В поиске идей для вложения денег предприниматели открывают собственный бизнес. В 2023 году в России работало 3249 франшиз по данным franshiza.ru
Эта бизнес-модель удобна и популярна по ряду причин: вы получаете узнаваемый, известный бренд, используете готовые наработки успешного бизнеса. Избегаете ошибок новичка — и быстрее приходите в точку безубыточности.
Казалось бы, франчайзинг идеален для начинающих предпринимателей. Но в попытках разобраться в этом отдельном мире, многие опускают руки и уходят в более понятные идеи: покупку готового ресторана или открытие кафе с нуля без привязки к франшизе или уже известному бренду.
Выбирая франшизу, вы получаете обучение, маркетинговую поддержку, операционные решения и надежный путь к успеху. Поэтому, если вы мечтаете о бизнесе именно в сфере общепита, вам точно стоит инвестировать пару минут в мир франшиз.
Давайте разберем простым языком понятия, с которыми можно столкнуться при открытии франшизы.
Франшиза, франчайзи и франчайзер
Франшиза — готовая идея для бизнеса. Основой служит зарегистрированный товарный знак — без него зарегистрировать и продать готовую бизнес-идею невозможно.
Существует множество различных видов франшиз: они отличаются по нишам бизнеса, количеству предприятий и характеру отношений с брендом.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, который предоставляет право пользоваться ею и сопровождает на разных этапах в зависимости от вида франшизы.
Франчайзи — предприниматель, покупающий франшизу. После покупки приобретает статус пользователя, но не владельца бренда.
В законах России понятие «франшиза» не закреплено. Отношения между франчайзи и франчайзером регулируются договором коммерческой концессии.
Коммерческая концессия
Это договор, который регулирует отношения между правообладателем и пользователем.
Дает право пользоваться интеллектуальной собственностью: товарным знаком, правом на использование технологий и знаний.
Сторонами договора выступают юридические лица: организации или ИП.
Все, что касается интеллектуальной собственности и передачи на нее прав, регулируется ГК РФ.
Паушальный взнос
Паушальный взнос — единоразовый взнос за покупку франшизы. После его оплаты франчайзи имеет право открывать бизнес под товарным знаком франчайзера.
Сумма определяется владельцем. В нее закладывается обучение нового персонала, маркетинговое сопровождение, технологии производства и так далее.
Размер взноса зависит от известности бренда, условий франшизы, бизнес-модели франчайзинга. Паушальный взнос может отсутствовать — в таком случае размер роялти будет выше.
Роялти
Периодические выплаты владельцу за использование франшизы и сопровождение. Периодичность и сумма устанавливается индивидуально и фиксируется в концессии.
Выплаты считаются по разному: процент от оборота, процент от выручки, фиксированная сумма. Или может быть смешанная модель: процент, но не меньше фиксированной ставки.
Отчисляются роялти раз в месяц, квартал или год.
Некоторые компании могут не брать роялти, пока бизнес не выйдет на точку безубыточности или делать скидку на выплаты.
Инвестиции
Помимо паушального взноса и роялти, покупателю франшизы важно учитывать стартовые вложения для открытия бизнеса.
Примерную сумму инвестиций рассчитывает франчайзер, когда предоставляет коммерческое предложение.
В стартовые вложения закладывается аренда помещения и его ремонт, зарплата сотрудников, необходимое оборудование.
Поздравляем! Теперь вы знаете основные понятия. Вы дочитали до конца — значит готовы открывать свой успешный бизнес.
Если чувствуете, что франшиза то что вам нужно — переходите на сайт Mugle Rest и получайте бесплатную консультацию.