Найти в Дзене
Слово и Дело

Май 2024 без труда и риска?

Начну со случая, который мне рассказывал Денис Таранов, основатель школы «Зерна» про один поход с детьми и родителями. Он это ежемесячно делает и очереди желающих попасть с ним в такое приключение, скажу вам, огромные. Так вот пошли они как-то в очередной раз с детьми в путешествие по окрестностям родным. 5-10 лет – средний возраст туристического отряда. А поскольку родителям, желающим прогуляться вместе, никто никогда не отказывает, несколько взрослых тоже пошли. Идут они мимо борщевика. Это такое растение, которое, если коснешься, обжигает. Денис это выучил в детстве на своем опыте, раз 7 в деревне обжигался, поэтому показал, объяснил детям малым, как мимо борщевика ходить надо. И тут один папа, очень ответственный, говорит: «Так там же борщевик!! Как же так? Обожгутся дети. Разве это допустимо?!» Минут пять возмущался. Как мог, пытался предотвратить безобразие. Денис не поддался. Идут мимо гигантского растения. Детям весело, пугалки придумывают, но обходят опасные места осторожно. А

Начну со случая, который мне рассказывал Денис Таранов, основатель школы «Зерна» про один поход с детьми и родителями. Он это ежемесячно делает и очереди желающих попасть с ним в такое приключение, скажу вам, огромные. Так вот пошли они как-то в очередной раз с детьми в путешествие по окрестностям родным. 5-10 лет – средний возраст туристического отряда. А поскольку родителям, желающим прогуляться вместе, никто никогда не отказывает, несколько взрослых тоже пошли. Идут они мимо борщевика. Это такое растение, которое, если коснешься, обжигает. Денис это выучил в детстве на своем опыте, раз 7 в деревне обжигался, поэтому показал, объяснил детям малым, как мимо борщевика ходить надо. И тут один папа, очень ответственный, говорит: «Так там же борщевик!! Как же так? Обожгутся дети. Разве это допустимо?!»

-2

Минут пять возмущался. Как мог, пытался предотвратить безобразие. Денис не поддался.

Идут мимо гигантского растения. Детям весело, пугалки придумывают, но обходят опасные места осторожно. А один человек все-таки обжегся! Тот самый. Ответственный взрослый папа.

Не знаете почему так? У меня есть рабочая гипотеза.

Так же как стерильность мешает иммунитету «делать зарядку», снижает его эффективность, приводит к различным проблемам со здоровьем, избыточная безопасность превращает нас в существа уязвимые и мало на что способные.

Макаренко говорил: «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого».

А наши требования к жизни сегодня почему-то иные. В школах у детей уроки трудов постепенно превращаются в лекции. Года три как. Или я это только заметила? Девочки стали меньше готовить. Мальчики почти не занимаются столярным делом.

Говорят: «Всё – это небезопасно». А школы ведь должны отвечать за неё? За эту самую безопасность.

В походы стали ходить реже классами. Ответственность брать – знаете, дело такое. Мало ли. На дерево кто-то залезет, упадет, не дай Бог. Или в лужу провалится, промокнет и заболеет. Ни к чему это. Лучше не рисковать.

А раньше риск был. И с помощью этого риска учились мы понимать свои границы и возможности.

Тут горячо.

Тут высоко.

Тут остро.

Тут языком нельзя к железу.

-3

Все это нужно было нам как-то узнать, понимаете?

Нужно где-то оступиться, где-то потонуть чуть-чуть, где-то застрять.

Нужно, чтобы не бояться всего. Чтобы быть сильнее. Чтобы уважать себя.

Наконец, чтобы радоваться жизни. Не знаю, как у вас, а я по своим детям замечаю, стоит нам вместе потрудиться: картошку посадить, грядку прополоть, окна в доме перемыть, ужин вместе приготовить – они светиться начинают. Настоящая магия! До этого сидятзлющие в своих телефонах. Лица такие хмурные. Еще и не сразу уговоришь потрудиться. А после – совсем другие дети. Мало того, что смеяться начинают, так еще и искренность у них открывается – рассказывают без устали про дела в школе, про отношения с друзьями, делятся мироощущением, открывают тайные желания, про страхи свои тоже проговаривают. Для родителя – это знание, что клад - бесценно.

Поэтому я очень хорошо понимаю Дениса, который про свои походы говорит так: «Я просто разрешаю детям быть детьми. И не важно в воду кто-то провалился и сапог полный воды или устал кто и хныкает, оттого что на гору еще забираться надо. Ничего. Первого как смогли, переодели, пакет целлофановый вместо носка организовали, чтобы изолировать мокрый ботинок. Второму проплакаться дали, без одергиваний и запретов. Я потому и с учителями ходить не люблю. Это выплюнь, это положи, идти должны все по линейке. Удобно очень. Для учителя. А как потом в жизни ребенку будет?»

Вот этот вопрос и подвешу в нашем сознании на подумать. Пишите, как думаете, что лучше: долго сидеть и рассказывать как и что в жизни устроено или дать попробовать самом сделать?

Интервью с Денисом Тарановым:

С уважением, редактор канала "Слово и Дело" Ольга Пасечник