Найти тему
Студия «Дилетанты»

Написать сценарий для научпоп-фильма сложно?

Оглавление

Сразу стоит отметить, что это не первая статья, посвященная данной тематике. На нашем канале вы можете прочитать материал о создании сценария к фильму «Метод разведения» и трудностях, который возникли при написании текста для дебюта нашего проекта.

Сейчас же речь идет о сценарии для фильма «Вопрос времени». Это третья работа для нашей команды, а посмотреть вы её можете в специальной подборке на
Дзен, YouTube и Telegram. Будем рады вашей поддержке на Boosty, спасибо!

1. Идея фильма

Появилась она достаточно неожиданно, во время экскурсии по Анапскому Археологическому Музею. Проводил её сотрудник музея Валерий Александрович Сотник, а я скорее был похож на Шурика из серии фильмов Гайдая, который постоянно ходил за экскурсоводом и записывал всё, что слышал. Примерно в середине экскурсии мы подошли к двухметровой плите, стоящей на небольшом возвышении. И вдруг Валерий Александрович начинает рассказывать, что на территории современной Анапы проводились спортивные соревнования в честь богов Пантеона, наподобие Олимпийских игр. Притом, данная плита является уникальной находкой - на ней высечены имена победителей и призеров состязаний на протяжении более полувека. Оригинал находится в Керченском музее, а здесь представлена реплика.

Реплика Горгиппийского агонистического каталога, кадр из фильма «Вопрос времени», 2024 год
Реплика Горгиппийского агонистического каталога, кадр из фильма «Вопрос времени», 2024 год

Но главная деталь, которая и была отмечена в записной книжке - имена участников. Как известно, в Олимпийских играх могли принимать участие только Эллины, либо те, кто смог доказать, что они являются Эллинами по происхождению. Поэтому было вдвойне неожиданно узнать, что на стелле высечены и имена инородцев - Деметрий, сын Синдока или Аристодем, сын Скифа.

Тогда и
появилась идея снять фильм, в котором будет рассказана история древнего города и достаточно редких находок, сделанных на территории современной Анапы. Мне показалось даже несправедливой ситуация, когда город, который сейчас знают только благодаря пляжам и курортным развлечениям, является уникальным историческим памятником, однако об этом мало кто знает.

Посетил я музей летом 2022 года, тогда наша команда уже активно разрабатывала идею фильма о жизни, талантах и увлечениях Михаила Юрьевича Лермонтова, поэтому идея картины о Горгиппии легла на полку ровно на год, пока мы не закончили работу. Кстати, этот фильм тоже можно посмотреть у нас на
Дзене, YouTube и VK.

Начиная с мая 2023 года, я активно взялся за проработку сценария и ведение переговоров с руководством музея.
Отдельная благодарность Елене Христофоровне Михалковой и Оксане Владимировне Волкодав, а так же руководителю Анапского археологического музея Ксении Ивановне Емец - без их разрешений мы бы не смогли провести съёмку экспонатов музея.

2. Научная литература

Параллельно с этим, конец мая и июнь 23 года были проведены за поиском научной литературы, посвященной истории Горгиппии, особенно раскопкам Анапы советского периода. Крайне советую прочитать второе издание книги И.Т.Кругликовой «Синдская гавань. Горгиппия. Анапа» 1977 года - мы начали изучение темы именно с неё. К июлю уже был готов приблизительный список тем, которые хотелось осветить в фильме и понимание, кого хотелось бы видеть в картине, как приглашенного эксперта.

Тут отдельные слова благодарности Валерию Александровичу Сотнику - сотруднику музея, отличному собеседнику, байкеру и блогеру! Было очень приятно познакомиться с настолько разносторонне развитым человеком, который может поддержать и разговоры об археологии Анапы, и о современной музыке одновременно. Валерий Александрович ведет свой канал на
YouTube, с радостью делимся и советуем!

Так вот, в конце июля были проведены съёмки раскопанной части Горгиппии и экспонатов музея, записано интервью, а через пару недель Валерий Александрович передал нам книгу Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии Комплекс Гробниц Рубежа ll–lll вв. н. э.» и огромную статью Э. О. Березина «Горгиппийский агонистический каталог» из журнала «Советская археология» 1961 года, посвященную вопросу расшифровки плиты, о которой шла речь выше. Также крайне советуем, если вам захочется окунуться в историю Горгиппии!

Сейчас сайт Анапского Археологического музея частично находится на реконструкции, но мы успели в разделе дополнительной литературы взять и изучить издания
А. А. Малышева «Античная Горгиппия: история, исследования и исследователи» 2018 года и «Синдика: история, археология, антропогенные ландшафты» 2022 года. Скоро они снова будут доступны на сайте.

К октябрю список эпизодов фильма был окончательно сформирован, а написание сценария прошло достаточно легко, благодаря обширному списку источников. В декабре были сняты все сцены и синхроны - как в студии, так и на улицах современной Анапы, а период с января по апрель был отдан под постпродакшн - мы неторопливо собрали фильм и разрабатывали новые идеи для следующего фильма студии.

Подводя некоторый итог, стоит ответить на вопрос, который был дан в заголовке -
насколько вообще сложно написать сценарий для научно-популярного фильма? Все зависит от двух вещей - научной подготовки режиссера и выразительных средств, которые режиссер собирается использовать в фильме. Если говорить о фильмах нашей студии, то их можно отнести к категории телефильмов, однако в каждой работе мы стараемся использовать драматургические приемы для того, чтобы вызвать интерес и эмоции у нашего зрителя, не забывая о качестве информационной составляющей.

Но опять же, есть примеры современного научного кино, где объектом фильма становится само исследование. Это очень сложный и скользкий путь, поскольку в данном случае видение режиссера может превалировать над научной составляющей. Поэтому в данной ситуации необходимо и обязательно присутствие научного консультанта, который будет работать над картиной совместно с режиссером, вкладывая в систему образов научную составляющую.

Если режиссер не интересуется наукой, а отрабатывает заказ, грант или желаемую оценку на защите диплома, то получится удобное, но однобокое видение проблемы, которое запрашивает заказчик. Поэтому важно соблюдать баланс и уметь признавать свою неправоту еще на стадии препродакшна, работая с научным консультантом - иначе полученная работа будет либо неактуальной, либо однобокой, либо вовсе псевдонаучной.