Не секрет, что в производстве вещей, маркетинг победил здравый смысл. Казалось в этой ситуации поможет самостоятельное изготовление, так называемый DIY, но даже эта сфера засрана продавцами Инженерный подход отходит на задний план.
Попытаюсь добавить толику здравого смысла.
Итак теория:
Издалека не начинаю, но некоторые очевидные ограничения напомню. Источники звука - по своей природе - точечные, т.е. волны распространяются в разные стороны.
Для записи используют микрофон - записывается одно направление.
Т.е. делается снимок, который затем должен воспроизвестись у меня дома. Если говорить про монофоническую запись, то этот снимок можно воспроизводить сразу во всех направлениях, так сказать эмулировать точечный источник.
Теперь про стерео.
Фронт волны с одного направления снимается двумя микрофонами, тем самым мы эмулируем уши.
При воспроизведении в данном случае необходимо соблюсти симметрию слушателя относительно колонок.
Кроме того, так как записывается звук направленный на микрофоны, колонки должны восстановить этот фронт в одном направлении, т.е. не могут быть точечными источниками.
К нашему счастью, этому требованию соответствует большинство ширпотреба.
Ящики наше всё.
Другие оформления не имеет смысла рассматривать ввиду паразитных волн в других направлениях.
Мы же за максимальную верность, верно?
Рассмотрим недостатки этих самых ящиков.
1. с одним динамиком - ограниченный частотный диапазон
Даже дорогие ширики не дотягивают до наших желаний. Хотя в интернете ходят легенды о применении их в рупорах гигантских размеров.
2. многополоски - коих большинство
Вот тут вполне богатый выбор по ширине частотного диапазона, даже не дорогих.
Но в угоду дизайну делается фундаментальная ошибка - центры звуковоспроизведения динамиков находятся на разном расстоянии от слушателя.
Речь сейчас о любых колонках с прямой фронтальной панелью и\или басовиком сбоку.
Об этом знают все, не только производители, но и те кто делает сам, да даже те кто просто мерял колонки.
Но почему-то упорно вылизывают остальные компоненты акустической системы.
Что даёт тысячные доли коэффициента гармоник, если колонка оперирует процентами?
Что даёт тысячные доли интермодуляционных искажений, если к слушателю прилетает искажённый сигнал у которого НЧ отстаёт от ВЧ на миллисекунды?
Да АЧХ ровная - но она такова для периодического сигнала!
Возможно есть любители розового шума, в этом случае - колонки идеально настроены.
А как быть с электрогитарой в металле? Что там в результате, ведь сигнал приближается к прямоугольнику?
И так уж получается, сколько не трать денег на остальные компоненты системы, это не решает этой проблемы.
А проблему можно решить единственным способом - добавить задержки по полосам.
И задержки надо вносить достаточно большие, которые не возможно сделать аналоговыми методами.
Экзотику не рассматриваем.
И тут достаточно посмотреть, как с этой проблемой успешно справляются в автозвуке.
Да, DSP процессор - и любые колонки используются на 100% своих возможностей.
И вот тут я не призываю сломя голову сорить деньгами, а предлагаю максимально доступный сетап.
Этого будет достаточно, чтобы понять, нужно ли продолжать следовать этой концепции конкретно тебе или нет.
Теперь как нарисовать сову:
Без переделки не обойтись - придётся удалять штатные фильтра и подключать динамики напрямую к усилителям.
Да, многоканальной акустике - многоканальный усилитель!
Усилитель не обязательно в одном корпусе, можно несколько, при том что на середину и верх не надо мощного.
Пищалочку всё же через конденсатор - во избежание..
DSP
В автозвуке кстати, сразу с усилителями есть.
Но мы же мамкины инженеры!
Давайте максимально заюзаем имеющиеся ресурс!
Итак: у нас есть колонки и усилитель.
Осталось ещё один или два стерео усилителя - в зависимости от количества полос колонки.
Тут придётся потратиться, но раз мощного не нужно, можно обойтись малой кровью.
У кого многоканальный AV-ресивер, на шаг впереди..
В качестве процессора предлагаю связку CamillaDSP и многоканальную звуковую карту, в моём случае использована китайская на cm6206
В линуксе как ICUSBAUDIO7D
Доступна на алике.
Для запуска CamillaDSP будем использовать плейер Volumio, процессор там доступен как плугин.
Т.е. понадобиться свободный x86 компьютер, на попробовать можно взять старенький и запустить с флешки.
Или RaspberyPi.
Ложка дёгтя..
К для настройки понадобиться микрофон, и измерительный софт, так как задержки и фильтра необходимо разрабатывать для конкретной колонки.
Это не проблема для тех, кто глубоко окунулся в DIY.
Будет интерес, напишу продолжение..
Но что-бы повторить существующий сетап, достаточно минимальных навыков работы с паяльником и софтом.
Вот он, минимальный набор:
1. RaspberyPi
2. cm6206 - USB карта 7.1
3. 1 или 2 усилителя плюсом
4. немного DIY (паяльник и провода)
5. файл настроек под конкретную колонку
Сколько будет первопроходцев, кто поделится файлом с другими?
Станет ли проект народным?
И вообще, кому интересно мой мнение?