Кумир советской молодёжи Алиса Селезнёва снова на слуху благодаря новому фантастическому фильму «Сто лет тому вперёд» режиссёра Александра Андрющенко по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва. Когда-то на девочку из будущего хотели быть похожи все школьницы, а мальчишки были в неё влюблены и завидовали возможности путешествовать в пространстве и времени. Но психологов образ Алисы скорее расстраивает.
Карина РОМАНОВА
Алиса Игоревна Селезнёва — главная героиня цикла детских книг Кира Булычёва «Приключения Алисы», а также их знаменитых экранизаций — «Тайна третьей планеты», «Гостья из будущего» и др. Живущая в футуристической Москве конца XXI века героиня завоевала любовь многих поколений детей. Её именем даже назвали лужайку в Москве.
В книгах и экранизациях на первом плане всегда были приключения, космические путешествия, героические подвиги и харизматичные персонажи. За такой яркой картинкой трудно заметить тот факт, что жизнь Алисы в будущем, из которого она прилетела, вовсе не так лучезарна, как это может показаться. Вероятнее всего эта славная добрая девочка, как и многие живущие в постсоветское время дети — жертва гипоопеки.
Гипоопека — это вид семейного воспитания, где родители мало заботятся о ребёнке, не оказывают ему должного внимания, эмоциональной поддержки, не интересуются его жизнью, игнорируют трудности, с которыми сталкивается отпрыск. Родители не утруждают себя воспитанием, зачастую предоставляя только самое необходимое: еду, одежду, крышу над головой и постель. Иными словами, ребёнок предоставлен сам себе, пока родители заняты работой, карьерными успехами, домашними делами и сами собой. Часто причиной гипоопеки также становится развод, неполная семья.
Родители Алисы постоянно в командировках, поэтому с самого раннего возраста девочка остаётся дома одна под присмотром домашнего робота. В книгах Кира Булычёва и их экранизациях о матери Алисы информации почти нет. Есть упоминание, что Кира Селезнёва, архитектор по специальности, участвовала в строительстве стадиона в Нукусе в Узбекистане и культурного центра на астероиде Паллада. С дочерью Кира общается крайне редко, хотя Алиса любит свою мать, что раскрывается в диалоге из книги «Алиса и пираты»:
— Алисочка, а чей у тебя возле кровати стоит портрет? Кто эта красивая женщина?
— Это моя мама, — сказала Алиса. — Я по ней скучаю и вожу с собой её фотографию.
В повести «Алиса и заколдованный король» Кира и Алиса говорят о том, что «Надо чаще встречаться», а домашний робот Поля взывает к их совести: «Чем рассуждать, поехали бы куда-нибудь вдвоём. А то скоро узнавать друг дружку не будете. Стыдно! А ещё мать и дитя».
Когда Кира берёт Алису в гости к своей подруге Бригитте в Англию, то мужа с собой не зовёт, объяснив это желанием отдохнуть «без мужчин и роботов». Об отношениях Киры с Игорем Селезнёвым почти ничего неизвестно, что наводит на мысль о том, что родители Алисы живут совершенно разными жизнями. Совместное воспитание девочки, которая в повести Булычёва «Путешествие Алисы» только закончила второй класс, представляется крайне сомнительным.
Ребёнок, выросший в условиях гипоопеки, желая привлечь внимание родителей, часто прибегает к демонстративному вызывающему поведению, чтобы получить от взрослых хоть какую-то реакцию, даже негативную.
В комнате Алисы Селезнёвой царит беспорядок. Имея импульсивный и энергичный характер, девочка постоянно ввязывается в авантюры, часто опасные для жизни. Такое поведение можно также объяснить страхом одиночества, которое глушится яркими эмоциями от новых знакомств и приключений. Алиса хочет быть полезной взрослым и часто навязывает свою помощь, пытаясь получить одобрение с их стороны. Девочка также весьма предприимчива и полагается только на себя — потому что привыкла не ждать помощи.
Трудности, с которыми впоследствии сталкивается взрослый, воспитанный в условиях гипоопеки в детстве: зависимости (в том числе от чужого мнения), созависимость, недоверие, непонимание себя и собственных потребностей, сложности при создании собственной семьи, низкая самооценка, ложная система ценностей.
Грустная вырисовывается картина в контексте жизни одной из самых запоминающихся героинь русской литературы. Ещё грустнее от того, сколько реальных детей по всему миру повторили и повторяют судьбу Алисы Селезнёвой. Хотелось бы верить, что в «прекрасном далёко» ситуация изменится, но это больше похоже на очередную фантастику.