В российский цифровой прокат выходит сай-фай «Марс Экспресс» — выдающийся французский мультфильм, где визуальный ряд не уступает увлекательному сюжету. О впечатляющем полнометражном дебюте Жереми Перена и будущем, которое он пророчит человечеству, рассказывает Алексей Филиппов.
2200 год. Человечество окончательно истощило Землю, и самые везучие перебрались на Марс. Там корпорации отгрохали такие же мегаполисы — но больше, чище, инновационнее, — а уход за ними доверили андроидам. ИИ теперь на каждом шагу: олдскульно угловатые, антропоморфные и даже с голографическими головами — в такие модели можно загрузить человеческое сознание после смерти («копирование» живых запрещено). Правда, законы робототехники на людей 2.0 тоже распространяются: нельзя материться, вредить homo sapiens — или нарушать приказы. В общем, будущее как будущее — с чудовищным экономическим неравеством, регулярным обновлением модельного ряда (последний писк — биороботы) и повседневными тяготами, которые каждый решает по мере сил. Сыщица в алкогольной завязке и старомодный андроид, который побывал в эпицентре восстания роботов и хочет наладить коммуникацию с бывшей женой и дочерью. Классический тандем антиподов позволяет увидеть Ноктис в разных агрегатных состояних: аккуратные квартиры-одиночки и вычурные дворцы олигархов, будничное спокойствие улиц и ночной клубный угар. Столь эклектичные декорации не только разнообразят маршрут расследования, но и подтирают грань между человеком и репликантом — как минимум в тандеме главных героев. У Алин есть свои законы робототехники, блокирующие бутылки со спиртным и планы о будущем. У Карлоса под броней столько человеческих, очень человеческих эмоций, что можно легко забыть о технологичном нутре. Впрочем, они немного теряются на фоне впечатляющего мироустройства.
В сиянии обжитой Красной планеты несколько меркнет и круто спаянный сюжет с подкруткой и интригующим финалом. В конце концов, матрицу «черного фильма» из киберпанка, с его плотоядностью корпораций и лозунгом «высокие технологии, низкий уровень жизни», проблематично вынуть — недаром его еще называют техно-нуаром. Развязку же все вольны унести домой самостоятельно: качнув повествование не в сторону «Терминатора» (1984) или «Матрицы» (1999), но красочной (анти)утопии Спайка Джонза «Она» (2013), Перен, кажется, предпочитает катарсис Шрёдингера. Вопрос о свободе воли и будущем цивилизации становится личным выбором смотрящих. Снится ли андроидам отмщение человечеству? Космос наполовину полон — или всё-таки пуст?