Найти в Дзене

Баба яга против всех

Не секрет, что в производстве вещей, маркетинг победил здравый смысл. Казалось в этой ситуации поможет самостоятельное изготовление, так называемый DIY, но даже эта сфера засрана продавцами Инженерный подход отходит на задний план.

Попытаюсь добавить толику здравого смысла.

Итак теория:

Издалека не начинаю, но некоторые очевидные ограничения напомню. Источники звука - по своей природе - точечные, т.е. волны распространяются в разные стороны.

Для записи используют микрофон - записывается одно направление.

-2

Т.е. делается снимок, который затем должен воспроизвестись у меня дома. Если говорить про монофоническую запись, то этот снимок можно воспроизводить сразу во всех направлениях, так сказать эмулировать точечный источник.

-3

Теперь про стерео.

Фронт волны с одного направления снимается двумя микрофонами, тем самым мы эмулируем уши.

-4

При воспроизведении в данном случае необходимо соблюсти симметрию слушателя относительно колонок.

Кроме того, так как записывается звук направленный на микрофоны, колонки должны восстановить этот фронт в одном направлении, т.е. не могут быть точечными источниками.

-5



К нашему счастью, этому требованию соответствует большинство ширпотреба.
Ящики наше всё.
Другие оформления не имеет смысла рассматривать ввиду паразитных волн в других направлениях.

Мы же за максимальную верность, верно?

Рассмотрим недостатки этих самых ящиков.

1. с одним динамиком - ограниченный частотный диапазон
Даже дорогие ширики не дотягивают до наших желаний. Хотя в интернете ходят легенды о применении их в рупорах гигантских размеров.


2. многополоски - коих большинство

Вот тут вполне богатый выбор по ширине частотного диапазона, даже не дорогих.


Но в угоду дизайну делается фундаментальная ошибка - центры звуковоспроизведения динамиков находятся на разном расстоянии от слушателя.

Речь сейчас о любых колонках с прямой фронтальной панелью и\или басовиком сбоку.

Об этом знают все, не только производители, но и те кто делает сам, да даже те кто просто мерял колонки.

Но почему-то упорно вылизывают остальные компоненты акустической системы.

Что даёт тысячные доли коэффициента гармоник, если колонка оперирует процентами?

Что даёт тысячные доли интермодуляционных искажений, если к слушателю прилетает искажённый сигнал у которого НЧ отстаёт от ВЧ на миллисекунды?

Да АЧХ ровная - но она такова для периодического сигнала!

Возможно есть любители розового шума, в этом случае - колонки идеально настроены.

А как быть с электрогитарой в металле? Что там в результате, ведь сигнал приближается к прямоугольнику?


И так уж получается, сколько не трать денег на остальные компоненты системы, это не решает этой проблемы.

А проблему можно решить единственным способом - добавить задержки по полосам.

И задержки надо вносить достаточно большие, которые не возможно сделать аналоговыми методами.
Экзотику не рассматриваем.

И тут достаточно посмотреть, как с этой проблемой успешно справляются в автозвуке.

Да, DSP процессор - и любые колонки используются на 100% своих возможностей.


И вот тут я не призываю сломя голову сорить деньгами, а предлагаю максимально доступный сетап.

Этого будет достаточно, чтобы понять, нужно ли продолжать следовать этой концепции конкретно тебе или нет.


Теперь как нарисовать сову:

Без переделки не обойтись - придётся удалять штатные фильтра и подключать динамики напрямую к усилителям.
Да, многоканальной акустике - многоканальный усилитель!

Усилитель не обязательно в одном корпусе, можно несколько, при том что на середину и верх не надо мощного.

Пищалочку всё же через конденсатор - во избежание..

DSP

В автозвуке кстати, сразу с усилителями есть.

Но мы же мамкины инженеры!
Давайте максимально заюзаем имеющиеся ресурс!

Итак: у нас есть колонки и усилитель.

Осталось ещё один или два стерео усилителя - в зависимости от количества полос колонки.

Тут придётся потратиться, но раз мощного не нужно, можно обойтись малой кровью.


У кого многоканальный AV-ресивер, на шаг впереди..

В качестве процессора предлагаю связку CamillaDSP и многоканальную звуковую карту, в моём случае использована китайская на cm6206

В линуксе как ICUSBAUDIO7D

Доступна на алике.

Для запуска CamillaDSP будем использовать плейер Volumio, процессор там доступен как плугин.

Т.е. понадобиться свободный x86 компьютер, на попробовать можно взять старенький и запустить с флешки.
Или RaspberyPi.

Ложка дёгтя..

К для настройки понадобиться микрофон, и измерительный софт, так как задержки и фильтра необходимо разрабатывать для конкретной колонки.

Это не проблема для тех, кто глубоко окунулся в DIY.

Будет интерес, напишу продолжение..

Но что-бы повторить существующий сетап, достаточно минимальных навыков работы с паяльником и софтом.

Вот он, минимальный набор:
1. RaspberyPi
2. cm6206 - USB карта 7.1
3. 1 или 2 усилителя плюсом
4. немного DIY (паяльник и провода)
5. файл настроек под конкретную колонку

Сколько будет первопроходцев, кто поделится файлом с другими?
Станет ли проект народным?

И вообще, кому интересно мой мнение?