Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем нашу экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. Мы уже давно спустились на первый этаж, обойдя сначала 17 залов второго этажа, а остановились мы с Вами в прошлый раз в 24-м зале, осмотрев знаменитую картину Саврасова «Грачи прилетели» и многое другое, если не читали – переходите по этой ссылке. Теперь мы заходим в следующий зал, где сразу мое внимание переключается на очень красивый потолок, традиционно расписанный в этом дворце.
Мирные картины баталиста Верещагина
Но затем мы опускаем свои взгляды на скульптуру художника за мольбертом работы скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга. Скульптура эта была создана в 1892 году, а называется она «Верещагин за мольбертом». Вот картины Верещагина мы и будем смотреть в этом зале. Но перед тем, как начать рассматривать картины, посмотрим на его скульптурное изображение и вспомним слова, который он написал в конце жизни:
«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.»
Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. С 1850 года он учился в Александровском кадетском корпусе для малолетних, затем в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого после недолгой службы мичман Верещагин вышел в отставку и поступил в Императорскую Академию художеств. Но и там, недоучившись, уехал на Кавказ, а через год – в Париж, где работал и продолжал обучаться живописи. Верещагина называют художником-баталистом, и действительно, у него много картин, посвященных той или иной войне, но не в этом зале Русского музея. Здесь картины, написанные им на основе его наблюдений за жизнью и местными традициями азиатских стран, вот, например, «В Иерусалиме. Царские гробницы».
Еще здесь есть несколько картин, посвященных японскому колориту начала XX века. Японию он посетил незадолго до начала русско-японской войны 1904-1905 годов. А с началом войны, по своему обыкновению, он оказался в самом эпицентре боевых действий – в Порт-Артуре. Там он и погиб в 1904 году вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на внешнем рейде Порт-Артура. Потому и многие картины из японского путешествия он не успел дописать. Вот некоторые из них: «Вход в храм Никко», «Японский нищий», «Прогулка в лодке», «Японка» и «Шинтоистский храм в Никко».
И до этого большую часть своей жизни Верещагин путешествовал и участвовал во всех войнах, которые вела Россия того времени. Так, в 1868 году, приехав в Самарканд в качестве художника при Туркестанском генерал-губернаторе, получил боевое крещение, проявив при этом беспримерное мужество. За оборону Самаркандской крепости он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. На Туркестанскую тему художник написал тоже много картин, но здесь я запечатлел только одну – «У дверей мечети», написанную им в 1873 году.
Ге – художник и скульптор
Хотелось бы посмотреть и на другие картины Верещагина, в том числе и с батальными сценами, но их здесь нет, и мы идем в следующий зал. А следующий зал практически полностью посвящен работам одного из общепризнанных лидеров «реалистической школы» Николая Николаевича Ге. Раньше я думал, что такая непривычная для нашего слуха фамилия Ге – это псевдоним, оказалось, что это настоящая фамилия его прадеда – французского дворянина Матье де Ге, сбежавшего из Франции в Россию от Великой французской революции в 1789 году.
Быстренько оглядевшись в этом зале, мы обращаем внимание на самую большую по размеру картину. Эта картина написана по мотивам библейского сюжета «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1856 году. В следующем году Совет Академии художеств за эту картину присудил Николаю Ге Большую золотую медаль, что давало ему право на поездку за границу за счет Академии и звание классного художника 1-й степени.
Не дожидаясь пансиона, художник со своей молодой женой отправились за границу. Посетив несколько европейских стран, Николай Николаевич, как и многие художники того времени, на несколько лет задерживается в Италии.
Там он написал немало своих работ, но ненадолго отвлечемся от них и обратим внимание на два бюста его великих современников в этом зале. Первый – портрет Федора Михайловича Достоевского работы скульптора Л.А. Бернштама. А второй бюст-портрет Льва Николаевича Толстого был выполнен все тем же Николаем Николаевичем Ге.
Дело в том, что Николай Николаевич был не только художником, а еще прекрасным скульптором. Даже при написании некоторых своих картин художник первоначально выполнял скульптурный эскиз, чтобы выявить экспрессию пластической формы многофигурной композиции. Яркий образец такой картины мы еще увидим, а сейчас мы посмотрим на Льва Толстого, запечатленного за работой художником Ге уже на холсте.
В 1969 году Николай Николаевич возвращается в Россию и для первой выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», в организации которого принимает самое активное участие, в 1871 году пишет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина произвела сильное впечатление на современников, и Павел Михайлович Третьяков не преминул приобрести ее для своей коллекции. Та картина так и находится по сей день в Третьяковской галерее, а в этом зале мы видим авторское повторение одноименной картины, выполненное в 1872 году.
Кроме всего прочего, как Вы уже заметили, Николай Ге писал портреты многих своих современников, вот и портрет писательницы и общественной деятельницы Елены Осиповны Лихачевой, написанный художником уже на склоне своих лет в 1892 году.
Ну а вот еще одно знаменитое полотно, написанное художником в Италии, и привезенное им в Петербург в 1863 году на осеннюю выставку в Академию художеств. Это «Тайная вечеря». Для написания этой картины Ге сначала выполнил скульптурный эскиз и несколько живописных этюдов. Несмотря на критику в прессе того времени, эту картину выкупил император, а Императорская Академия художеств присвоила за эту работу Николаю Николаевичу Ге звание профессора.
С Шишкиным в лесу
Переходим в следующий зал, а перейдя в него, мы погружаемся в красоту русского леса. Кто бы еще мог так достоверно и красиво изобразить лесную глушь средней полосы – только Иван Иванович Шишкин! Он по праву считается одним из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века, а как по мне – не один из главных, а самый лучший, и не только того времени. Зайдя в зал, мы сразу обращаем внимание на картину «Корабельная роща» 1898 года, которая стала итогом его жизненного пути. В основу этой картины легли этюды, исполненные им на его малой Родине под Елабугой в Афонасовской корабельной роще. Эта картина стала последней его большой работой.
Иван Иванович Шишкин родился в небольшом городке Елабуге (тогда Вятской губернии, а теперь в Республике Татарстан) в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич – купец-хлеботорговец сделал немало для благоустройства этого города. Там сейчас находится дом-музей Шишкина и поставлен большой памятник художнику в полный рост.
В прошлом году мы посетили этот город на высоком берегу Камы во время нашего путешествия по Поволжью и увидели это все своими глазами. Очень интересный город, если не читали – переходите по этой ссылке. Но вернемся в 27-й зал Русского музея, где представлены некоторые более ранние работы этого великого художника. Вот, например, «Дорожка в лесу» 1880 года и «В роще» 1865 года.
Следующая картина, которую мы видим в этом зале и от которой сложно оторвать глаз, – это «Лесная глушь», написанная Иваном Ивановичем в 1872 году, а в следующем году он получил за нее звание профессора Императорской Академии художеств. Вглядываясь в эту картину, поражаешься тому, как мастерски точно, и самое главное – красиво, прописаны самые мелкие детали.
Ну а теперь мы, как будто, оказываемся в самом настоящем зимнем лесу. Погружаясь в созерцание этой картины, невольно начинаешь ощущать трескучий мороз и слышать хруст снега под ногами. А картина называется просто – «Зима», написанная в 1890 году. Это еще одна зрелая работа художника и одно из самых достоверных изображений природы.
Еще немного Клодта и Лансере
Здесь хочется сказать, как герой одного небезызвестного мультфильма: «Маловато будет!». Но ничего не поделаешь, здесь выставлена не самая большая коллекция его работ. Однако, кроме Шишкина, в этом зале представлены работы еще художника Михаила Константиновича Клодта – племянника того самого автора коней на Аничковом мосту и скульптора Евгения Александровича Лансере. Начнем с последнего, он, как и дядя художника Клодта, очень любил лошадей и вылепливал их в большом количестве, благо, таланта и умения на это хватало. Вот и образцы его работ: «Царский сокольничий XVII века» 1872 года и бронзовая скульптурная композиция «Киргизский косяк на отдыхе», выполненная в 1880 году.
Ну а теперь парочка пейзажей художника М.К. Клодта или, по-другому, барона Михаила Константиновича Клодт фон Юргенсбург: «Стадо у реки в полдень», написанный в 1869 году, и «На пашне» 1871 года.
Вот здесь мы пока, пожалуй, и остановимся, но впереди нас с Вами ждет еще не мало интересного, не пропустите!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!