14,3K подписчиков

Попса, арабское ню, восточная классика и "с претензией" — где в Иордании купить картины местных художников

114 прочитали

Вариант: где всё то же самое можно просто посмотреть? Ведь арт-лицо стран, в которые мы ездим туристами, — отдельная интересная история о них. Картины, хотят они того или нет, неизбежно становятся отражением характера всего народа, разве не так? Один художник — это личный взгляд и личное мировосприятие; галерея во всём своём разнообразии мастеров и жанров — отражение целого. Так какая она, Иордания, если, не будучи знакомым с ней лично, увидеть её через картины её художников? Именитых и не очень, а порой и вовсе кустарных, но, главное — иорданских.

Туристическое искусство Иордании

Рынок для туристов, приехавших смотреть римские развалины Джераша. Выбрала именно этот по двум причинам. Первая — всё же некоторая попытка придать здесь торговле оттенок реального арта. Отдельный уголок базара, пара мастерских, художники, лично проводящие вам экскурсию.

Снималось это мною во времена прекрасные, ещё доковидные, а потому турист в Иорданию пёр аки лосось на нерест, и времени у здешних "художников при достопримечательностях" на создание шедевров не было. Зато деньги были))

Вторая причина, почему была выбрана именно эта галерея в Джераше…

Здесь ваш автор схватилась за голову)) Нет, не от ханжеского возмущения, а от мысли, сколько раз ей придётся ответить на что-то такое: "А это точно Иордания? Это же мусульманская страна. Вы врёте, там даже просто людей рисовать нельзя, а не то что вот это вот всё!"

Точно Иордания. Мусульманская больше чем на 95%. Но не всё так однозначно…

А теперь поедем в столицу, в старый Амман, где художественных галерей, салонов и "салонов" столько, что я сбилась со счёта. Пока обойдём стороной Национальную галерею, ей нужна отдельная статья. Оставим на потом и целый культурный центр "Дарат аль-Фунун". Пройдём мимо дверей в "галереи одного художника" (или одной семьи художников), во множестве открытых для покупателей в самом сердце Восточного Аммана.

Выберем две. Именно в них я увидела ту Иорданию, которую чувствую сама все эти годы. Будет много фото. Я, конечно, попытаюсь сократить их до разумного количества, но в успехе сомневаюсь. Впрочем, кому интересно много, тот будет листать виртуальные галереи, а кому лучше без подробностей… Ну, вы поняли)

Арт-галерея "Панорама", Амман

Вы уже видели ролик отсюда и слышали моё обещание рассказа. Для меня это лучшая галерея столицы, и дело не в расположении (хотя оно идеально), не в количестве работающих с ней и прямо в ней художников (а их 27, каллиграфов, живописцев, керамистов), не в очаровании лабиринтов комнат, залов, ступеней, неожиданных уголков, легкой небрежности и рабочем настроении… Оно во всём этом, безусловно, если раскладывать очарование на детали, но просто вот это и есть вообще Иордания.

Её краски, её цвет, её тающий сумрак, азан с её минаретов, её мечты о несбыточном, жара её пустынь, равнодушие к утончённости в её каллиграфии, боль её палестинцев, внешний хаос и внутренняя гармония её столицы.

Не могу объять необъятное...

Если прийти сюда днём, то с террасы для вас — 7 из 19 холмов Аммана и Римский театр: вбирайте в себя этот город, парите над ним, отсюда вы увидите больше, чем "узкие улицы, мусор и шум". Вся Иордания такая — невозможно понять её по нескольким точкам, ею надо дышать. Легко влюбляться в холёных и статных, но они холодны и очень часто недоступны к взаимной любви. Иордания к ней открыта всегда, именно к взаимной!

Спустимся с высот поближе к реальности?)) Вы просили каллиграмму с лошадью и вообще отдельно лошадей. Держите!

А ещё обещала показать, что купила себе. Они нашли меня сами: небольшая картина "Сезон надежды" женского авторства и неживописная каллиграфия с коранической сурой "Рассвет" (сура 113). Когда покупала, слов её не знала, но такие вещи, повторюсь, находят нас сами.

Галерея "Дар аль-Анда", Амман

Не верьте глазам своим, именно за этим "забором" в тихом и зеленом районе Аммана Аль-Вейбде и находится престижная галерея "Дар аль-Анда"
Не верьте глазам своим, именно за этим "забором" в тихом и зеленом районе Аммана Аль-Вейбде и находится престижная галерея "Дар аль-Анда"

Со страницы официального сайта:

Если бы мы хотели кратко описать суть слова “Дар аль-Анда”, то наиболее подходящим переводом было бы “Дом даяния“, который задает тон тому, что мы делаем и за что выступаем. Роль "Дар аль-Анда" на иорданской арт-сцене уникальна, поскольку это не только галерея, ориентированная на рынок. "Дар аль-Анда" также функционирует как квазиинституциональное художественное пространство.

Вы видите, совсем другой уровень самопрезентации. Всё так и есть, это та сторона Иордании, которая всегда заметна, стоит узнать её граждан и её саму поближе. О художниках здесь — "эксклюзивные", о выставках — "уникальные", о коллекции — "крупнейшая".

Само пространство — две старинные виллы 1939 года. Правда, тут считают, что они ещё старше, просто до этого года были не зарегистрированы. Это тоже по-иордански: отрицать факт, если есть шанс его приукрасить.

Что там у нас в непрезентабельных качествах иорданца? Снобизм, самолюбование, претензия на исключительность? Есть такое, кто спорит. Только это всегда идёт вперемешку с реальными достоинствами, которых у иорданцев не отнять. Вот так и эта галерея.

Художники здесь далеко не все "отечественные". Перелистала свои фото, почитала сайт галереи:

Дхуха Альхдхайри родилась в Багдаде в 1976 году и получила степень бакалавра дизайна интерьера в Колледже изящных искусств в Багдаде в 1998 году. В 2002 году она выставила свои работы в галерее Al Orfali в Багдаде, а три года спустя провела свою первую персональную выставку под названием "Окна из Багдада" в Аммане, Иордания.
"Окна из Багдада", Дхуха Альхдхайри
"Окна из Багдада", Дхуха Альхдхайри

Помню, как задержалась у этой каллиграфии, не узнавая шрифт. Вообще не узнавая стиль и не находя параллелей. Не случайно, оказывается...

Мунир Аль-Шаарани, очень уважаемый и известный современный арабский каллиграф, разработал инновационный стиль, который бросил вызов условностям вида искусства, веками пребывавшего в застое, благодаря использованию революционной типографики. Этот уникальный стиль, наряду с темами, в центре которых находятся неподвластные времени изречения и поэзия, многие из которых восходят к доисламским временам, способствовали международному признанию и успеху Аш-Шаарани.
Несмотря на то, что арабская каллиграфия обычно рассматривается как статичный вид искусства, Аш-Шаарани сломал стереотипы и добился широкого успеха, разработав ряд нестандартных шрифтов, которые он изначально использовал для обложек своих книг и личных работ.
Каллиграфия Мунира Аль-Шаарани
Каллиграфия Мунира Аль-Шаарани

Слишком много? Устали? А я довольна. Чувствую, что решила свою задачу через здешнее искусство показать Иорданию единой в разных лицах: от базарного до высоколобого с обширной сердцевиной из с тёплого, любящего и доброго пространства.

Как вам такая Иордания? Что зацепило, понравилось, оттолкнуло, оставило равнодушным? Делитесь мнением, очень оно интересно, правда! Намного интереснее, чем просто лайк (хотя и он автору не помешает).