Найти тему
Дело правое

«Простые люди России» сейчас и в XIX веке: в чем разница?

Оглавление

Наши современники в большинстве своем достаточно образованны, чтобы понимать: сказки про древних русских чудо-богатырей не стоит принимать всерьез. И «здоровая пища» в прошлом не делала всех поголовно идеально здоровыми долгожителями – скорее наоборот.

Но это все общие положения. А как конкретно выглядели русские люди 100, 200 лет назад? И не всякие цари да генералы, с которых парадные портреты писали, а обычные люди, труженики?

Источники информации

Доверять рассказам (даже очевидцев) в этом вопросе приходится с оглядкой – они ведь со своей колокольни смотрели! Потому историки более доверяют официальным документам, точным изображениям (фотоснимкам) и исследованиям скелетов – такая процедура не только для древних курганов актуальна.

Антропологами обследовано немалое количество захоронений нового времени – и простого населения, и представителей знатных родов. Полученные результаты весьма показательны.

В качестве документальных свидетельств используются данные рекрутского набора и описания внешности, встречающиеся, например, в «делах» осужденных и даже в документах на продажу крепостных. Естественно, приходится пересчитывать с современную систему измерения, но это для опытного человека нетрудно.

Фотография же пришла на помощь антропологу и историку относительно недавно. До второй половины века вообще встречаются лишь единичные снимки, и только людей «значительных». Массовым явлением фотография в России стала лишь к началу ХХ века.

Но есть уникальный документ, представляющий нам достоверные изображения простых русских людей более ранних лет. В 1860-1870-е годы появился уникальный фотосборник шотландца Вильяма Каррика (1827-1878).

Этот энтузиаст колесил по русской провинции и снимал именно что людей самых рядовых: мужиков за делом, баб с коромыслами, городских извозчиков, армейских рядовых. Результаты его трудов составили сборник «Типы русских». Неясно, зачем и для кого он делался и как попал в музей Гетти в США, но факт – он существует, и со снимками оттуда можно познакомиться.

Снимем размерчик

Что часто интересует современника в первую очередь – рост наших предков и их комплекция. Насчет второго приходится всех разочаровать: богатырей на снимках Каррика немного, да и другие источники показывают: средний русский человек прошлых веков обычно был не слишком высок и весил немного.

На протяжении XVIII века нижнюю ростовую планку для кандидатов в рекруты снижали с 165 до 159 см. Причину понять нетрудно – не получалось набрать нужное число солдат по имевшимся ранее показателям. И не только солдат – скажем, знаменитый партизан Денис Давыдов до 159 см не дорос.

Исследования захоронений показывают: в среднем взрослый крестьянин центральных русских губерний в XVIII-XIX вв. чуточку не дотягивал до 168 см. Однако для Европы того времени это был более-менее средний рост. К примеру, средний француз периода наполеоновских войн был на несколько миллиметров ниже своего русского противника, так что считать «коротышкой» Наполеона Бонапарта (168 см) по меньшей мере глупо! Он умел создавать проблемы, но рост имел вполне приличный!

-2

Следует заметить, что в прошлом рост горожанина из небогатых часто бывал меньше, чем рост его деревенского современника. Причиной были менее здоровые условия жизни. Допустим, средний рост незнатного москвича во второй половине XIX века был чуть более 162 см.

В новейшее время ростовые показатели тоже стабильными не были. Сейчас средний рост россиянина-мужчины около 176 см, женщины – 165 см. Притом рост жителей крупных мегаполисов заметно выше, чем обитателей сельской местности.

Представители высших сословий, однако, и в прошлом нередко отличались довольно внушительными габаритами. Средний «барин» был выше своего среднего крепостного на 10 и даже более сантиметров, его рост приближался к современным показателям.

Одну из причин этого определили давно – разница в питании, особенно в детском возрасте. Маленький барчук всегда бывал сыт. В крестьянских же и рабочих семьях недоедание было частым явлением, и даже обильная пища не отличалась разнообразием.

Мясо простой человек прошлых веков видел несколько раз в год – хорошо если. Вообще небогатым людям того времени животных белков не хватало катастрофически, и детям тоже. Сильно ты вырастешь на капусте, репе да вареной полбе!

-3

Особенностями питания можно объяснить и относительную субтильность простых людей прошлого. Кстати, дородность и выступающий «сытый» живот почитались достоинством и выставлялись напоказ. Вот вам и кустодиевские купчихи, и массивные купцы Островского...

Но вот что питанием не объяснишь – отсутствие разницы в габаритах крестьянок и барынь. Средний рост тех и других составлял около 155 см. Этому истолкования покамест нет.

Как молоды мы были...

Кроме роста, наших современников беспокоят вопросы продолжительности жизни и молодости предков. И вот тут порадовать действительно нечем.

Фотографии Вильяма Каррика не врут: по нашим современным понятиям люди на них молодыми не выглядят вообще! Некоторых можно признать объективно красивыми, но не юными!

И причина тут не только в нераспространенности в XIX веке пластической хирургии и омолаживающих кремов. Суть в образе жизни.

-4

Следы усталости лицо моложе не делают. А простые люди прошлого работать (причем как следует, на износ!) начинали с возраста, который мы ныне определяем как младший школьный! Понятно, что к 20 годам они уже успевали попросту «упахаться»!

Тяжелый труд вызывал и другие изменения. Сутулость, искривления позвоночника, деформация суставов (особенно на руках), заветренность кожи – все это в нашем современном понимании говорит о солидном возрасте. А в те говорило лишь о социальном статусе.

Добавим к этому то же неправильное питание, различные заболевания, которые не поддавались лечению или не лечились из-за отсутствия доступа к медпомощи. Добавим и саму «медпомощь», которая могла состоять, например, в продевании сквозь потный хомут (Н.А. Некрасов не даст соврать!)...

Наконец, в отношении женщин вспомним о многочисленных родах в антисанитарной обстановке и почти без помощи, и о детских смертях. Что до мужчин, их очень старит общепринятая тогда мода на длинные густые бороды – густая растительность прячет все, уравнивая 25- и 50-летнего.

Ясно, что и продолжительность жизни при таких условиях была невелика, и «старики» на старых фото обычно не так и стары. Во всяком случае, к дьячку, объяснившему в церковной книге записи смертей кончину 59-летнего односельчанина «старостью», ни у кого вопросов не возникло.

Однако нередко встречающиеся в литературе данные о 30-летней «средней продолжительности жизни рабочего второй половины XIX века» не следует понимать буквально! Это ведь «средняя температура по больнице» – показатели продолжительности жизни обрушивала высокая детская смертность в среде бедных россиян. У царя Александра III ребенок умер, что уж о рабочих говорить!

А если смотреть только на черты запечатленных фотографом наших далеких предков – такие же, как у нас! И сейчас ходят по нашим городам и селам сотни и тысячи двойников персонажей Вильяма Каррика. Ибо, конечно, достижения медицины и здоровое питание – это сила. Но корни у нас одни...