Найти тему

Верещагин, Ге, Шишкин и другие. Часть седьмая нашей экскурсии по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга.

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем нашу экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. Мы уже давно спустились на первый этаж, обойдя сначала 17 залов второго этажа, а остановились мы с Вами в прошлый раз в 24-м зале, осмотрев знаменитую картину Саврасова «Грачи прилетели» и многое другое, если не читали – переходите по этой ссылке. Теперь мы заходим в следующий зал, где сразу мое внимание переключается на очень красивый потолок, традиционно расписанный в этом дворце.

Фото автора
Фото автора

Мирные картины баталиста Верещагина

Но затем мы опускаем свои взгляды на скульптуру художника за мольбертом работы скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга. Скульптура эта была создана в 1892 году, а называется она «Верещагин за мольбертом». Вот картины Верещагина мы и будем смотреть в этом зале. Но перед тем, как начать рассматривать картины, посмотрим на его скульптурное изображение и вспомним слова, который он написал в конце жизни:

«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.»
Фото автора
Фото автора

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. С 1850 года он учился в Александровском кадетском корпусе для малолетних, затем в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого после недолгой службы мичман Верещагин вышел в отставку и поступил в Императорскую Академию художеств. Но и там, недоучившись, уехал на Кавказ, а через год – в Париж, где работал и продолжал обучаться живописи. Верещагина называют художником-баталистом, и действительно, у него много картин, посвященных той или иной войне, но не в этом зале Русского музея. Здесь картины, написанные им на основе его наблюдений за жизнью и местными традициями азиатских стран, вот, например, «В Иерусалиме. Царские гробницы».

Фото автора
Фото автора

Еще здесь есть несколько картин, посвященных японскому колориту начала XX века. Японию он посетил незадолго до начала русско-японской войны 1904-1905 годов. А с началом войны, по своему обыкновению, он оказался в самом эпицентре боевых действий – в Порт-Артуре. Там он и погиб в 1904 году вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на внешнем рейде Порт-Артура. Потому и многие картины из японского путешествия он не успел дописать. Вот некоторые из них: «Вход в храм Никко», «Японский нищий», «Прогулка в лодке», «Японка» и «Шинтоистский храм в Никко».

И до этого большую часть своей жизни Верещагин путешествовал и участвовал во всех войнах, которые вела Россия того времени. Так, в 1868 году, приехав в Самарканд в качестве художника при Туркестанском генерал-губернаторе, получил боевое крещение, проявив при этом беспримерное мужество. За оборону Самаркандской крепости он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. На Туркестанскую тему художник написал тоже много картин, но здесь я запечатлел только одну – «У дверей мечети», написанную им в 1873 году.

Фото автора
Фото автора

Ге – художник и скульптор

Хотелось бы посмотреть и на другие картины Верещагина, в том числе и с батальными сценами, но их здесь нет, и мы идем в следующий зал. А следующий зал практически полностью посвящен работам одного из общепризнанных лидеров «реалистической школы» Николая Николаевича Ге. Раньше я думал, что такая непривычная для нашего слуха фамилия Ге – это псевдоним, оказалось, что это настоящая фамилия его прадеда – французского дворянина Матье де Ге, сбежавшего из Франции в Россию от Великой французской революции в 1789 году.

Портрет Николая Николаевича Ге работы Николая Александровича Ярошенко 1890 года. Фото автора
Портрет Николая Николаевича Ге работы Николая Александровича Ярошенко 1890 года. Фото автора

Быстренько оглядевшись в этом зале, мы обращаем внимание на самую большую по размеру картину. Эта картина написана по мотивам библейского сюжета «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1856 году. В следующем году Совет Академии художеств за эту картину присудил Николаю Ге Большую золотую медаль, что давало ему право на поездку за границу за счет Академии и звание классного художника 1-й степени.

Фото автора
Фото автора

Не дожидаясь пансиона, художник со своей молодой женой отправились за границу. Посетив несколько европейских стран, Николай Николаевич, как и многие художники того времени, на несколько лет задерживается в Италии.

Перевозка мрамора в Карраре, 1868 год. Фото автора
Перевозка мрамора в Карраре, 1868 год. Фото автора

Там он написал немало своих работ, но ненадолго отвлечемся от них и обратим внимание на два бюста его великих современников в этом зале. Первый – портрет Федора Михайловича Достоевского работы скульптора Л.А. Бернштама. А второй бюст-портрет Льва Николаевича Толстого был выполнен все тем же Николаем Николаевичем Ге.

Дело в том, что Николай Николаевич был не только художником, а еще прекрасным скульптором. Даже при написании некоторых своих картин художник первоначально выполнял скульптурный эскиз, чтобы выявить экспрессию пластической формы многофигурной композиции. Яркий образец такой картины мы еще увидим, а сейчас мы посмотрим на Льва Толстого, запечатленного за работой художником Ге уже на холсте.

Фото автора
Фото автора

В 1969 году Николай Николаевич возвращается в Россию и для первой выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», в организации которого принимает самое активное участие, в 1871 году пишет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина произвела сильное впечатление на современников, и Павел Михайлович Третьяков не преминул приобрести ее для своей коллекции. Та картина так и находится по сей день в Третьяковской галерее, а в этом зале мы видим авторское повторение одноименной картины, выполненное в 1872 году.

Фото автора
Фото автора

Кроме всего прочего, как Вы уже заметили, Николай Ге писал портреты многих своих современников, вот и портрет писательницы и общественной деятельницы Елены Осиповны Лихачевой, написанный художником уже на склоне своих лет в 1892 году.

Фото автора
Фото автора

Ну а вот еще одно знаменитое полотно, написанное художником в Италии, и привезенное им в Петербург в 1863 году на осеннюю выставку в Академию художеств. Это «Тайная вечеря». Для написания этой картины Ге сначала выполнил скульптурный эскиз и несколько живописных этюдов. Несмотря на критику в прессе того времени, эту картину выкупил император, а Императорская Академия художеств присвоила за эту работу Николаю Николаевичу Ге звание профессора.

Фото автора
Фото автора

С Шишкиным в лесу

Переходим в следующий зал, а перейдя в него, мы погружаемся в красоту русского леса. Кто бы еще мог так достоверно и красиво изобразить лесную глушь средней полосы – только Иван Иванович Шишкин! Он по праву считается одним из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века, а как по мне – не один из главных, а самый лучший, и не только того времени. Зайдя в зал, мы сразу обращаем внимание на картину «Корабельная роща» 1898 года, которая стала итогом его жизненного пути. В основу этой картины легли этюды, исполненные им на его малой Родине под Елабугой в Афонасовской корабельной роще. Эта картина стала последней его большой работой.

Фото автора
Фото автора

Иван Иванович Шишкин родился в небольшом городке Елабуге (тогда Вятской губернии, а теперь в Республике Татарстан) в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич – купец-хлеботорговец сделал немало для благоустройства этого города. Там сейчас находится дом-музей Шишкина и поставлен большой памятник художнику в полный рост.

Фото автора
Фото автора

В прошлом году мы посетили этот город на высоком берегу Камы во время нашего путешествия по Поволжью и увидели это все своими глазами. Очень интересный город, если не читали – переходите по этой ссылке. Но вернемся в 27-й зал Русского музея, где представлены некоторые более ранние работы этого великого художника. Вот, например, «Дорожка в лесу» 1880 года и «В роще» 1865 года.

Следующая картина, которую мы видим в этом зале и от которой сложно оторвать глаз, – это «Лесная глушь», написанная Иваном Ивановичем в 1872 году, а в следующем году он получил за нее звание профессора Императорской Академии художеств. Вглядываясь в эту картину, поражаешься тому, как мастерски точно, и самое главное – красиво, прописаны самые мелкие детали.

Фото автора
Фото автора

Ну а теперь мы, как будто, оказываемся в самом настоящем зимнем лесу. Погружаясь в созерцание этой картины, невольно начинаешь ощущать трескучий мороз и слышать хруст снега под ногами. А картина называется просто – «Зима», написанная в 1890 году. Это еще одна зрелая работа художника и одно из самых достоверных изображений природы.

Фото автора
Фото автора

Еще немного Клодта и Лансере

Здесь хочется сказать, как герой одного небезызвестного мультфильма: «Маловато будет!». Но ничего не поделаешь, здесь выставлена не самая большая коллекция его работ. Однако, кроме Шишкина, в этом зале представлены работы еще художника Михаила Константиновича Клодта – племянника того самого автора коней на Аничковом мосту и скульптора Евгения Александровича Лансере. Начнем с последнего, он, как и дядя художника Клодта, очень любил лошадей и вылепливал их в большом количестве, благо, таланта и умения на это хватало. Вот и образцы его работ: «Царский сокольничий XVII века» 1872 года и бронзовая скульптурная композиция «Киргизский косяк на отдыхе», выполненная в 1880 году.

Ну а теперь парочка пейзажей художника М.К. Клодта или, по-другому, барона Михаила Константиновича Клодт фон Юргенсбург: «Стадо у реки в полдень», написанный в 1869 году, и «На пашне» 1871 года.

Вот здесь мы пока, пожалуй, и остановимся, но впереди нас с Вами ждет еще не мало интересного, не пропустите!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!