Найти в Дзене

Хранилище 1942 года для истребителей ЛаГГ-3

Наверняка многим жителя Владивостока известно, что на месте улицы Русской, ее пересечения с проспектом 100-летия Владивостока до застройки многоквартирными жилыми домами и сопутствующей инфраструктурой располагался военный аэродром "Вторая речка", который своими корнями уходит в еще дореволюционную эпоху. Свое основное развитие он начал середины 30х годов. В разное время на базе аэродрома размещались различные авиасоединения, части, авиаотряды и эскадрильи, при чем как военные, так и гражданские. На аэродроме с 1944 по 1945 включительно стоял на вооружении 14-ого отдельного авиационного отряда ВВС ТОФ американский бомбардировщик В-52 "Митчел" с бортовым номером 40-2242, тот самый, что принимал участие в налёте американского отряда Джеймса Дулиттла на Японию с борта авианосца Хорнет, тогда практически никто не смог долететь до материка в обратную сторону, долетевшие самолёты совершили аварийную посадку на территории Китая, окупированного Японией, но этот самолёт смог успешно приземлить

Наверняка многим жителя Владивостока известно, что на месте улицы Русской, ее пересечения с проспектом 100-летия Владивостока до застройки многоквартирными жилыми домами и сопутствующей инфраструктурой располагался военный аэродром "Вторая речка", который своими корнями уходит в еще дореволюционную эпоху. Свое основное развитие он начал середины 30х годов. В разное время на базе аэродрома размещались различные авиасоединения, части, авиаотряды и эскадрильи, при чем как военные, так и гражданские.

На аэродроме с 1944 по 1945 включительно стоял на вооружении 14-ого отдельного авиационного отряда ВВС ТОФ американский бомбардировщик В-52 "Митчел" с бортовым номером 40-2242, тот самый, что принимал участие в налёте американского отряда Джеймса Дулиттла на Японию с борта авианосца Хорнет, тогда практически никто не смог долететь до материка в обратную сторону, долетевшие самолёты совершили аварийную посадку на территории Китая, окупированного Японией, но этот самолёт смог успешно приземлиться на аэродроме Унаши (Золотая долина) под Находкой, после чего экипаж интернировали на Родину, а самолёт перевели служить на аэродром Вторая речка. Этот самолёт многие видели в знаменитом фильме "Пëрл Харбор", вторая половина которого как раз повествует об этом налёте.

Особая страница в истории аэродрома - Вторая мировая война.

-2

В 1940 гг. развитие военного аэродрома продолжалось быстрыми темпами. ВВС ТОФ начал использовать аэродром Вторая Речка для размещения частей истребительной авиации, осуществлявшей противовоздушную оборону главной базы ТОФ Владивосток. Для этого удлинили, укрепили лётное поле и стали его обустраивать. В соответствии с планами организационно-мобилизационных мероприятий Тихоокеанского флота, утвержденных приказом командующего № 6 от 03.01.1941 и № 016 от 08.01.1941, на аэродромах и объектах ВВС Инженерным отделом ТОФ и подрядными организациями в 1941 г. был выполнен ряд мероприятий, позволивших развернуть соединения авиации по штатам военного времени.

-3

В частности для обеспечения боепитания авиачастей ВВС ТОФ в непосредственной близости от ключевых аэродромов (Николаевка, Кневичи, Новонежино, Вторая Речка) к постройке планировались заглублённые подземные хранилища (Артсклады). Большинство хранилищ так и не были построены, но в 1942 в склоне двух сопок, прилегающих к северной границе аэродрома Вторая Речка, были проведены скальные работы для устройства заглублённых тоннельных складов-хранилищ скального типа, которые предназначались для хранения истребителей типа ЛаГГ с отстыкованными крыльями.

По центру кадра видно строительство одного из порталов авиационного хранилища
По центру кадра видно строительство одного из порталов авиационного хранилища

Строительство велось инженерным отделом Тихоокеанского флота. Предполагалось возведение двух подземных хранилищ с естественной защитной толщей от поражения фугасной авиационной бомбой (далее - ФАБ) ФАБ-250 и с защитой от взрывной волны ФАБ-100 при взрыве перед входом.

Хранилища изначально предназначались для хранения самолётов типа ЛаГГ с отстыкованными крыльями. Оба хранилища обеспечивались отоплением от отдельно стоящей котельной, вентиляционной системой, электроснабжением. К 01.12.1942 строительство было окончено.

Однако вероятно самолетам в хранилищах постоять не довелось, так как уже к конце 1942 года было принято решение о переустройстве объектов в торпедные хранилища для материально-технического отдела ТОФ. А в начале 1943 году объекты были уже переоборудованы под новые нужды. В них должны были храниться торпеды и авиационные бомбы для морской авиации ТОФ. Для этих целей хранилища были оснащены подъемниками для загрузки и выгрузки торпед и бомб.

В качестве хранилищ торпед и бомб объекты по видимому использовались некоторое время. В последствии хранилища постигла разная судьба. О судьбе второго, я однажды расскажу в другой статье. Рассматриваемое же в этой статье хранилище в дальнейшем использовалось как овощехранилище ТОФ, а еще позднее было законсервировано и заброшено.

Зайдем в объект через один из входов. Вход осуществляется через сквозник, пристроенный к портальному входу. В дверном проеме красуется родная броневая дверь.

-5
-6

Дальше следует довольно большое помещение тамбура и электрощитовой. Здесь в смежном помещении слева ранее располагалась вентиляционная установка, которая ныне полностью отсутствует. Отсюда же начинаются рельсы узкоколейной железной дороги, по которой на специальных телегах перевозили боеприпасы.

-7

Минуя еще один дверной проем с установленной в нем родной броневой дверью, которая несколько тоньше первой, но имеет X-образные ребра жесткости, попадаем в само хранилище.

-8

Длина хранилища - 154 метра. Представляет оно собой широкий тоннель сечением 4,5 м. на 3,75 м., который в центре изгибается. Под потолочным сводом установлен двутавровый кран-балка для погрузки боеприпасов и иных грузов.

-9

В тоннеле частенько стоит туман из-за повышенной влажности разницы температур.

-10

Ближе к середине тоннеля в начале поворота двутавровые балки крана заканчиваются. Возможно в этой части осуществлялось хранение грузов, не требующих перегрузки краном, но это лишь догадка. При этом рельсы узкоколейки идут через все тело объекта.

-11

В центре тоннеля в сторону скального массива есть переходы в несколько небольших помещений вспомогательного характера, в которых абсолютно ничего не сохранилось. Их фотографии у меня к сожалению не сохранились.

-12

После центральной дугообразной части вновь идет прямой тоннель в сторону второго портала.

-13

Тоннельная обделка выполнена в бетоне, гидроизоляция выполнена методом инъектирования цементного раствора за обделку и торкретированием внутренней поверхности тоннеля.

-14

С другой стороны хранилища расположены аналогичные первому входу группы помещений: тамбур, вентиляционная, сквозник с двумя выходами. Потолочные перекрытия сквозняков с обеих сторон объекта усилены металлическим двутавровым противооткольным покрытием. В данном тамбуре также с двух сторон установлены родные броневые двери.

На этом осмотр объекта заканчиваем и выходим на улицу. Спасибо за внимание!