Военные годы… Всегда страшное, жестокое, тягостное время. Для российской истории первая ассоциация с этим словом – Великая Отечественная.
Дзержинский филиал ГИАП (ныне АО «НИИК») образовался, когда эта черная страница истории человечества была перевернута уже почти десятилетие, в 1952 году. В проектировщиках и научных работниках особенно нуждались, чтобы продолжать восстанавливать советскую промышленность и создавать собственные технологии. Конечно, среди них было много молодых специалистов, чьи воспоминания о прошедшей войне носили смутный детский характер. Но их наставниками, учителями стали бывшие фронтовики. Те, для кого война была суровой реальностью, кто защищал страну на фронте и в тылу, а после победного мая они смогли вернуться обратно и засесть за карандаш и кульман.
Примечательно, что, пройдя военное лихолетье, эти люди совершенно не растеряли профессиональных знаний, и, возвратившись, внесли большой вклад в развитие института. За более чем 70-летнюю историю института в его стенах проработало около 80 участников Великой Отечественной войны. В этой статье мы назовем их имена и опубликуем воспоминания нескольких ветеранов о том страшном времени.
Вениамин Фалкович Дыкман. Тогда, в 43-м, на Днепре…
К началу войны Вениамину Дыкману не исполнилось еще и семнадцати лет. Родился и жил он в Смоленске – городе, неоднократно прославившем Отечество наше ратными подвигами. Отсюда, с Днепра ушел он на войну. На Днепре же ее и закончил.
К великой реке пехотинцы подошли в октябре сорок третьего – первой на их пути до Берлина по-настоящему серьезной водной преграде. Вениамин был командиром взвода, которому, в составе батальона, и предстояло первым в дивизии выбраться на тот берег и закрепиться. Переправу начали ночью на подручных средствах – утлых рыбацких лодках, наспех сколоченных плотах, просто на бревнах и надутых автомобильных камерах.
Первую сотню метров плыли в темноте, лишь изредка разрываемой немецкими осветительными ракетами и пулеметными трассами. Потом их обнаружили, и начался ад. Первыми же минами накрыло лодку командира роты. Вениамин – командир первого взвода, в сущности, еще мальчишка – взял командование ротой на себя. Правый берег был уже близко, когда громадный осколок мины врезался юному лейтенанту в спину, разворотив ему полбока (даже более полувека спустя в этой ямине свободно убирался мужской кулак). Удивительно, но сознания он не потерял и продолжал руководить переправой и захватом плацдарма.
Батальону удалось закрепиться на пятачке, начали отбивать атаки наседавших немцев. Дали сигнальную ракету, просили с левого берега поддержать артиллерией, но левый берег молчал. Наступило хмурое октябрьское утро, наступил день, пришел вечер. Батальон (вернее то, что от него осталось) дрался и надеялся на помощь находившихся за Днепром товарищей. Но оттуда – ни звука. Кончилась еда, кончались боеприпасы. К ночи немцы немного ослабили напор, рассчитывая, видимо, добить десант на следующий день. Дело было – хуже некуда.
К этому времени Вениамин острой боли уже не чувствовал. Хуже было то, что у него начался жар, от которого его временами покидало сознание. На летучем совете уцелевших командиров было решено, пользуясь темнотой и некоторым затишьем, переправить Веню в сопровождении двух бойцов на тот берег, доложить там обстановку и попросить помощи…
Переплавлялись так: связали солдатскими ремнями два бревна, постелили все ту же шинельку, положили на нее раненого и отправились вплавь, держась руками за импровизированный плотик. Температура воды была… Впрочем, можете сами ее измерить: войдите как-нибудь в октябре в любую речку.
Перебрались сравнительно благополучно, но их здорово снесло течением, и они вышли к какой-то незнакомой части. Порасспросили, что да как, и всю ночь тащили своего командира на промокшей от крови и воды шинели. Когда, наконец, добрались до своих, командир полка, узнав, что его бойцы на правом берегу еще держатся, побелел лицом: он-то знал, что этот батальон бросили в ложный прорыв, чтобы отвлечь врага от настоящей переправы. Конечно, тут же распорядился поддержать своих ребят огоньком, переправить им еду и боеприпасы.
А Вениамина Фалковича приказал доставить в полковой медсанбат. Уже заканчивались вторые сутки, как тяжелораненый офицер оставался без медицинской помощи. То ли Бог его хранил, то ли спасало железное здоровье. Положили Вениамина (все на той же шинели) на операционный стол, вытащили осколок, кое-как залепили обширную ямину на боку и не мешкая отправили на санитарный поезд в сопровождении всё тех же верных солдат. Лишь сдав своего еще живого командира начальнику поезда, они посчитали свой долг выполненным. В Курске уже был настоящий армейский госпиталь, и работали в нем настоящие хирурги. Они сотворили чудо: моего друга вытащили буквально с того света.
После войны Вениамин стал высококлассным конструктором, пользовался огромным уважением коллег, многие годы возглавлял конструкторский отдел НИИК. Он дожил до глубокой старости, окруженный сыновьями и многочисленными внуками. И только 9 Мая его можно было уговорить что-то вспомнить из давно минувшего фронтового времени…
Михаил Васильевич Баданов. Политрук «Щуки»
Михаил Васильевич Баданов родился 7 ноября 1914 г. в селе Тубанаевка Спасского района Горьковской области в семье рабочего кожевенного завода, где был единственным ребенком. В 1928 году семья переехала в Растяпино (с 1929 г. – город Дзержинск).
После окончания школы поступил в Горьковский строительный техникум, который окончил в 1935 г. По направлению пришел на работу в конструкторское бюро завода им. Свердлова.
В 1936 г. Михаил Васильевич был призван в армию. До 1938 г. служил на Тихоокеанском флоте в должности рядового, затем окончил курсы политсостава и курсы усовершенствования комсостава подводного плавания в г. Крондштадте.
В 1940 г. получил назначение в г. Севастополь политруком подводной лодки «Щука-208».
В начале Великой Отечественной войны занимал должность военкома береговой батареи на мысе Херсонес под Севастополем. Михаил Васильевич нечасто вспоминал это время. О том, что ему довелось пережить, можно судить по воспоминаниям других участников этих событий – боев на Херсонесе.
«На Херсонесском мысу собралось много наших брошенных машин, почти все они горели. Это была защита нашим пушкам, маскировка. Дым, горят машины, тракторы, а мы стреляем под их прикрытием в немецкие танки, и немцы никак не поймут, откуда стрельба. И вот шесть суток мы не подпускали немцев к бухте. Все время ждали, что подойдут наши корабли и возьмут нас. А потом с моря подошли немецкие лодки, обстреляли берег, на котором было очень много наших солдат…
Началась мрачная жизнь – плен. На Куликовом поле немцы огородили колючей проволокой плац, поставили охрану и начали гнать туда наших солдат». (Из письма И.З.Коваленко, которое приводит в своей книге «Мы отстаивали Севастополь» генерал-лейтенант Е.И.Жидилов).
Раненый в обе ноги Михаил Васильевич также был взят в плен. Это произошло в июле 1942 г. Потом он находился в концентрационных лагерях на Украине, в Латвии, Эстонии и Германии. В 1945 г. был освобожден из плена американскими войсками и вернулся домой в Дзержинск.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Севастополя» и многими другими медалями. Его портрет помещен на стенде в музее обороны Севастополя.
В 1945 г. Михаил Васильевич поступает на работу на Чернореченский химзавод им. М.И. Калинина (ныне ООО «Корунд»). С 1952 г. становится сотрудником Дзержинского филиал ГИАП (ныне ОАО «НИИК»), где работал начальником строительного отдела, главным специалистом, был парторгом института. В 1974 г. ушел на заслуженный отдых.
Под его руководством была разработана техническая документация и построены химические производства на Чернореченском, Губахинском, Кироваканском (Армения), Руставском (Грузия) химических заводах, Новомосковском химическом комбинате, Салаватском нефтехимическом комбинате. Также Михаил Васильевич участвовал в подготовке проектов 2-го корпуса НИИК (здание построено в 1962 г.), жилых домов и общественных зданий (дворец культуры «Корунд», пионерский лагерь «Чайка»).
Елена Павловна Кузнецова. Юность, опаленная войной
Родилась она в Архангельской области в д. Выставка Вельского района в 1923году. После окончания десяти классов была мобилизована в ряды Советской Армии. В армии прослужила три года и четыре месяца, демобилизовалась в августе 1945 года. Имеет Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова, медаль «За боевые заслуги» и другие правительственные награды.
…Город-порт Архангельск был призван защищать с моря и с воздуха 41-ый отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) 78-ой дивизии противовоздушной обороны (ПВО). Батальон был полностью укомплектован девушками, вчерашними десятиклассницами, за исключением командного состава. Среди этих девушек была и Елена. На краткосрочных курсах молодого бойца их учили разбирать и собирать винтовку, стрелять, пользоваться противогазом, биноклем, рыть окопы, различать типы самолётов своих и врага, по шуму мотора определять высоту полёта, направление полёта, тушить «зажигалки», оказывать первую медпомощь.
Пройдя курс подготовки, одевшись в кирзовые сапоги и шинели, девушки были распределены по наблюдательным постам, сменив там мужчин, отправленных на передовые линии фронта.
Елена попала на пост на самом берегу Белого моря, где стояла рыбацкая избушка и вышка, сколоченная наскоро из брёвен и поднятая на высоту 5 метров от земли. Задача была – вести наблюдение за морем и воздухом и по селекторной связи передавать данные в штаб батальона. Круглосуточно, зимой и летом и в снег, и в дождь, сменяя друг друга, вели девушки наблюдение и за морем, и за воздухом. Расстояние между постами было 20-28 км, сообщение по берегу моря летом – пешком по берегу, зимой – на лыжах.
Однажды нужно было идти на другой пост, на расстоянии 18 километров от первого. Предложили не идти пешком, а плыть по морю на рыбацкой лодке, тем самым сохранить время и поберечь ноги, которые уже давали о себе знать. День уже клонился к вечеру. Вначале все было хорошо, Елена гребла и видела рядом с собой берег. Вдруг поняла, что лодку с силой уносит от берега все дальше, и нельзя ничего сделать. Одна в лодке, среди моря. Налегая на весла, стала усиленно грести в сторону берега, и вдруг за поворотом увидела берег и строения небольшой деревушки, где находился пост. Выйдя на берег вся мокрая и замерзшая, девушка с трудом смогла дойти до поста.
Откуда же к девчонке, вчерашней десятикласснице, приходила смелость нести нелегкую службу, когда проходили лучшие годы юности? И ответ прост – желание приблизить окончание войны, вернуться домой к мирной жизни.
А после войны Елена работала в должности заведующего техническим архивом АО «НИИК» на протяжении почти 20 лет. Вырастили с мужем троих детей, пятерых внуков и семерых правнуков.
С тех пор прошло много лет. Выросли дети, внуки – несколько поколений, не знающих, что такое бомбежка, обстрелы, сводки Совинформбюро, хлебные карточки. Но снова и снова мы радуемся той далёкой и очень важной Победе. Слишком дорогую цену заплатили тогда люди, чтобы позволить себе и потомкам своим забыть суровые годы второй мировой.
Хочется сказать всем, живущим на земле: цените мир, цените тишину, цените то, что завоевано вашими дедами и прадедами. День Победы — это главный всенародный праздник, когда мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны и вспоминаем тех, кто ценой своей жизни отстоял независимость нашей Родины. В каждом доме, в каждой российской семье бережно хранится память о родных фронтовиках, спасших мир от нацизма, о тех, кто не вернулся с полей сражений.
К сожалению, из года в год остаётся всё меньше тех, кто сражался с фашизмом и своими глазами видел войну. В наших силах помнить о героях, о событиях военных лет, о тех, кто подарил нам эту Победу. НИИК помнит наших ветеранов и ежегодно поздравляет с этой датой.