это именно наш поезд беспардонно опаздывал! Я возмутилась: "А почему не делаете объявления?"
"Сейчас сделаю", - безмятежно ответила дама. И тут же сообщила всем ожидающим об этом важном инциденте.
Я на эскалаторе вернулась в свой почти пустой зал ожидания.
Да, в Петропавловском новеньком вокзале между этажами бегают эскалаторы. На табло тем временем появилась надпись о задержке нашего Тулпара и об ориентировочном времени его отправления - 15.00.
Мы уткнулись в свои телефоны, параллельно попивая купленный в магазине сок и не забывая бдительно следить за табло. Время летело быстро, и мы предполагали, что минут через 20 после прибытия нашего опаздуна объявят посадку. В целом ожидание в чистом и просторном зале не особо напрягало, но понятно, что ехать в поезде было бы намного приятнее.
И еще мы поняла, что опоздание поездов в Казахстане - случай не экстремальный. Мы в России давно забыли, что поезда могут следовать не по расписанию, по-крайней мере, я с таким не сталкивалась с начала 90-х.
Примерно в 14.20 на табло появилась надпись о том, что Тулпар прибыл в Петропавловск. Однако информация о его отправлении не изменилась. И диктор не торопился сделать объявление. Тем не менее мы вскочили и направились на перрон.
Кстати, к поездам с нашего второго этажа вокзала вели длинные капитальные галереи-переходы, так что на улицу выходить не пришлось. У нас в Казани вокзал старинный, и подобные удобства там отсутствуют, хотя само здание вокзала, несомненно, очень красивое, похожее на здание Исторического музея на Красной Площади.
Поезд Тулпар внешне отличался от привычных нам поездов. У него было в два раза меньше колес, он был иначе раскрашен и форма окон была чуть другой. Эти поезда производят в Казахстане по испанским технологиям.
И вот подходим мы к своему вагону, а из тамбура выглядывает радостное круглое лицо молодого проводника-казаха. И это счастливое лицо кричит нам: "Павел и Юлия?" Мы с удивлением подтверждаем. "Заходите скорее!"- восклицает парень. Мы запрыгнули в вагон. Молодой проводник, одетый в форменное проводницкое синее пальто, напоминающее шинель, повлек нас к купе и, открыв дверь своим проводниковским ключом, продемонстрировал его интерьер. В купе было два больших удобных кресла, расположенных вдоль стены и соединенных между собой. Парень потянул за спинку, и кресла, перевернувшись, трансформировались в уже заправленную чистым бельем нижнюю полку. Полка была ощутимо шире тех, к которым привыкли мы. Верхняя полка была поднята, а в углу находилась переносная лесенка с объемными ступеньками. То есть ступени были не такие плоские, как в наших купе, а нормальные полноценные приступки. В углу купе помещалась маленькая раковина, а еще в стене напротив полок имелась дверь, но она была заперта. Всего же в вагоне было 5 купе. И вагон выглядел совсем пустым.
Пока проводник с гордостью демонстрировал возможности своего подотчетного объекта, мой взгляд упал на открытую тетрадь, которую он положил на полку. Там был перечень пассажиров вагона - наши с мужем имена и фамилии и Ажарбек с Бибигуль со сложной фамилией. Получается, что в Петропавловске в вагон загрузилось всего 4 пассажира. Остальные, видимо, должны были сесть в других городах - Астане, Кустанае и прочих. Потом проводник предложил нам выйти и показал чистенький туалет с фаянсовым (а не привычным нам металлическим) унитазом и кулеры с водой.
Когда молодой человек, продолжая широко улыбаться своим приятным лицом, оставил нас одних, пожелав напоследок счастливого пути, муж, не видевший тетрадки нашего вагонного друга, удивленно спросил: "Интересно, как он узнал, что мы - Павел и Юлия?"
"Ну по нашим физиономиям видно, что мы не Ажарбек с Бибигуль!"- открыла я секрет.
Паспортов, кстати, этот проводник тоже не спросил. Я поняла, что это такая фишка казахстанских железных дорог - безоговорочно верить пассажирам. И это, я считаю, правильно.
Мы начали раскладывать полки, и в этот момент поезд тронулся. Времени было 14.45. Интересно, опоздал ли кто-то из пассажиров, поверив табло?
Переодевшись, мы направились в вагон-ресторан, чтобы прояснить обстановку.
Сцепки между вагонами в нашем обычном представлении не было. Состав был похож на поезд метро, в котором перегородки между вагонами отсутствуют.
В вагоне-ресторане нам сообщили, что время работы его - до 22 часов. Мы, разочаровавшись, даже не стали смотреть меню и пошли назад. Все проводники поезда, которых нам посчастливилось встретить, были молодыми стройными казахами, все улыбались нам и здоровались по-русски, и на всех были надеты синие узкие пальто, похожие на шинели.
Вернувшись в свое купе, мы посмотрели на заснеженный пейзаж за окном, потом воткнули в розетку светильник с крутящимся корпусом, переливающимся разноцветными огнями. Муж улегся на нижнюю полку, а я начала готовить праздничный ужин из имеющихся в наличии продуктов. Очень удобно было иметь раковину с водой непосредственно в купе. Поезд постукивал колесами, но не так, как мы привыкли- "тыгдык-тыгдык", а в два раза реже - "тык- дык,... тык-дык". Мы открыли вино, достали сыр и фрукты. За окном темнело, в купе мелькали разноцветные огоньки.
Мы выпили, муж достал ноутбук с хорошим фильмом и подвинулся на широкой полке, освобождая для меня место. Жизнь продолжалась, нас ждала новогодняя ночь и неведомая пока Алма-Ата.
Продолжение следует.
И для настроения читателей - ссылка на видео очень позитивного казахстанского певца с не менее позитивными музыкантами и зажигательной песней. Мне они очень нравятся, думаю, что и вам (если вы их еще не видели и не слышали) понравятся тоже. Послушайте обязательно!