Вступление
Как происходит работа памяти? Понимание этого вопроса может помочь нам эффективно организовать процесс обучения и трудовую деятельность, создать условия, при которых наша способность запоминания будет максимальной в любой ситуации.
Память — способность сохранять и воспроизводить информацию. В последние годы популярность получает когнитивная модель, сравнивающая память с работой компьютера. В 1969 году ученые Ричард Шифрин и Ричард Аткинсон предложили модель, описывающую обработку и хранение информации. Основным элементом является непосредственная память.
Не торопитесь уходить, дочитайте статью до конца. Вы узнаете, как функционирует память человека. Будет интересно.
Виды памяти
Чувственная память сохраняет информацию кратковременно — 90-100% за доли секунды. Человек воспринимая окружающий мир, использует пять органов чувств. Эта информация может быть запечатлена, если мы решим, что она важна. Информация поступает в кратковременную память, где хранится уже дольше.
Сенсорная память (сенсорный регистр) — уникальное хранилище информации, функционирующее на уровне органов чувств. Она кратковременна и быстро заменяется новой информацией. Психологи определяют, что информация в кратковременной памяти нуждается в кодировании (визуальном, аудио, семантическом) для сохранения до 20 секунд.
Оперативная память необходима для быстрого воспроизведения информации. Вместимость кратковременной памяти может составлять 5-10 элементов. Передачи информации в долговременную память должна быть структурирована и связана с уже имеющимися знаниями через ассоциацию.
Потеряв предмет, мы начинаем активный поиск, проверяя возможные места. Ассоциации играют ключевую роль в запоминании. После поступления информации мы активно ищем знакомые элементы и связи. Повторение информации помогает усвоить ее и облегчает воспроизведение.
Краткосрочная память широко применяется для быстрого воспроизведения информации. Вместимость кратковременной памяти может колебаться от 5 до 10 единиц. После поступления информации в кратковременную память она может быть разнообразной, включая различные впечатления и коды, но для перехода в долговременную память необходимо отправить сигнал о ее важности.
Внимание перенаправляет информацию в другой отдел памяти – долговременную. Для долгосрочного запоминания информация должна быть структурирована и связана с уже имеющимися знаниями через механизм ассоциации.
Так же происходит и процесс запоминания информации.
После поступления информации начинается активный поиск знакомых элементов и связей, где ассоциации играют важную роль. Когда находится ассоциация, информация закрепляется в памяти.
Повторение информации через определенные промежутки времени способствует более эффективному усвоению и возможности воспроизведения.
Помимо различных отделов памяти, существуют определенные процессы, определяющие переход от одной информации к другой и оптимальные методы хранения.
В этом контексте используются аналогии и модели из информационных систем. Информация подвергается определенному кодированию, как было упомянуто ранее. Другими словами, ее необходимо преобразить в конкретный формат, чтобы произошла переработка. Аналогично тому, как вам приходится выражать свои мысли словами при написании сочинения.
Также имеется процесс сохранения информации. Для ее сохранения необходимо систематизировать и упаковать ее определенным образом.
Вопрос о местонахождении информации в нашем мозге, которая хранится воспоминаниями, остается открытым, поскольку научные исследования в этой области пока не принесли успеха, хотя предпринимались попытки найти это место.
Сегодня считается, что воспоминания распределены по нашей нервной системе и зафиксированы в нервных клетках, вероятно, на молекулярном уровне. Обычно у нас нет проблем с кодированием и сохранением информации, но возникают трудности с ее воспроизведением. Например, на экзамене мы можем столкнуться с тем, что не можем вспомнить то, что учили всю ночь перед ним.
Процесс воспроизведения информации подобен процессу ее записи. Нам необходимо найти ассоциацию или мысль, которая связывает нас с изучаемым материалом. Часто эта мысль не имеет прямого отношения к материалу.
Для примера, вспомним ситуацию, когда мы сидели, сосредотачивались на тексте и разглядывали, что написано на странице книги.
Как только мы припоминаем начальное слово, обычно материал мгновенно воспроизводится перед нами, и мы можем дать ответ. Отсутствие памяти - важный аспект. Ассоциация играет ключевую роль в этом процессе. Нам важно уметь устанавливать связи между нашими мыслями и навыками.
Если мы анализируем все процессы, происходящие в памяти, то мы должны уделить внимание и такому важному аспекту, как забывание информации. Забывание - это естественный феномен. Способность мозга к запоминанию сбалансирована способностью забывать.
Не стоит паниковать, ведь это защитный механизм от информационной перегрузки и эмоциями, предназначенный самим Богом для человеческого организма. Изредка наша забывчивость становится преградой как в обучении, так и в семейных отношениях.
Бывает, что необходимо вспомнить что-то срочно, но мы не в состоянии этого сделать. При этом не все данные забываются одинаково: из услышанного забывается 90%, из увиденного - 50%, а из сделанного - всего лишь 10%.
С течением времени информация может быть утеряна. Пока еще неясно, каким образом это происходит, но, возможно, если информация долгое время не используется, она исчезает, аналогично компьютерной модели. Например, если вы долгое время не обращаете внимание на определенный файл, то возможно, что на его место будет записана новая информация.
Таким образом, при длительном неиспользовании некоторых знаний они постепенно могут утрачиваться. Физические процессы запоминания зависят от работы нервной системы и передачи информации от органов чувств к центральной нервной системе. Работа нервных клеток и их связи между собой способствуют формированию прочных воспоминаний.
Способ передачи информации от одной нервной клетки к другой зависит от состояния специальных веществ Эти вещества играют ключевую роль в передаче сигналов и информации между клетками. Эмоциональная память, в свою очередь, формируется под влиянием гормона серотонина.
Эмоциональная память является самой прочной среди всех видов памяти. Она тесно связана с нашими переживаниями. Мы часто поминаем события, которые имели значительное влияние на нашу жизнь, будто это было вчера. Например, первый день в школе, водное крещение или значимые события в жизни нашей страны.
Такие моменты четко запечатлеваются в памяти, порой вспыхивая перед нами. Благодаря насыщенным эмоциям, эти воспоминания сохраняются в памяти, словно растворитель в старых фотоаппаратах, и мы способны вспомнить их до мельчайших деталей.
Память Бога
Существует ли у Бога способность запоминания? Несомненно, Бог обладает удивительной памятью. Бог быстро забывает наши грехи, если мы искренне раскаиваемся в них. Бог хорошо добрые поступки. Библия предоставляет ясное понимание памяти Бога, содержащееся во многих местах Писания.
Заключение
В заключение, мы видим, что память - сложный процесс, на который влияют множество факторов. Правильная работа организма, хорошее самочувствие, внимательное восприятие информации определяют условия запоминаем информацию.
Если статья Вам понравилась, подпишитесь на наш канал, поставьте Ваш лайк. Просим оставить также Ваш комментарий. Это очень поможет нам в развитии канала и написании новых интересных публикаций.