Три главных советских фильма для войны. Фильм второй -"Радуга сияет для русских".

575 прочитали

Продолжение. Начало тут

27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер. Петрищево под Можайском. А 7 февраля 1942 г. в той же "Правде" был опубликован очерк Оскара Курганова "Мать" о подвиге другой партизанки, Александре Дрейман, казненной немцами 13 ноября 1941 в пос. Уваровка. Между Уваровкой и Петрищево всего 44 км.

!6 февраля 1942 г. одним и тем же Указом ПВС СССР Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), а Александра Мартыновна Дрейман, так же посмертно, награждена орденом Ленина.

В годы войны очерк Оскара Курганова "Мать" был опубликован в качестве брошюры тиражом в 1 млн. экземпляров и распространялась бесплатно среди бойцов. А писательница Ванда Василевская в том же 1942 г. использовала материалы очерка для написания повести "Радуга.

По этой повести кинорежиссер Марк Донской снял в 1943 г. один из самых правдивых фильмов "для войны". На экраны фильм вышел весной 1944 г.

Вот что написал Курганов

Теперь никто не может припомнить, звали ли Александру Мартыновну в партизанский отряд. За оврагом, у палатки, все увидели эту уже не молодую женщину в ватной тужурке, в больших сапогах и темной косынке. Как человек, привыкший с детских лет к непрестанному труду, она сразу спросила у командира отряда Семена Хлебутина, что делать. Он усмехнулся и ответил: «Будь хозяйкой нашей...».

Александра Мартыновна засучила рукава тужурки, принесла из спадающего по камням ручья котел воды и с той минуты вошла в привычный жизненный ритм: сушила в землянке над камельком сапоги партизанам, возвратившимся с разведки, помогала повару варить обед, чистила оружие, убирала в палатке. И днем, и ночью трудилась Александра Мартыновна, и все в отряде стали для нее родными, близкими, она их в шутку называла «дети мои», хоть в лесу жили и пожилые люди. И ее они называли самым теплым словом — "мать".
Александра Мартыновна Дрейман. 1908-1941гг.
Александра Мартыновна Дрейман. 1908-1941гг.

Была она из семьи переселенцев-латышей. Работала председателем сельсовета, начальником дорожного отдела в исполкоме Уваровки. 12 октября вместе с партизанским отрядом, уже на восьмом месяце беременности, о которой никто не догадывался, ушла в леса. Вот только через месяц, 11 ноября, она вернулась домой в оккупированную немцами Уваровку рожать. Не хотела быть обузой. И в этот же день была схвачена немцами.

Ее пытали, чтобы узнать местонахождение отряда и подпольщиков в самой Уваровке. Водили в мороз раздетой по городу. 13 ноября в холодном сарае, где содержались и другие арестованные немцами, она родила мальчика.

Немцы угрожали убить ее ребенка, если она не выдаст местонахождение отряда. Но Александра Мартыновна ничего не сказала. Ребенка закололи штыком, а мать в тот же день 13 ноября 1941 г. расстреляли.

Действие своей повести "Радуга" Ванда Василевская перенесла из Подмосковья в украинскую деревню.

Почему повесть называется "Радуга"? В начале повести жители оккупированной немцами деревни видят очень редкое явление - зимнюю радугу. И жители, и оккупанты считают это добрым знаком для себя. И в финале, когда село освобождено нашими войсками от немцев, в зимнем небе вновь сияет радуга.

Увидеть радугу зимой по народным прметам - к большому счастью и разрешению трудностей в жизни. В начале зимы радуга, появившаяся на небе, сулит приятные перемены в личной жизни: скорую встречу со второй половинкой, рождение долгожданного потомства, приятные новости о родственниках. Зимняя радуга, по поверьям, указывает на возможность заняться рискованным делом, которое принесет удачу. На зимнюю радугу принято вслух проговаривать желание, и оно обязательно сбудется, если помыслы человека чисты.

Есть в радуге и библейские мотивы. Радуга приобретает мощную символическую силу, начиная со времени всемирного потопа. Когда воды отступили и Ной вместе с семьей вновь стал на твердую сушу, Бог подтвердил свои заветные отношения с ним и дал обещание больше не уничтожать человечество. Радуга стала «знамением завета» между Богом и Ноем.

Главными героинями фильма являются четыре женщины. Каждый день Федосия Кравчук ходит к колодцу за водой. Неподалеку, в запретной зоне, куда немцы запрещают под страхом расстрела заходить, лежат в овраге тела убитых красноармейцев. Они погибли больше месяца назад в бою. Лежат уже давно. Немцы запрещают их хоронить. И среди них тело сына Федосьи Василия. Каждый день Федосия навещает сына.

Федосию играет театральная актриса Елена Тяпкина. На то время, наверное, эталонный типаж русской женщины. Она играла и крестьянок и аристократок. Но это были истинно русские женщины. Потом такого же плана у нас были актрисы Нонна Мордюкова и Римма Маркова.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-2

А в доме у Федосии на постое находятся комендант гарнизона Вернер и его любовница, русская женщина Маша. Муж этой Маши, советский офицер, как раз и командовал теми рлштбшими в бою красноармейцами, что лежат непохороненными в овраге.

А жена советского командира Маша стала "немецкой овчаркой". Ведь немцы пришли навсегда, надо же как-то устраиваться в жизни. И муж, наверное, как она надеется, уже погиб.

Машу, или как ее зовет немец, Пусю, играет Нина Алисова. Все ее знают, как "бесприданницу", но, если "Радугу" столько же раз показывали бы по ТВ и вспоминали в телепередачах, то она была бы "Пусей". Великолепная, темпераментная, острохарактерная роль.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-3

С одной стороны ее Пуся достойна презрения, но и жаль ее. Запуталась дурочка, старается не думать о будущем, живет одним днем и надеждой, что любовник заберет ее в Дрезден. А это вряд ли. Там у него жена и дети. И пророчит Федосия своей жиличке страшный конец.

А в деревню из партизанского отряда вернулась партизанка Олена Костюк. Пришла домой рожать. Знает, что ее могут расстрелять, но хоть ребенок останется в живых.

Играет Олену выдающаяся советская украинская театральная и кино- актриса Наталья Ужвий. Из советских театральных и кинодеятелей она, наверное, самая награжденная. Герой СоцТруда, четыре ордена Ленина, четыре Трудового Красного Знамени, ордена "Дружбы народов" и "Знак Почета". Сергей Герасимов по наградам позади.

Она уступает только еще одному украинцу- драматургу Александру Корнейчуку, тот тоже Герой СоцТруда, но у него 6 орденов Ленина. Но с Корнейчуком, любимцем т. Сталина, особый случай. Он был и наркомом иностранных дел Украины, и Председателем ВС УССР.

Но все награждения по заслугам.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-4

Хорошо же Олена думала об этих фашистских зверях. В одной нижней сорочке стали гонять ее беременную по морозу и по снегу босиком, чтобы она выдала расположение партизанского отряд. "Олена Великомученица", — назвала ее одна из крестьянок увидевшая в окно, как издеваются над партизанкой.

А потом Олену бросили в холодный сарай, где она и родила мальчика. Соседский мальчик Мишка попытался передать ей краюху хлеба, но был застрелен часовым. Его мать тетка Малючиха выкрала его труп у немцев.

Малючиху играет молодая актриса Анна Лисянская. Потом ее коронными ролями станет Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова.

Немцы ищут, куда делся труп мальчика. И матери пришлось похоронить сына прямо в хате.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-5

Вот четыре женских судьбы, вокруг которых и разворачивается сюжет фильма.

Олена рожает сына. Но комендант убивает на глазах матери ребенка, так как партизанка не сказала, где находится партизанский отряд. С мертвым ребенком на руках Олена идет на расстрел.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-6

А в село ночью врываются советские войска. Завязывается бой. В хату к Федосии в поисках коменданта забегают наши. Коменданта нет, но есть Пуся, которая прячется под одеялом. Один из бойцов оказывается ее мужем. Он вытаскивает пистолет. Пуся в ужасе кричит:" Сережа!" Он отвечает:"А я думал, что твоими последними словами будет "мама"! - и стреляет в нее.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-7

А в это время бабы уже несутся со всей деревне с кольями и лопатами убивать пленных немцев. Впереди тетка Малючиха. "Бей их!"- вполне нормальный призыв убивать фашистского зверя.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-8

Фильм частью снимался в декорациях, построенных на стадионе в Ашхабаде, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Съемки шли в сорокаградусную жару, снег заменяли нафталин, вата и соль. Но вот эпизоды освобождения села, где требовались масштабные съемки и много настоящего снега, проходили в селе под Семипалатинском. И к съемкам сцены, когда крестьянки несутся убивать пленных немцев, привлекли местных жительниц, среди которых было много украинок.

Съемки чуть не закончились жестоким избиением актеров, изображавших немцев. Местные жительницы с такой яростью набросились на "немцев", что чуть по настоящему не поубивали их.

Но тут выступила Родина-Мать в изображении Елены Тяпкиной.

 Продолжение. Начало тут 27 января 1942 г. в газете "Правда" был опубликован очерк Петра Лидова "Таня". Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, казненной немцами 29 ноября 1941 г. в дер.-9

Сказала бабам, что, если сейчас их забить лопатами и кольями, то это для немцев будет слишком быстрая, а значит легкая смерть. Нет, пусть помучаются. Пусть сначала увидят, как их страну разгромят, как онм будут подыхать с голоду, как их бегущую армию русский народ будет подымать на вилы. "Пусть молят смерть, чтобы она пришла, а она не придет, пусть даже смерть отвернется от немецкой падали!"

Вот на этой пафосной ноте и заканчивается фильм. Да, злодейств немецких показано побольше, чем в "Она защищает Родину". Но политика уже стала меняться. Если год назад всех бы пленных к удовольствию и героев фильма, и зрителей заблили бы топорами, кольями и лопатами, то теперь наступил перелом в войне и поступила команда проявлять гуманизм.

И очень схлопотал по шее Илья Эренбург. Он еще по инерции опубликовал в "Красной Звезде" 11 апреля 1945 г. статью "Хватит!" Хватит в том смысле, что мы не повторим ошибки после Первой Мировой войны, когда Германия не была раздавлена, как очаг милитаризма и агрессии, а немецкий народ жестоко не наказан.

Бывают агонии, преисполненные величия. Германия погибает жалко — ни пафоса, ни достоинства. Вспомним пышные парады, берлинский «Спортпалас», где столь часто Адольф Гитлер рычал: он завоюет мир. Где он теперь? В какой щели? Он привел Германию к бездне и теперь предпочитает не показываться. Его помощники озабочены одним: как спасти свою шкуру. ...И все бегут, все мечутся, все топчут друг друга, пытаясь пробраться к швейцарской границе.
Иностранная печать добрый год обсуждала термин «безоговорочной капитуляции». А вопрос не в том, захочет ли Германия капитулировать. Некому капитулировать. Германии нет: есть колоссальная шайка, которая разбегается, когда речь заходит об ответственности.
Красная Армия привыкла разговаривать с немцами оружием: так мы с ними и договорим наш разговор.

Но уже через три дня в "Правде" появилась знаменитая статья начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП/б/ Григория Александрова "Товарищ Эренбург упрощает"

Тов. Эренбург уверяет читателей, что все немцы одинаковы и что все они в одинаковой мере будут отвечать за преступления гитлеровцев. В статье «Хватит!» говорится, будто бы «Германии нет: есть колоссальная шайка, которая разбегается, когда речь заходит об ответственности». В статье говорится также, что в Германии «все бегут, все мечутся, все топчут друг друга, пытаясь пробраться к швейцарской границе».
Не составляет труда показать, что это уверение т. Эренбурга не отвечает фактам.
Времена фашистского угара в Германии на исходе. В Германии остается все меньше дураков, готовых безмолвно сложить голову за Гитлера и его преступные цели. Немецкие газеты вынуждены ежедневно сообщать факты, говорящие о быстром распаде тыла немецко-фашистских войск. Так, солдатская фашистская газета «Фронт унд хеймат» писала на днях, что в Германии появилось большое количество «принципиальных противников». И хотя гестаповцы призвали всех «настоящих немцев» к «свободной охоте» на всех таких «принципиальных противников», однако эта задача становится все более не под силу даже разветвленному аппарату гестапо.
Отсюда видно, что в жизни нет единой Германии, что не все немцы одинаково ведут себя.
Тов. Эренбург пишет в своих статьях, что Германии нет, есть лишь «колоссальная шайка». Если признать точку зрения т. Эренбурга правильной, то следует считать, что все население Германии должно разделить судьбу гитлеровской клики.
Незачем говорить, что т. Эренбург не отражает в данном случае советского общественного мнения. Красная Армия, выполняя свою великую освободительную миссию, ведет бои за ликвидацию гитлеровской армии, гитлеровского государства, гитлеровского правительства, но никогда не ставила и не ставит своей целью истребить немецкий народ.

Таким образом все, "стоп машина, полный назад" - лозунг "Убей его!" заменяется старым - "Гитлеры приходят и уходят, а германский народ остается." И никакой огульной и массовой мести. Будем разбираться с каждым индивидуально. И грабить мирных немцев нельзя, кормить можно. А за изнасилование немок - расстрел на месте. Мы не они.

Может и правильно. Но вот только, когда американская пехота 29 апреля 1945 г. вошла в один из крупнейших немецких лагерей смерти Дахау. где содержалось около 20 тыс. заключенных, и американцы увидели 40 ж.д. вагонов забитых трупами заключенных, которые или умерли от голода, или были убиты день-два назад, они не стали выяснять кто конкретно из сдавшейся охраны лагеря занимался уничтожением узников.

Подошедшему с белым флагом договариваться об условиях капитуляции эсэсовцу, начальнику лагеря, один из солдат тут же выстрелили из винтовки в голову. Вот она твоя капитуляция. Потом лагерных охранников поставили к стенке и расстреляли из пулеметов.

Расстрел охраны Дахау. На первом плане присевший за пулемет "браунинг" америанский солдат косит из него ряды пленных эсэсовцев
Расстрел охраны Дахау. На первом плане присевший за пулемет "браунинг" америанский солдат косит из него ряды пленных эсэсовцев

Из находившегося на территории лагеря немецкого военного госпиталя вытащили раненых немецких и венгерских эссэсовцев, врачей, медсестер и всех тоже убили. Всего было убито 560 эсэсовцев, зэков из внутрилагерной охраны, раненых и медперсонала. Спаслась пара человек. И никакого расследования никто не проводил.

Сейчас "толерантная" Википедия называет это "военным преступлением". Вот только в Америке никто особо не страдает и не кается за эту "резню в Дахау", как у нас за "Катынь", которую мы не совершали.

А американские солдаты ведь тоже смотрели фильм "Радуга", и знали, что надо делать с фашистским зверем. Американские дипломаты после премьеры фильма выпросили его у т. Сталина и отправили Президенту США Рузвельту. Он смотрел его без перевода, так как и так все было понятно. А потом фильм с огромным успехом демонстрировали в американских кинотеатрах.

Вот так. На войне как на войне. Кто с мечом придет - от меча и погибнет. Или от топора, лопаты, кола. Всего, что попадется под руку русскому человеку.

А следующим будет рассказ о фильме "Нашествие". Забытый, интереснейший фильм. с глубоким и неожиданным подтекстом о том, что бывшие "враги народа" и Советской власти тоже настоящие советские патриоты. Но это в следующей части. Вот в этой