Меня часто спрашивают: как же обучить особенного ребёнка новым навыкам, когда он вообще ничего нового не воспринимает? Особенно это касается питания: избирательность в еде не позволяет привить малышу привычку питаться с пользой для своего состояния.
Действительно, многие дети с аутизмом относятся с недоверием ко всему новому. Они избегают новых вещей, новых маршрутов, новых занятий, новых мест, новую еду, знакомств с новыми людьми. Им сложно адаптироваться к любым переменам, потому что это доставляют дискомфорт и неприятные переживания, связанные с сенсорной перегрузкой. Однако, без внедрения новшеств невозможны обучение и развитие. Перемены и новые, непривычные действия рождают нейронные связи, необходимые для работы мозга и нервной системы и выполнения когнитивных функций.
Прививать новое — это не значит обрубить всё старое, начать жить с чистого листа и ждать от ребёнка мгновенных результатов. Лайфхак для родителей особенных детей для их правильного и стабильного развития: при внедрения любого нового опыта используйте 95% привычного и только 5% того, чему хотите научить.
Проще всего объяснить это на еде.
Допустим, вы хотите сформировать у ребёнка привычку есть овощи. Не пытайтесь ставить перед ним тарелку только с новой едой, особенно, когда уже был негативный опыт, а адаптируйте любимые и привычные блюда. Например, добавьте немного тёртого кабачка в котлету, а измельчённое, приготовленное на пару брокколи в картофельное пюре. Ставьте на общий стол яркие морковные палочки или зёрна кукурузы. Предложите выложить из овощей необычную композицию. Привлекайте ребёнка к готовке и сервировке. Рассказывайте про овощи: как они называются, какими бывают, где и как растут, какие они на вкус или запах. Разрешайте просто подержать в руках или понюхать. Через овощи и фрукты можно развивать сенсорику, классифицируя каждый из продуктов по размеру, цвету, запаху, вкусу, тактильным ощущениям. Не заставляйте съедать всё сразу, пусть созреет интерес к продукту. Главное – не напирать и действовать медленно и постепенно.
Вообще лайфхаков про еду у меня целый вагон (напишу об это отдельную статью), ведь мой Даня когда-то ел только пельмени, причём определённой марки, и апельсины. Сейчас он ест всё: овощи, включая лук, репу, брокколи, рыбу и мясо, зелень, крупы (безглютеновые) и постоянно пробует новые продукты. Кроме того, приготовление пищи стало его любимым занятием. Он готовит на всю семью, придумывает интересные рецепты и мечтает открыть свой ресторан.
Помните, что избирательность в еде у детей с особенностями развития может быть проявлением нечувствительности нервной системы, и с этим надо работать в комплексе: сначала дозреть нервную систему, затем расширять рацион. Об этом я подробно рассказываю всем участникам моего авторского курса Нейротрамплин.
Принцип «95% привычного/5% нового» работает и на других навыках и этапах познавательной деятельности. К примеру, собираясь в путешествие, можно обеспечить ребёнку комфорт с помощью любимых игрушек, знакомой и приятной к телу одежды, лакомств на перекус, его планшета с играми и мультиками, на случай сенсорных перегрузок взять повязку для сна, беруши или наушники, антистресс-приспособления, а со всеми этапами путешествия познакомить малыша заранее через подробные рассказы, инструкции, картинки и видео. Как любитель регулярных семейных вылазок и путешествий скажу: да, по началу будет непросто, но каждая поездка будет проходить всё легче и легче, а вскоре ребенок полюбит путешествия и будет получать удовольствие и новые впечатления (и новые нейронные связи!) наравне с вами.