Ярмарки выходного дня – событие, которого с нетерпением ждут сторонники питания настоящими продуктами, с заботой выращенными на собственных огородах. Их проведение начинается во многих регионах нашей страны с наступлением теплых деньков. В пятницу и субботу с самого раннего утра возле улиц Тенишевой и Урицкого негде упасть яблоку – жители Смоленщины спешат закупиться натуральными товарами у проверенных продавцов.
Такая площадка для фермеров у нас \одна. Она отличается от рынков, на которых, как правило, обосновались перекупщики. Однако и этот сельскохозяйственный уголок оказался под угрозой уничтожения в ближайшие сроки. А для некоторых людей ярмарка является единственным источником заработка, вся их жизнь посвящена возделыванию угодий и животноводству.
Разумеется, ущемит это и интересы покупателей. По словам опрошенных нами продавцов и их постоянных клиентов, администрация игнорирует многочисленные просьбы о помощи. Предложение переместиться на Шевченко, 86 выглядит как издевка – мало того, что там отсутствует нормальная транспортная развязка – только это уже способно полностью разорить фермеров, убив спрос, – да еще и на плечи производителей лягут дополнительные поборы, которые вряд ли окупятся. И самое печальное, как это часто бывает в глубоко бюрократизированном обществе, все проблемы можно было бы решить одной-двумя подписями.
Не трогать то, что работает
Ярмарка выходного дня проводится на пересечении улиц Тенишевой и Урицкого уже 15 лет. Она учреждена Департаментом торговли и услуг. Ее участники – простые смоляне, которые продают собственную продукцию. Ассортимент – самый разнообразный: тут есть живая рыба, всякие виды мяса, мед, конфеты, цветы, сплетенные своими руками корзины и многое другое.
Это является главным отличием от рынков города, которые заполонили спекулянты. Об этом знают и продавцы, и покупатели, и должностные лица, которых, по-видимому, мало волнуют вопросы выживания местных трудяг.
«… а сегодня женщина приходила с утра. Говорит, приезжая. Посмотрела на Колхозный рынок – сплошные перекупы и спекулянты. А тут, говорит, все фермерское, свое…», – донеслись до нас обрывки разговора, когда мы проходили мимо одного из ларьков со стороны улицы Урицкого.
Когда ярмарка действует, там не протолкнуться, особенно ранним утром. С шести часов люди приезжают до начала своего рабочего дня, стараются что-то купить – нередко приобретают продукты нанеделю вперед. Часто за пару часов ничего не остается, настолько смоляне активно приобретают фермерские товары.
«С шести часов везде стоят очереди. К восьми прилавки уже пустые, все раскупают. Я прихожу и беру у тех, с кем договорилась ранее, чтобы что-то оставили. За 15 лет у нас уже свои продавцы. Здесь беру одно, здесь - другое. Отношения сложились. Знаем, какой товар, как выращиваются куры, какие у них яйца. Место отличное, далеко ехать не надо, и из любой точки города добраться легко», – рассказала нам одна из покупательниц.
С 2006 года земля принадлежит таможне на правах бессрочного пользования. Ведомство жалуется на нецелевое использование земельного участка и с завидной регулярностью предпринимает попытки ликвидировать торговлю.
«Им лучше пустырь, нежели торговля. Губернатор Антуфьев писал им письмо, они разрешили торговать. Сейчас тоже нужно официальное письмо от администрации. Мэрия не занимается этим вопросом, а с Анохиным мы даже встретиться не можем. Сколько раз писали, ни одного ответа, он игнорирует», – описывает пенсионерка-фермер неприятный опыт взаимодействия со слугами народа.
Администрация, впрочем, предлагает альтернативные варианты размещения. Главным образом это район дома №86 по улице Шевченко. Туда можно добраться далеко не из каждой части города на редком троллейбусе и трамвае №1, ходящем раз в час. Вокруг промзона, а поток людей нулевой: перенос туда единственной ярмарки домашних продуктов в Смоленске фактически тождественен ее ликвидации.
Кроме того, продавцов хотят принудить к отдельным поборам за аренду, хотя в других регионах мероприятие полностью бесплатное. Так, у заммэра Никифоровой производителям сказали, что аренда будет стоить 100 рублей в день, а общая цена составит около 3000 рублей в месяц. Но торговля идет не ежедневно, а только 8 дней за период – более 2000 рублей придется отстегивать за воздух, а фермеры – люди небогатые. Отдельным пунктом станет оплата за коммуникации.
Компромиссные варианты, например, возле ЦУМа, не вызывают особого энтузиазма ни у производителей, ни у местных жителей. Другое предложение – разъехаться по разным точкам. Это тоже неудачно: люди привыкли покупать все в одном месте, а тут придется ездить по всему городу, что накладывает неудобства. Да и опять же, точечные островки собственной продукции на рынках, где господствуют перекупщики – гиблая затея.
Альтернативный вариант, который бы всех устроил – напротив Поля Чудес на проспекте Строителей. Островский поднимал этот вопрос, но идея зашла в тупик.
В идеале нам остаться бы здесь, но проспект Строителей – компромисс. Там есть несколько зданий, все арендные. Можно тоже было бы построить павильон или сделать благоустройство в зеленой зоне, чтобы открыть там ярмарку. При прошлом губернаторе даже подготовили проект, но местные жители были против, и все застопорилось, – вспоминают фермеры.
Хлеб да каша - пища наша
На ярмарке работает семья хлебопеков из белгородского Шебекино, Сергей и Оксана. Эти радушные и доброжелательные люди вкладывают сердце в свое дело. Они угостили нас своим хлебом, который действительно отличается от магазинного и вкусом, и тем, что сделан с любовью и душой.
«Если заберут нашу ярмарку, придется переезжать в другой город. Живем сейчас с женой на 20 тысяч в месяц. Труд неимоверный. Альтернатива - по селам ездить. Но там сложная логистика. Я был начальником строительной фирмы. Все оставил ради мечты - дать людям настоящий хлеб. Мы продали дом и вложили деньги в оборудование и землю. Купили трактор, печь, Еще нужны тестомесы, чтобы развиваться дальше. А где развиваться? Каждый день у нас молитва, чтобы Бог не оставил это место и нас», – поделился своей болью Сергей.
И таких людей, у которых дальнейшая судьба целиком и полностью зависит от сохранения ярмарки, здесь сотни.
«Мы не просим субсидий. Мы просим, чтобы нам дали работать. И будем кормить смолян и гостей не хуже других. Если нас перенесут, придется начинать сначала. Не каждый сможет приехать на окраину. А тут все по сезону, свое, свежее. И покупатели охотно берут», – в один голос заявляют производители.
По мнению фермеров, избавиться от разрухи можно, проведя минимальное благоустройство. Люди сами старались как-то привести территорию в порядок, например, поставив ларьки, чтобы не торговать продукцией с земли.
Крайний срок – съехать до 1 июня этого года. Сначала раздали бумаги без подписи, наклеили на ларьки. Начиная с лета, вероятно, будет оцепление. Сила в отношении ярмарки применяется не в первый раз:
В 21-22 году нас тоже пытались выселить. Ходили ОМОН, таможня с охраной. 1 сентября издали приказ уйти на ЦУМ. 10% ушли, а сейчас их и вовсе закрыли. Говорили о временном месте. Но если временно – то скажут выметаться в любой момент.
Из-за проволочек с таможней и выселением люди не знают, что будет завтра. Это сказывается на производительности:
У нас нет будущего. Не планируем сажать, не покупаем цыплят, потому что неизвестно, что будет. Вот будет смоленская ярмарка, а нам даже не с чем ехать.
На ярмарке все с документами. Самозанятые, крестьянские хозяйства. Проверки налажены: животные сдают анализы, приезжают ветеринары. Сюда приходят не только за продуктами, уже сложились традиции – тут можно и поговорить, и даже получить совет.
В Смоленске действует центр «Мой Бизнес», активно распространяется информация об открытии своего дела. Смолян призывают взять социальный контракт, который можно потратить, в том числе, на развитие подсобного хозяйства для производства мяса, овощей и другой сельхозпродукции. Ярмарка на Тенишевой– чуть ли не единственное в городе законное место для реализации самостоятельно произведенных товаров. В Заднепровье построили крытый фермерский рынок, но вместо фермеров его занимают «Пятерочка», магазин одежды и шаурма.
Можно сказать, что ярмарка выходного дня в известной степени определяет лицо города, и небольшое благоустройство превратит невразумительные ларьки в одну из туристических жемчужин, дав производителям возможность делиться своим трудом с другими. Readovka67 выражает надежду, что дело наших земляков-фермеров не умрет, а их покупателей не лишат доступа к свежей и качественной продукции.
В прошлом году мы уже поднимали вышеописанную проблему. Сейчас мы вновь пристально наблюдаем за развитием событий, чтобы поддержать интересы честных тружеников и отстоять справедливость. Напомним нашим читателям про репортаж, сделанный летом 2023 года – ситуация, увы, не поменялась в лучшую сторону: