Под утро Ксения едва успела уснуть, как увидела сон. Ей снилось, что она спит в квартире, которую раньше снимала. Она чётко ощущала, что это чужая квартира, что находится в гостях, а хозяина дома нет в данный момент, как будто он отлучился ненадолго и вскоре должен вернуться. Ксюша спала на узком жёстком диване, поэтому в ожидании утра часто просыпалась и смотрела на время. Неожиданно в абсолютной тишине она услышала, как во двор дома въехал легковой автомобиль. Девушка тотчас подошла к окну и увидела машину Антона. Тепло наполнило её душу. Любимый, всё такой же, красивый, высокий и подтянутый махнул рукой, приглашая Ксюшу к нему спуститься. Она сбежала по лестнице и сразу попала в его объятия.
- Ты разве живой?
- Конечно, я приехал за тобой...
Ксения крайне удивилась, но перед глазами находилось знакомое лицо с голубыми глазами, прямым носом и чувственными губами. Чем дольше он смотрел на Ксюшу, тем сильнее расплывался в улыбке, обнажая милые ямочки на щеках. Наконец, он просто начинает хохотать, безудержно и открыто. От губ Антона пахло земляникой, от копны тёмных волос - июльским скошенным сеном, а кожа издавала запах полевых пряных трав.
В эту минуту небо словно рухнуло, а они взметнулись к облакам. Между ними случилось то, что раньше случалось довольно-таки часто и доставляло огромное наслаждение. Нахлынувшие чувства и эмоции были вне всяких границ...
- Пошли со мной! - позвал Ксюшу Антон.
- Куда? Ты же умер...
- Здесь хорошо! Не хочу, чтобы ты одна мучилась...
- Ты в аду... Я видела... Я не хочу туда...
- Здесь мы будем вместе... - сказал Антон и потянул любимую за руку.
Ксения закричала и проснулась от собственного крика. Она никак не могла понять сон это был или явь. Рядом храпел ненавистный Евгений. От крика он зашевелился и положил свою длинную и худую руку на Ксюшу, вызывая тем самым у девушки приступ непреодолимого гнева.
***
Осень пришла как-то незаметно, плавно, как будто этот переход начался ещё в середине августа, когда зарядили дожди. Они были такими затяжными, каких Варвара Алексеевна не припомнила за всю свою жизнь. В такую погоду здорово выручали дорожки, которые сделал для Верочки отец. В любую погоду девушка выезжала на прогулку.
Осень настойчиво заявила о себе не только дождями, но и, хоть ненадолго, прорывающимся солнцем. В такие дни природа дарила незабываемое великолепие красок. Лес, день ото дня, преображался, то в жёлто-зелёные цвета, то огненно-рыжие, то в ярко-красные... Такой красоты больше не бывает ни в одно другое время года.
Всю осень Вера усердно занималась на тренажёре, отдыхала только с книгой в руках, по мере возможности помогала бабушке по дому. Неизменной спутницей девушки стала бабушкина кошка. На удивление она с первых дней появления Веры в доме, окружила гостью вниманием. Ей нравилось устраиваться в голове на кровати или на коленках, если девушка сидела в кресле, и намурлыкивать свои кошачьи песни. Кошка была красива собой - белая, пушистая, с большими зелёными глазами и кисточками на ушах, как у рыси. Характер под стать такой красоте - гордый, независимый. Но главное, что покоряло в кошке - это взгляд. Она смотрела насквозь, в душу, и Верочку не покидало ощущение, что пушистая подружка знает всё и обо всех. Варвара Алексеевна звала её Дочка, а Вера - Доченька. Кошка вселяла в домочадцев чувство умиротворения и спокойствия.
Сегодня на Покровскую родительскую субботу Вера с бабушкой ожидают гостей. С минуты на минуту должны приехать родители, чтобы всем месте съездить на кладбище - навестить родных. Природа, словно вошла в положение людей, и дала передышку от дождей, а со вчерашнего вечера выглянуло солнце.
Как же уютно ощущаешь себя в натопленной избе возле самовара, который тоненько поёт, кипятя воду. До чего вкусные бабушкины пирожки, оладьи и блины, испечённые в настоящей русской печке! К ним баба Варя подавала сметанку и варенье: яблочное, смородиновое, малиновое, земляничное и, необычайное для городского жителя, из красной рябины.
- Доброе утро, мои дорогие! - нарушил тихую песню самовара Геннадий Сергеевич. - Как у вас вкусно пахнет хлебом!
- Испекла твой любимый - тёмный, кислый, ноздреватый... - ответила Варвара Алексеевна, обнимая гостя.
- Когда ты всё бабуля успеваешь? - спросила Татьяна Александровна.
- Дел у меня теперь почти никаких... Урожай собрали, в закрома убрали, а с помощницей мы в два раза больше и быстрее делаем, - улыбнулась бабушка Варя. Морщинки на её лице превратились в лучики солнца, настолько она была рада тому, что в доме предков теперь всё чаще собирались близкие люди.
Варвару Алексеевну охватило радостное волнение. Впервые они всей семьёй ехали навестить родственников на кладбище. За лето и под воздействием последних дождей, оно заросло высоким бурьяном, который уже давно никто не косил. От этого погост казался каким-то маленьким, съёжившимся, могилки как будто сдвинулись ближе друг к другу...
- Как-то не по себе... - сказала Татьяна Алексеевна, наблюдая грустную картину увядающего кладбища. - Всё запущено и убого... А когда- то давно было очень даже посещаемое место...
- Мы же сами виноваты в этом... Если наши близкие здесь покоятся, то надежда только на нас живущих... - сказал Геннадий Сергеевич. - У меня в багажнике есть газонокосилка. Как знал, вчера забрал её с объекта. Она тяжёленькая, значит бензином заправлена. Сейчас возьму, прокошу на входе и вокруг наших могил. Делов то... Давай, дочка, тебя до места докачу, а пока вы там прибираетесь, я здесь поработаю.
Отец посадил Верочку в кресло и осторожно повёз по лесной дорожке. Она тотчас вспомнила рассказ деда Степана о душах усопших.
- Кукушка не встречает, улетела на зиму... - пояснила Варвара. - Летом всегда здоровается, радует кукованием...
- Вы знаете, что души наших родственников сейчас нас здесь ждут?
- Это как? - переспросила мама. - Хотя, что-то подобное я уже слышала.
- Вот и наши... Здравствуйте, мои дорогие! - сказала Варвара Алексеевна и поклонилась до земли.
Неожиданно с дерева на дерево с криком перелетела большая сова, создавая взмахами крыльев много шума.
- Ой! - испугалась Татьяна Александровна, которая начали выпалывать подросшие за лето сорняки на могилах.
- Хорошо, что мы все вместе сюда пришли! Родные останутся довольны. Давненько им столько внимания не было... - заметила бабушка Варя, смахивая тряпкой пыль с крестов.
В стороне слышался звук газонокосилки. Геннадий Сергеевич взялся за дело.
- Когда я была в коме, то виделась с нашими... - начала Верочка. - Не сочтите меня за ненормальную, но я видела бабу Мотю, бабушку Люду и деда Степана. Кстати, тебе мама баба Люда сказала меньше работать и не забывать отдыхать...
Татьяна Александровна удивлённо посмотрела на дочь. Варвара Алексеевна, заметив недоверие к словам внучки, присоединилась к беседе.
- Так и есть... Что думаешь, когда умрём, то канем в небытие?
- Не знаю... пока не думала...
- Человек помирает, а душа продолжает жить и следить за родными...
- Да, мама, так и есть... Дед Степан спас меня. Бабушка Матрёна сказала, что когда меня муженёк вытолкнул из окна, я упала на кучу с торфом. До того момента она лежала совсем в другом месте, а дедушка её каким-то образом переместил...
- Почему ты раньше ничего не рассказывала?
- Боялась, что не поверите. Ты и сейчас сомневаешься. Я же вижу... Могу сказать, что у них счастливая жизнь! Сказочно красиво и спокойно! Сама видела...
- Значит они в раю... - согласилась мама.
- Каждый раз в день поминовения они приходят и ждут гостей у ворот, - продолжила рассказ Верочка. - Дед Степан мне показал, как это происходит... Так, что ходить на кладбище важно...
- Смотрю в конце главной аллеи полуразрушенная часовенка стоит... - перебил Веру, подошедший Геннадий Степанович. - Красивая должно быть была?
- Мы её после войны восстановили, как смогли. Службы в ней проходили, оплакивали в ней погибших, молились за их души...
- Пойду, прогуляюсь до неё. Посмотрю, каков масштаб катастрофы. Глядишь строителей сюда заброшу, попробуем восстановить вашу реликвию...
- Посмотри, милок! Благое дело всегда у Бога на виду...
С кладбища семья вернулась под впечатлением. Геннадий Сергеевич сразу вышел во двор позвонить.
- Семёнович, тут такое дело... Ты же у нас деревянных дел мастер. Есть тут часовенка, можно сказать, что она историческое наследие, которому требуется реставрация. Постройка дореволюционная. Её время от времени латали, но часовенка снова разваливалась. Есть бабушка, которая помнит, как она выглядела изначально. Не хочешь проверить свои силы? Может возьмёмся, да восстановим её? Зачем мне это надо? - спросил Семёнович на другом конце провода. - Очень надо! Понимаешь, дочка у меня инвалидом из-за одной св@лочи осталась... Вижу, что ей это важно. Благодаря Верочке, у меня глаза на другую жизнь открываются... Оплачу работу щедро! Ты же знаешь, что не обману. Жить где? У этой бабушки и остановишься. Она знаешь какой хлеб печёт настоящий, кислый, ноздреватый...
В избу Геннадий Сергеевич вернулся раскрасневшийся и довольный.
- Будет вам часовенка. Нашёл умельца, который согласился восстановить...
Лицо Варвары Алексеевны засияло, а на глаза от счастья выступили слёзы. Она всплеснула натруженными руками и воскликнула дрожащим голосом:
- Не может быть! Боженька! Скольких наших мы в ней отпели...
- Матрёна рассказывала... Бабушка, ты только не волнуйся, пожалуйста! Папа, если пообещал, то обязательно сделает...
- Баба Варя, раз такое дело, пожалуй, мы у тебя сегодня и заночуем... Не против?
- Что ты... Места всем хватит. Гостям у нас всегда рады!
- А наливочка настоящая деревенская у тебя найдётся?
- Как не найтись... Для хороших людей всё есть... Давай-ка сам в погребок слазай... С левой стороны на нижней полке вишневочка в большом бутыле стоит, с другой стороны грибочки маринованные, да закуски разные. Выбирай, чего душа попросит.
Отец быстро опустился в подполье. Оттуда доносился его радостный голос:
- Баба Варя, так тебя раскулачивать пора... Здесь на целую армию припасов...
- Не пугай! Было дело, раскулачивали нас уже...
Очень скоро стол был уставлен дарами природы. Тут тебе и дымящаяся картошечка, сдобренная маслицем и свежим укропчиком, тут и хрустящие огурчики, и скользкие груздочки...
- Володя, как ты вовремя! - обрадовалась Верочка, зашедшему проведать другу.
- Хорошо сидим! - улыбнулся Геннадий Сергеевич.
- А я с хорошими вестями... - скромно улыбнулся Владимир. - По результатам последнего обследования, нас похвалили. Сказали, что кости срослись правильно. Рекомендовали продолжить курс ЛФК, массажа и можно будет пробовать вставать на ноги...
От такой новости комната наполнилась радостью с мечтами вперемежку. Володька посадил росток надежды. Надежда, которая обволакивала, лаская невидимыми прикосновениями. В этот момент все поняли, что придёт завтра и жизнь их семьи обязательно изменится в лучшую сторону…