Найти тему

Синяя «Колхида»

История этого грузовика начинается задолго до момента его постройки в солнечном городе Кутаиси. Первоначально автомобильный завод в Грузинской ССР занимался выпуском запасных частей к грузовикам ЗИС, однако в 1948 году на нём появился собственный конструкторско-экспериментальный отдел. Здесь начали проектировать самосвалы и седельные тягачи, унифицированные по основным агрегатам с более массовыми советскими грузовиками.

Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1671806/pub_60b79d02ec6c3563a717a921_60b7a879ec8ec02b1e065c41/scale_2400
Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1671806/pub_60b79d02ec6c3563a717a921_60b7a879ec8ec02b1e065c41/scale_2400

Предка нашего сегодняшнего героя — КАЗ-606 запустили в серию в 1961-ом году. Именно эта машина впервые в истории СССР получила бескапотную компоновку и спальное место водителя. «Колхиды» оснащались двигателями от ЗИС-120. Однако рама и кабина у КАЗов – свои.

Фото: https://nashi-avto.ru/ge/kaz/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/10.jpg
Фото: https://nashi-avto.ru/ge/kaz/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/10.jpg

Среди технических особенностей модели КАЗ-606 стоит выделить необычное расположение рычага переключения передач с правой стороны рулевой колонки, а стояночного тормоза слева от водителя. В этой модификации кабина тягача не откидывалась, а доступ к двигателю осуществлялся через съёмный кожух внутри салона, что затрудняло ремонт и нередко приводило к попаданию выхлопных газов. Этот конструкторский недостаток был устранён в модели следующего поколения - КАЗ-608В. Однако с этим новшеством пришли новые проблемы. Из-за ненадёжности конструкции при резком торможении кузов мог самопроизвольно откидываться. Бывали даже случаи, когда кабина отваливалась во время технической подготовки автомобиля к транспортировке с производства.

-3

Благодаря специфическому менеджменту качества на кутаисском заводе, «Колхиды» заслужили на автопредприятиях дурную славу: качество изготовления грузовиков КАЗ не выдерживало никакой критики, и машины были крайне недолговечными.

Масла в огонь подливал и ряд врождённых конструктивных недостатков: непредсказуемое поведение тягача на скользкой дороге из-за короткой базы, прожорливость и тихоходность, а также «эффект Колхиды» – явление, при котором в случае попадания в яму заднего колеса пассажира в кабине сбрасывало с сиденья.

Сам завод выпускал КАЗ-608В исключительно в виде тягачей. Однако ремзаводы и автопредприятия часто переоборудовали «Колхиды» в грузовики-шасси, самосвалы и даже внедряли просторную «спальную» кабину на более надёжные и предсказуемые грузовики ЗИЛ-130.

Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/07/05/5/1530775233116783878.jpg
Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/07/05/5/1530775233116783878.jpg

В 1989 году производство тягачей КАЗ-608В было прекращено: тогда завод в Кутаиси освоил выпуск грузовика нового поколения, сельхозсамосвала КАЗ-4540, разработанного силами НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Выпуск последнего продолжался вплоть до остановки кутаисского завода в середине-конце 90-х годов.

Фото:https://perevozka24.ru/img/ck_upload/kaz-4540.jpeg
Фото:https://perevozka24.ru/img/ck_upload/kaz-4540.jpeg

Представленный в Музее Автотранспорта Ленинграда тягач КА3-608B2 поступил в музейную коллекцию в июне 2020 года. Автомобиль, пребывавший в заброшенном состоянии, выехал с садового участка в Ленинградской области своим ходом. В 2020-2021 годах «Колхида» прошла комплекс восстановительных работ Автобусном парке №6 СПб ГУП “Пассажиравтотранс”.

-6

Авто
5,66 млн интересуются