Найти тему
Олег Малинин

Что хотел сказать Василий Сварог своей работой "Турксиб" 1934 года?

Это будет обзор работы классика соцреализма Сварога Василия (1883-1946), которого на раннем этапе творчества поддерживал сам Репин. 

Сварог Василий Семёнович, "Турксиб".
Сварог Василий Семёнович, "Турксиб".

Мы видим рвущий пространство Средней Азии бронепоезд со звездой, в широких мазках — песочная пыль, вихри... Перед носом машины идёт сплошная пелена... Размашисто творит живописец, ёмко передаёт главную мысль. Различные в размытии, достигаемые только акварельной техникой, оттенки взаимопроникающих цветов гармонируют в единой полифонии. Живописец воздействует на зрителя, прежде всего, своим мастерством, воплощая волнующий замысел. А именно: ядовитое солнце жжёт хвост стальной конницы, рельсы делают поворот и направляются ровно в зрителя! Но тут наш взгляд переносится вправо, где лежит полуспящий или погибший верблюд. Сразу не разглядеть. Если он умирает, его неимоверно жалко, он стонет, пёстрый ковёр как будто шевелится над ним... 

Если не знать исторической канвы, что с басмачами сражается Красная Армия, а противостоят ей те, кто, в свою очередь, передвигаются на прекрасных выносливых животных, — испытываешь жалость. Осознаёшь беспомощность и красоту природы... Но! здесь среднеазиатское СВО со стороны страны победившего социализма. И нужны вожжи региона в крепнущих руках Москвы, чтобы не росла угроза в подбрюшье и не устремлялась ни на периферию, ни в центр, — и все средства хороши. Кроме того, басмач классово чужд местному крестьянину-бедняку, которого эксплуатирует и загоняет в долги, а женщин держит в бесправии, с чем и решила покончить Советская рабоче-крестьянскся власть, концентрирующая в своих руках средства производства. Самолёты и бронепоезда побеждают отсталую феодальщину, но не природу, природа здесь во всей красе!

Давно как-то имел несчастье видеть вживую смерть собственного коня. Эта созвучная сюжету полотна драматургия отражена в нижеследующих моих стихах:

Сначала огни погасали и ночью

Срывались в пространство четыре таких

Мясистых и белых, узренных воочью,

Крылатых, как половцы, крупы гнедых.

Сначала рвалась чрез ограду немая

И грозная сила свистящих копыт,

Каменья и пыль под собой поднимая,

И будто земля под ногами кипит.

Потом не сдержала ограду и лезла,

Кричала наощупь к дороге... И там

Слепая и смертная гуща железная

Настигла её, будто шла по пятам.

И только девчонка от горя заикая

Пред ней на колени упала, моля.

И тонкими струйками силу великую

На красном асфальте встречала земля.

...Но воззвращаясь к полотну, мы видим песок, а не асфальт. И жаркое солнце пустыни. Они в едином цветовом созвучии обволакивают зрителя и погружают в атмосферу героики.

Работа называется "Турксиб".

Помните есенинское: 

     Милый, милый, смешной дуралей,

     Ну куда он, куда он гонится?

     Неужель он не знает, что живых коней

     Победила стальная конница?

И вот домна, прокатный цех, плановая выплавка стали - всё это, сконцентрированное в руках рабочих и принадлежащее каждому по отдельности и всем вместе, вдруг начинает оживать в результатах с невиданными темпами.

Этот темп часто показан на иных полотнах социалистического реализма, в частности, здесь — стремительной сверкающей сталью, направленной в зрителя, по ней мчится "живая машина", слитая с природой, если приближаться к платоновскому почти обожествлению паровозов из цикла рассказов и повестей "Прекрасного и яростного мира"...

На полотне Василия Сварога нет деталей, колёс поезда не видно (по ним можно было бы передать зрителю движение), нет! - живописец выбирает другой путь: здесь "анфас", и только поднятые пыль и песок создают круговое движение потоков. Но когда в природе бывает поднятая пыль? Верно. В урагане, в буре, в смерче — и вот здесь именно это явление, но искусственно вызванное человеком впервые, может быть, в его истории... Может быть!

Приближаясь ко времени нашему, какой бы символ мы увидели ещё? Искусственный интеллект (рациональное) на смену человеческому (иррациональному). Как показывает опыт, расчеловечивание происходит не посредством замены человека на машину, не посредством разоблачения феодальных порядков, - 

а в тот час, когда невозможно ощутить плодов собственного труда, мгновенно отчуждаемого и потому малоосязаемого.

По мнению моего друга художника Григория Гукасова, кого я попросил сказать пару слов об этой картине, работа была бы драматичнее если бы не было верблюда, - справедливо отмечает Григорий, - но тогда смещается смысловой нарратив, - заключает он. 

Это мнение профессионального живописца. 

На этом и завершим короткий обзор, отметив, что из-под ковра в последний момент выбегает басмач, очевидно, пытаясь предпринять какое-то действие в отношении паровоза.

В общем, живопись превосходная, никто не останется равнодушным.

Продолжу экскурс в соцреализм...

Звучит Симфония №4 "Турксиб" (1933) советского композитора Максимилиана Штейнберга, исполняет Шотландский симфонический оркестр BBC, дирижёр Александр Ведерников

(цэ) Олег Малинин.