Найти тему
Остров-град Свияжск

За семью печатями. Юные друзья Воздушного флота. Набор «Кордовая модель самолета ПО-2»

Оглавление

В советском государстве, с первых лет его существования, большое внимание уделялось внешкольному образованию для обеспечения всестороннего развития детей. Для этих целей создавались внешкольные детские учреждения. В начале 1920-х годов впервые была озвучена идея создания станций юных техников (СЮТ), первая открылась в Москве в 1926 г. Позднее, в 1950-х, в городах страны получили распространение клубы юных техников (КЮТ). Они функционировали при школах, в дворцах культуры, в домах пионеров и юных техников.

В 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, что положило начало массовому развитию детского авиамоделизма в СССР. Уже в 1924 г. были проведены первые авиамодельные соревнования для школьников.

Для начинающих моделистов или тех, кто хотел строить авиамодели самостоятельно, в магазинах товаров для детей в продаже можно было найти различные сборные модели, отдельные детали для конструирования и другие товары для технического творчества. Одним из таких продуктов отечественного производства являлся набор «Кордовая модель самолета ПО-2» (рис. 1), выпущенный в 1989 году Гомельским заводом спортивного моделизма и учебных пособий ДОСААФ. Данный набор был принят в коллекцию Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» в январе 2024 года, и хранится в фонде декоративно-прикладного искусства, быта и этнографии.

Набор «Кордовая модель самолета ПО-2» (рис. 1)
Набор «Кордовая модель самолета ПО-2» (рис. 1)

Кордовыми называются модели самолетов, совершающие управляемый полет с земли по кругу на корде (от франц. corde – верёвка, шнур).

Набор «Кордовая модель самолета ПО-2» содержит материалы и различные детали (более 25 шт.), необходимые для постройки одного планера (рис.2), а также одну схематическую двустороннюю инструкцию по сборке (рис.3). Модель рассчитана для постановки на нее серийного авиамодельного двигателя МК-16. Двигатель и винт в набор не входят и приобретаются отдельно.

Заготовки деталей модели самолета – фюзеляж, верхнее и нижнее крыло, стабилизатор с рулем высоты и рукоятка корда – представляют собой небольшие листы фанеры размером от 40 до 52 см, толщиной от 2,5 до 6 мм с нанесенным, поверх, контуром для выпиливания (рис.4). Остальные предметы состоят из металла (рис.5). Размер размаха крыльев собранной модели ПО-2 составляет 51 см. Все содержимое вмещается в яркую коробку длиной 58 см, шириной 11 см и высотой 3,6 см.

Историческая справка:

Самолет ПО-2 (ранее У-2) изначально разрабатывался как учебный (рис.6). Название ПО-2 самолет получил позже, после смерти своего создателя Н.Н. Поликарпова.

Самолет ПО-2. Фото. (рис. 6)
Самолет ПО-2. Фото. (рис. 6)

Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944 гг.) - легендарный советский авиаконструктор, один из основоположников советской школы авиастроения.

ПО-2 широко использовался во время Великой Отечественной войны, так как был бюджетным в производстве и прост в сборке, а также отличался многофункциональностью. Он использовался для связи, разведки, доставки грузов и эвакуации раненых. Подвергаясь различным модификациям во время войны, ПО-2 стал еще и бомбардировщиком.

Публикация подготовлена хранителем фондов музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Семакиной А.А.