Сегодня мы поговорим об очень интересных особенностях «лишнего веса», а также о том, почему порой мы толстеем буквально на глазах даже при незначительном переедании, но никак не можем похудеть при куда бóльшем дефиците калорий? Почему некоторые из нас сбросив несколько килограммов, по-прежнему вынуждены носить тот же размер одежды, а кто-то, имея вес даже побольше нашего, прекрасно вписывается в джинсы или блузку на четыре размера меньше? Да и вообще жир и вес — это то, что работает по принципу сообщающихся сосудов, или в данном «потолстительно-похудательном» уравнении есть ещё какие-то важные элементы?
Скажу сразу: жир = масса тела + размер одежды — слишком примитивный подход для того, чтобы быть каким-то ориентиром в понимании сути метаболического равновесия. На самом деле биохимический, физиологический и эстетический аспекты нашего здоровья куда более обширны и вариабельны. И даже в отношении их самой простой результирующей — параметров фигуры — обмен воды и состояние мышечного корсета имеют ничуть не меньшее значение, чем жировые запасы.
Довольно сложное сочетание этих пяти взаимосвязанных параметров (жировые депо ↔️ масса тела ↔️ размер одежды ↔️ степень гидратации тканей ↔️ состояние мышечного корсета) при анализе физиологического статуса (смотрим КФС, ч.2, стр. 172 - 194), а также в определении типа метаболизма + диагностики возможных липогенных влияний и внутренних дисфункций когда-то заставили меня выделить сразу семь типов возможных физиологических состояний толстяков с близкими параметрами жировой массы, но очень отличающихся типом фигуры, либо наоборот, с примерно одинаковой фигурой и размерами одежды, но с разным реальным соотношением жира, воды и мышечной массы. Вот они:
1) отёкший стройный;
2) сбалансированный полный;
3) отёкший полный;
4) похудевший полный;
5) измождённый полный;
6) обезвоженный полный;
7) постройневший полный.
В принципе все эти варианты могут характеризовать состояние одного и того же человека в разные периоды жизни, при обострении различных сопутствующих заболеваний или при разных способах «борьбы с весом».
Отёкший стройный — типичный пример ложной полноты у физиологически стройных в период полового созревания, при хроническом недосыпании, «зависших» на время т.н. прогестероновых отёчных реакциях в ОМЦ или при избыточном употреблении углеводов на фоне недостатка в пище белка и (или) незаменимых жирных кислот. В некоторых случаях к такому же состоянию могут привести: употребление некачественного алкоголя; окислительный стресс; переедание солёного и острого; а также избыток в крови азотистых оснований и фтора, влияющих на проницаемость лимфатических протоков и перегружающих почки.
В похудологии наиболее часто с явлением ОС приходится сталкиваться при контакте с девушками 13-18 лет, когда происходит становление детородной функции, а естественные и с физиологической точки зрения вполне допустимые колебания половых гормонов могут влиять на липидно-углеводный обмен (повышенная потребность в сладком и жирном) и гидратацию тканей.
Такие пациентки уверены, что они избыточно пухленькие, хотя биохимические исследования и данные биоимпедансометрии не показывают каких-либо значимых отклонений от референса. Здесь отчаянные попытки юных див зачем-то худеть «на дисбалансе калорий» скорее усиливают липогенные тенденции и дезорганизуют гормональный фон, чем помогают «исправить фигуру». А искусственно активированная «память кризисных состояний» (ПКС) становится для многих реальным пусковым фактором, негативно влияющим как на фигуру, так и на здоровье уже в течение многих лет*, а то и всей последующей жизни.
* — Одним из важных открытий в моей «похудологической» практике стало исцеляющее воздействие беременности и т.н. «гравидарного типа ожирения», при грамотном выходе из которого мы вдруг обнаруживаем, что настройки прежней липогенной (ювенильной) ПКС, с которой никак не удавалось справится до беременности, чудесным образом куда-то испарились!
(Подробнее об этом интересном феномене, а также о его использовании в практической работе планирую рассказать в одной из следующих статей)
Сбалансированный полный — состояние устойчивого ЛО-АФМ**, при котором у человека присутствует некоторое количество липогенных влияний, но они не прогрессируют, а НЭС*** полностью адаптирована к подобному типу метаболизма. По сути, это здоровый человек с высокими функциональными кондициями, который отличается от стройных лишь более высокой зоной равновесия в стабильном липогенез-липолизном соотношении оборота жиров и углеводов.
** — ЛО-АФМ — Липоориентированная адаптивная физиологическая модель.
*** — НЭС — нейроэндокринная система.
Отёкший полный — многообразие обратимых состояний исходно гиперадипозного организма, периодическая либо устойчивая избыточная гидратация тканей которых связана с усиленным или несоразмерным действием гормонов (прогестерон в лютеиновой фазе ОМЦ; хроническое провоспалительное воздействие цитокинов типа ИЛ(интерлейкин)-1, ИЛ-6, ИЛ-12, Фактор некроза опухоли-альфа, интерфероны, хемокины, ИЛ-8 и др.; токсическое действие глюкозы на капиллярную и лимфатическую сеть при сахарном диабете; сердечная недостаточность; заболевание почек, печени, венозная недостаточность; отёки беременных; таргетная противоопухолевая терапия; дисфункция паращитовидных желёз и (или) клубочковой зоны надпочечников (альдостерон, дезоксикортикостерон, ренин); избыток углеводистой пищи при недостатке незаменимых жирных кислот и мн. мн. др.
Похудевший полный — человек, снизивший массу тела при помощи гипокалорийных либо других ограничительных диет и (или) аномально высоких физических нагрузок. В отличие от обезвоженного и измождённого он действительно какое-то время пребывает в состоянии уменьшенного количества отложений ТАГ в жировых депо и (опционально) пониженной мышечной массы. Однако в отличие от «постройневшего полного» его организм теряет вес под воздействием стрессовой мобилизации и находится в состоянии хронического дисбаланса.
С точки зрения устойчивых приспособительных реакций физиологические настройки такого человека по-прежнему способны поддерживать стабильный гомеостаз только по схеме ЛО-АФМ. Т.е. в организме сохраняются глубоко внедрённые в обмен веществ липогенные дисфункции и их адаптивные компенсирующие проекции (КБЛ*), а потребности организма в поддержании здоровья невозможно гармонизировать на рационе и образе жизни первично стройного и здорового. (Подробнее здесь).
* — КБЛ — компенсаторно-балансирующий липогенез (одна из форм защитной приспособительной реакции НЭС на присутствие каких либо липогенных влияний или дисфункций).
Измождённый полный — человек, достигший весовых параметров стройного или ниже путём комплексного истощающего воздействия на организм активным голоданием, стрессовой мобилизацией, медикаментозным либо гормональным воздействием, использованием бариатрических и прочих инвалидизирующих вмешательств в морфологию органов и тканей. Основными признаками подобного физиологического состояния являются:
- полное истощение ресурсов двойной энергетики и невозможность балансирования внутреннего энергообмена, а также процессов ассимиляции и диссимиляции за счёт эндогенных жировых запасов;
- динамический стереотип автоматических регулирующих реакций (биохимический, физиологический, поведенческий) по типу ЛО-АФМ.
Обезвоженный полный — человек, понизивший массу тела за счёт снижения гидрофильности тканей и свободно циркулирующих в сердечно-сосудистой и лимфатической системах жидкостей путём использования ограничений в употреблении воды, стимулировании экскреторной функции почек и (или) эвакуаторной функции кишечника, длительного активного потоотделения.
Подобное же состояние, но уже на достаточно стабильной основе характерно для хронического кетоза при высокожировых и низкоуглеводных диетах. (Подробнее здесь). Физиологические кондиции характеризуются выраженной гиповолемией и высокой степенью метаболического дисбаланса. Все адаптивные настройки организма по-прежнему соответствуют АФМ полного.
Постройневший полный — человек, успешно избавившийся от всех значимых липогенных дисфункций, и сумевший с помощью направленных адаптивных воздействий оптимизировать настройки НЭС под «метаболизм стройного». Термин «постройневший» в данном случае является наиболее точной физиологической характеристикой здоровья, т.к. в отличие от «похудевшего» (сбросившего некоторое количество килограммов) подобный организм уже не испытывает дестабилизирующих влияний, с которыми ему пришлось бы сосуществовать или как-то от них защищаться.
Рост эффективности метаболических цепей и КПД ферментативных и гормональных реакций обеспечивают функциональные кондиции и потенциальный ресурс органов и систем такого человека на уровне первично здорового и стройного. Поддержание нормальных параметров фигуры не требует каких-либо особых усилий, поскольку все биохимические и физиологические взаимодействия уже первично гармонизированы.
Ремарка к теме
А теперь в рамках заявленной темы попробуем проанализировать типичную реакцию представительниц прекрасного пола на «сытные праздники» либо на пресловутый «all inclusive» на отдыхе, а также реальное состояние тканей и жидких сред организма по принципу «до» и «после».
Наверное, многие после 4-5 дней майских праздников (дачники не в счёт 😊) или недели отдыха на турецком побережье с удивлением констатировали, что поправились на 1 - 1.5, а то и на 2 - 3 килограмма! Особый ужас такие привесы вызывают у тех, кто буквально перед этим НА ТО, чтобы сбросить аналогичные цифры с весов, потратил несколько месяцев изнурительного «похудательного труда» на кухне и в тренажёрном зале.
И как теперь жить, когда чуть дашь поблажку и вес тут же растёт, а жир возникает буквально «из воздуха»???
Давайте посмотрим, так ли всё плохо? И жир ли это?
Итак возьмём для примера неутешительный итог 4-х праздничных дней и прибавку на весах в 1.5 килограмма. Переведём условный «жир», который точно не из воздуха, в реальные и осязаемые для нас калории. Несложный подсчёт показывает, что для синтеза такого количество липидов нашему организму пришлось бы усвоить 9.1 х 1500 = 13 650 ккал.
Поскольку мы, питаясь по нашей норме (к примеру, 1750 в «похудательном дефиците» или, если активно не худели, 2200 ккал/сутки) не должны были прибавить, — отнесём эти 13650 к «перееданию». (Иначе откуда же столько жира дополнительно отложилось?). И посчитаем общий и среднесуточный калораж за 4 дня, необходимый для такого рода привесов. (1750 х 4) + 13650 = 20 650 или 20 650 : 4 = 5162 ккал/сутки.
А теперь припомним, что и в каком количестве мы реально позволяли себе? Ну да, вино, фрукты, шашлык, салаты, соленья, копчёности, возможно пирожное или другая выпечка. Но неужели действительно вот так после привычных 1750 ккал. «наедали» все четыре дня(!) на пять с лишним тысяч??? КОНЕЧНО ЖЕ НЕТ! От себя добавлю, что, если 1750 – давно устоявшаяся поддерживающая симптоматическую стройность норма — никаких 5 162 вы в жизни не «наедите». А уж если и «оторвётесь» на +1000 в первый день, в последующие повторить этот подвиг уже при всём желании не сможете!
Скажу больше. Большинство людей с избыточным весом и ожирением входят в категорию «Статус-2» (см. КФС, ч.2 стр.177-181), что примерно соответствует весу женщины ростом 165 см от 76 до 100 кг. Метаболизм такого человека способен максимально разложить до конечных продуктов (Н2О + СО2 + NHз) не более 120 - 150 г. жира, а синтезировать не более 100! А это значит, что при всём желании «наесть» реального жира мы можем за 4 праздничных дня не более 400 граммов, т.е. усвоить лишней органики не более, чем на 910 ккал/сутки. Но и для таких привесов нужно ОЧЧЧЕНЬ постараться!😊
Так что же притянуло нас к земле на утро пятого дня аж на полтора килограмма? ВОДА! Вода, пришедшая с алкоголем и соленьями, избыточным количеством пищевых белков, с гиподинамией и застоем крови и лимфы в органах малого таза и нижних конечностях, метаболическая вода от усиленного окисления органики, связанной с перепотреблением жирного и сладкого. (При окислении 100 г. жиров выделяется около 110 г эндогенной воды, а углеводов около 60).
Вода существенно тяжелее жира. Поэтому колебания водносолевого и воднобелкового баланса в куда большей степени отражаются на показании весов, чем флюктуации жироуглеводного обмена. И такая вода бы постепенно ушла из организма не смотря на застойные явления и «похмельный синдром» в течение следующих 5-10 суток (зависит от физической и метаболической активности в этот период и состояния печени и почек).
Но ведь мы умные! И по канонам стрессовой диетологии срочно опускаем калорийность питания до спасительных 1200, а то и меньше! Пока не вернём прежний вес обратно. И… получаем компенсаторное снижение активности щитовидной железы (тироксин контролирует катехоламины) и гипофиза (соматотропный гормон контролирует метаболическую активность ночной энергетики). Причём подчас на уровне стойкой адаптивной тенденции. (Постепенное накопление уже реального жира).