Найти тему
93,3K подписчиков

Он ничего не хочет делать? Я не могу его заставить сделать хоть что-то?

567 прочитали

Он ничего не хочет делать? Я не могу его заставить сделать хоть что-то?

Очень частый запрос от родителей. Ну очень частый, в современных реалиях.

Давайте сразу договоримся, ребенок (подросток) не виноват в этом. Тогда кто или что?

Давайте фантазировать, анализировать и думать. Почему вы, что-либо делаете? Зачем ходите на работу, выполняете домашние, бытовые задачи? Для чего нужно это Вам, большим и взрослым людям? Вас заставляют или мотивируют?

Чаще всего ответ звучит, как желание хорошо и достойно жить. Меня не заставляют, я сама (сам) желаю жить хорошо. А ведь и правда. Нас, родителей не принуждают, не заставляют. Не гоняют и не осуждают за тунеядство. Нас мотивируют. На полках полно вкусной еды, одежды, электроники. Все знают, чем дороже вещь, тем она лучше, качественнее и несет в себе больше пользы. И мы стремимся, лезем из кожи вон, что бы сделать свою жизнь лучше, качественнее и богаче.

А теперь представьте, что вас всем обеспечивает государство. Захотели кроссовки за пятнадцать тысяч рублей - пожалуйста! Возжелали на ужин лобстеров и крабов - легко! Бензин бесплатный, проезд бесплатный. Свет, вода, газ, все это за вас оплатит добрый дядя? Зачем тогда Вам вставать в семь утра и тащиться на работу? Зачем там трудиться по восемь, а то и по двенадцать часов? И не будете вы работать, будете потреблять и наслаждаться жизнью, отдыхать и заниматься тем, что вам интересно. Классно! Мечта!

Вот поэтому люди и стремиться к пассивному доходу. Вкладывают, инвестируют…ну, или просто пенсии ждут.

А вот теперь представьте, что ваши дети, которые ничего не хотят делать живут в таком мире. Зачем им трудиться? Зачем им Вам помогать? Ради чего? Уважение - скажете вы? Понимание того, чего стоят ваши труды? Нет у них этого, так как, знаете сами, они через это должны пройти, что бы понять и узнать. У них есть все, что они желают. Телефон, конечно должен быть хорошим! Кнопочный, да не… что же я не могу позволить? Интернет, сотовая связь, вайфай, еда, вода, электричество, чистая и красивая (возможно по моде) одежда, школьные принадлежности, средства личной гигиены. Есть все… так скажите, зачем ему, что-либо делать? Вот именно, ему это все до звезды. Современные подростки (не все, конечно) живут в раю.

Так что же делать?

В законодательстве написано:
• Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, но не обязаны баловать их.
• Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Но не обязаны покупать дорогие телефоны, бредовые вещи, оплачивать ему интернет. Обязаны кормить, но, согласитесь, кормить-то можно по-разному.
• Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Но не обязаны покупать лучшие тетради, лучшие ручки, бредовые рюкзаки, найковские кроссовки и т.д.

Сидят напротив мать с подростком. Мама скромная и опрятная женщина. Аккуратная недорогая одежда, красивая прическа и кроткий взгляд. В кресле развалился ее подросток пятнадцати лет. В дорогущих кроссовках, в кофте и кепке известного хулиганского бренда, на плече панч той же фирмы. Кто не в курсе, патч - это особая нашивка, является символом бунта, протеста и молодости. Кто тебя так классно одел? Конечно МАМА!

Запрос: «Он ничего не хочет делать? Я не могу его заставить сделать хоть что-то? Тревожные звоночки из школы, хотят выгнать».

Начинаем разбираться. Подросток живет в раю. Под раем, я понимаю жизнь, где все мои потребности удовлетворяются сами собой и в той мере, которую я захотел. Не буду вдаваться в подробности данной истории, но факт остается фактом, если ничего не менять, то ничего не поменяется. Все мы, оказавшись в раю, будем наслаждаться. И я прекрасно понимаю подростка, молодец! Организовал свою жизнь так, как ему хочется. Но вот только, если разбираться, то организаторами жизни наших детей, пока они маленькие и зависят от нас, должны быть мы? То есть, оказывается, это родители должны меняться, что бы изменился ребенок. Интересный вывод! Так и запишем, и подчеркнем.
Если в отношениях с детьми, в семье, что-то не устаревает родителя, то поменяться должен родитель или нужно менять свое отношение к происходящему.

«Всё лучшее – детям!» Это советский лозунг. Мы живем в другом мире! В мире, где создана иллюзия, у детей, что им все сильно обязаны. Нет, на самом деле, сейчас есть все то, чего в детстве нынешних родителей не было. Меняем лозунг в соответствии с ориентировкой на современную реальность «Всё лучшее – послушным и трудолюбивым детям!» А кто забыл, смотрите великолепную сказку о воспитании «Варвара краса, длинная коса» 1969 года.
«Хоть бы спасибо сказал... Упитанный, а невоспитанный!». Вспомнили? Если нет, то советую пересмотреть, желательно совместно с детками.

Он ничего не хочет делать? Я не могу его заставить сделать хоть что-то?

Очень частый запрос от родителей. Ну очень частый, в современных реалиях.

А то мы, «такие хорошие», все стараемся детей оградить от труда. Стараемся облегчить им жизнь, сделать существование беззаботным и праздным. А ведь тем самым, по факту, мы и портим, а можно сказать и грубее, губим своих же деток. Какая основная задача современного родителя? Сделать к восемнадцати годам полностью самостоятельную личность. ПОЛНОСТЬЮ! И нам, в современном мире, дается на это огромное количество времени, целых восемнадцать лет. Это очень много.

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.)
А мы, как родители, просто формируем потребительские навыки. Так диктует нам эпоха. Мир сейчас такой. Но мы-то с вами люди сознательные, грамотные и готовые к личностным и семейным изменениям, по крайней мере, я надеюсь на это!

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
• приобщение к труду через самообслуживание. А ваши дети умеют стирать свои вещи? Готовить себе? Зашить дырку или пришить пуговицу? Убирать за собой? Точно скажу, что те, кто обращаются ко мне, тщательно оберегают своих деток, от умения и навыков самообслуживания.
• постепенный переход от самообслуживания к труду для других. А ваши дети моют дома посуду? Убирают места общего пользования в доме?
• постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности. Переходит ли ваш ребенок к более сложным задачам, связанным с трудом?

Если всего этого нет в вашей семье, если все бытовые обязанности лежат на ваших плечах, то почему у него все лучшее? Почему вы ходите в туфлях за три тысячи, а он за пятнадцать? Если все так и есть, то Вас, дорогой мой родитель, воспринимают, как придаток к райской жизни. Тогда скажите, откуда взяться уважению?

Я старше его, скажете вы! Но когда это подросток это считал достаточным аргументом? Я умнее его. Но когда это так думали подростки? Я опытнее его, я профессионал своего дела! Тут согласен, но тогда почему вы выглядите хуже его? Если вы хорошо зарабатываете, то покажите выгоду от этого своему подростку. Одевайтесь лучше его, кушайте лучше его, заботьтесь больше о себе!

Вы не должны его обеспечивать сверх меры, но вы можете это делать, при соблюдении некоторых условий. А условия, вы, как взрослый человек и самостоятельная личность, ставите сами. Нужен интернет – мне нужна чистота в прихожей. Нет чистоты – нет интернета. Нужен модный телефон, а мне нужна чистая кухня. Нужна модная шмотка и панч, пожалуйста, я готов, но мне нужны выполненные домашние задания и отсутствие замечаний из школы. Помните, толкает человека к развитию только потребность!

В раннем детстве мотивировать детей не нужно к труду, им самим интересно. Да к тому же есть потребность в одобрении и похвале. Не скупитесь на похвалу. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат. Их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Будьте благодарны за его, пусть еще не очень уместную, неумелую, но помощь! Говорите, что он молодец только за то, что он взялся и сделал. Пусть не так, пусть разбил. Ничего, потом перемоете, перекопаете и склеите. Главное он готов к новому, не боится начинать. Он научится!

Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании малышей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Автор: Сластихин Василий Иванович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru