Найти тему
Евгений Трифонов

Уловка не прошла

После объявления Израилем начала операции в Рафахе ХАМАС спешно объявил о том, что принимает условия соглашения. Однако представленный ХАМАСом текст соглашения содержал пункт о прекращении войны, которого в согласованном документе не было. Военный кабинет Израиля единогласно отверг этот текст, сочтя его уловкой, призванной в очередной раз оттянуть штурм Рафаха. Правда, ХАМАСу удалось осложнить положение израильтян: он объявил о согласии на сделку по радио, телевидению и соцсетям. В результате десятки тысяч жителей Рафаха и беженцев, уже двигавшихся к гуманитарной зоне Аль-Маваси, повернули назад, а те, кто только собирался в путь, вместо того, чтобы складывать пожитки, устроили празднование.

Израильские танки в Рафахе
Израильские танки в Рафахе

Тем не менее уловка ХАМАСа не прошла. В ночь на 7 мая израильские танковые части вошли в восточную часть Рафаха, и к утру, преодолев незначительное сопротивление боевиков, взяли под контроль КПП Рафаха – единственные ворота из сектора Газа в Египет. В ходе операции, по израильским данным, были уничтожены 20 боевиков и обнаружены три тоннеля. До войны и в первые военные месяцы через этот КПП шли все гуманитарные грузы в сектор. В Израиле полагают, что из-за коррумпированности, а отчасти из-за тайных симпатий египетских чиновников и пограничников к ХАМАСу через этот КПП в сектор поступало оружие и боеприпасы. Теперь этот путь перекрыт. Кроме того, именно из района КПП в воскресенье был совершён миномётный обстрел Керем Шолома на территории Израиля, в результате которого было убито 4 и ранено 10 солдат. Войдя в Рафах, израильтяне отмстили за это вероломство.

ХАМАС, предлагая Израилю согласиться на документ, который не был и не мог быть согласован, заручился поддержкой США. Глава ЦРУ США Уильям Бёрнс после срыва переговоров бросился в Доху спасать соглашение. И вроде бы дал гарантии поддержки со стороны США лидеру зарубежного крыла ХАМАСа Исмаилу Хание. Таким образом, Вашингтон окончательно отказался от собственной первоначальной установки на ликвидацию ХАМАСа. Сказалось влияние пропалестинских протестов в кампусах американских университетов, и желание Дж.Байдена получить поддержку американских мусульман на предстоящих президентских выборах.

Решение Нетаньяху всё-таки начать, вопреки жесточайшему давлению Вашингтона, военную операцию в Рафахе, было вынужденным. Не ответить на попытки изменить текст (точнее, не текст, а саму суть) соглашения и провокационный обстрел Керем Шалома Израиль просто не мог. А объявив о начале операции, тут же соглашаться на её прекращение, Нетаньяху тоже не мог. В конце концов, не выглядеть же безвольной куклой, которой управляет ХАМАС, то соглашаясь на договор, то отказываясь.

Тем не менее операция в Рафахе – не тот штурм, которому подвергались город Газа или Хан-Юнис. Она, скорее всего, будет ограниченной – в конце концов, главное уже сделано: после занятия израильтянами КПП в Рафахе сектор полностью отрезан от внешнего мира. Вероятно, израильтяне возьмут под контроль и т.н. «Филадельфийский коридор» - приграничную полосу между сектором и Египтом, примыкающую к Рафахе. Коридор был в своё время перекопан тоннелями контрабандистов; египтяне заявляли об их уничтожении, но насколько это верно, неизвестно. Контроль над коридором позволит отыскать и ликвидировать тоннели, если они есть, и таким образом уничтожить любую возможность нелегальных связей сектора с внешним миром.

КПП в Рафахе
КПП в Рафахе

Несмотря на бросок в Рафах, Израиль отправил в Каир делегацию для продолжения переговоров: пока у ХАМАСа остаются заложники, израильтяне не откажутся от любой возможности их освобождения. И, возможно, в Иерусалиме надеются, что после захвата КПП Рафаха ХАМАС станет сговорчивей.

Хотя это не факт. В конце концов, последнее заявление о согласии ХАМАСа на соглашение исходило от Хании, который и раньше был склонен к уступкам, а не от Яхьи Синвара. Представляется, что отказ Нетаньяху обсуждать ХАМАСовский вариант соглашения связан не только с тем, что в его текст были внесены недопустимые изменения, но и с тем, что он был предложен Ханиёй. Который не командует боевиками в секторе, и вообще неизвестно, имеет ли он влияние среди палестинцев Газы.

В политическом плане занятие части Рафаха выгодно Нетаньяху. Он обещал провести операцию в Рафахе – вот она. Он говорил, что судьба заложников для него на первом месте – и сделал операцию ограниченной, чтобы продолжить переговоры.

Если до 6 мая израильтяне мучились перед тяжёлым выбором – продолжать переговоры или штурмовать Рафах, теперь всё проще. Рафах частично взят, и можно вести переговоры, не оглядываясь на последний оплот ХАМАСа.

Хотя четыре батальона ХАМАСа в Рафахе никуда не делись.