Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Дети, которые проходят зефирный тест, добиваются в жизни успеха, показали 40-летние наблюдения

Оглавление

Знаете, что такое «зефирный тест»? В 1960-х годах стэнфордские ученые начали проводить серию психологических исследований маленьких детей (4-5 лет), в том числе и эксперименты с их участием. Один из этих эксперимент назывался «Зефирный тест», его прошли сотни детей.

В чем суть теста?

Эксперимент начался с того, что каждого ребенка привели в отдельную комнату, усадили на стул и положили перед ним на стол зефир (маршмеллоу). В этот момент исследователь предложил ребенку сделку: он сказал ему, что сейчас собирается выйти из комнаты, и если ребенок не съест зефир, пока его нет, то он будет вознагражден вторым зефиром. Но если ребенок решит съесть первый зефир до возвращения исследователя, то второй зефир он не получит.

Мальчик не прошел зефирный тест
Мальчик не прошел зефирный тест

Для ребенка выбор был очень прост и понятен: одно угощение прямо сейчас или два угощения позже. Исследователь покидал комнату на 15 минут. Разумеется, велись записи скрытой видеокамерой. Оценивалось поведение ребенка, поставленного перед таким выбором. Все ли способны проявить терпение ради двойной порции угощения или нет?

Как вы понимаете, – не все. Некоторые дети вскакивали и съедали первую зефирку, как только исследователь закрывал за собой дверь. Другие извивались, подпрыгивали и касались на своих стульях, пытаясь сдержаться, но в конце концов поддавались искушению и съедали зефирку, не дождавшись исследователя буквально несколько минут. И, конечно же, были дети, которые смогли прождать все время, а некоторые даже не ерзали на стульях.

Исследование по следам эксперимента было опубликовано в 1972 году и стало известно как «Зефирный тест», но известность к нему пришла спустя годы, когда дети выросли.

Последствия эксперимента

Дети росли, но исследователи не выпускали их поведение из поля своего внимания. Они проводили другие исследования их психики и отслеживали прогресс каждого ребенка по целому ряду областей. То, что они обнаружили, было поистине удивительным.

Дети, которые были готовы подождать и получить двойную порцию зефира, в конечном итоге имели более высокие баллы по SAT, более низкий уровень злоупотребления психоактивными веществами, меньшую вероятность ожирения, лучшую реакцию на стресс, лучшие социальные навыки и в целом лучшие результаты по ряду других показателей.

Исследователи наблюдали за каждым ребенком на протяжении 40 с лишним лет, и каждый раз во всех исследованиях группа тех, кто в детстве терпеливо ждали второй зефир, добились успеха в любом из измеряемых показателей своих способностей. Серия экспериментов доказала, что способность откладывать получение удовольствия имеет решающее значение для успеха в жизни.

Ну разве это не так в вашей личной жизни? Или жизни ваших детей?

Если ребенок отложит удовольствие от залипания в телефоне и сделает домашнее задание сейчас, он точно научится чему-то и получит более высокие оценки.

Если вы отложите удовольствие от раннего завершения тренировки и сделаете еще несколько упражнений, то ваше тело станет крепче и сильнее.

И таких примеров в нашей жизни наберется масса. Ведь успех в чем-либо достигается тем, что вы можете отложить удовольствие и предпочесть боль дисциплины, зная, что удовольствие в любом случае придет, хоть и позже, но зато оно будет лучше.

Автор зефирного теста Уолтер Мишелл
Автор зефирного теста Уолтер Мишелл

И тогда возникает вопрос: обладали ли некоторые дети от природы большим самоконтролем и, таким образом, были обречены на успех? Или самоконтролю можно научиться?

Почему одни умеют откладывать удовольствие, а другие - нет?

Исследователи из Рочестерского университета решили повторить эксперимент с зефиром, но с важным изменением. Прежде чем предложить ребенку зефир, исследователи разделили детей на две группы.

Первая группа подверглась серии дополнительных опытов. Например, исследователь давал ребенку маленькую коробку с мелками и пообещал принести коробку побольше, но в итоге так и не сделал этого. Затем исследователь давал ребенку небольшую наклейку и пообещал принести лучшую подборку наклеек, но так и не сделал этого.

А вторая группа, наоборот, получила опыт взаимодействия с надежным взрослым. Им пообещали мелки получше, и они их получали. Им рассказали о лучших наклейках, а затем действительно их дали.

Как этот нюанс повлиял на поведение детей? Детям из первой группы, в которой были ненадежные взрослые, не было оснований полагать, что исследователи принесут им вторую зефирку, так как до этого взрослые их уже обманывали. И поэтому они не стали долго ждать, и предпочли съесть первый зефир.

А вот дети из второй группы тренировали свой мозг воспринимать отложенное удовольствие как позитивный фактор. Каждый раз, когда исследователь давал обещание, а затем выполнял его, мозг ребенка регистрировал две вещи:

1) ожидание удовольствия того стоит и

2) у меня есть способность ждать.

Дети из второй группы могли ждать в четыре раза дольше, чем дети из первой группы.

-3

Способность ребенка откладывать удовольствие и проявлять самоконтроль не была предопределенной чертой, а скорее зависела от предыдущего опыта и ситуации.

Эксперимент с зефиром очень широко известен. Вы можете найти упоминания о нем во всевозможных статьях, книгах, фильмах... И связанные с ним исследования проясняют одну вещь: если вы хотите добиться успеха в чем-то, в какой-то момент вам нужно будет найти в себе способность быть дисциплинированным и действовать, вместо того, чтобы отвлекаться и делать то, что легко делать. Успех почти во всех областях требует, чтобы вы игнорировали что-то более простое в пользу чего-то более сложного.

В случае с детьми, участвовавшими в исследовании, тест показал, насколько важным является для ребенка попадание в надежную среду — где взрослый что-то обещает, а затем выполняет это. Хорошие выводы для родителей, не так ли?

Ангелина Реймхе