Найти тему

Первый на Олимпе

 Юрий Тюкалов с тренером Михаилом Савримовичем. Гребной клуб "Спартак" 1956 год; фото: Лизы Ларсен
Юрий Тюкалов с тренером Михаилом Савримовичем. Гребной клуб "Спартак" 1956 год; фото: Лизы Ларсен

Первый на Олимпе

С самого детства я слушал рассказы отца про послевоенный Ленинград. Город восстанавливался, жадно впитывая мирную жизнь. Спорт был отдушиной, позволяющей отвлечься от перенесенных тягот войны. Для многих ребят гребные клубы стали вторым домом, возможностью вырваться из коммунального быта. Я слушал рассказы про лодочный Ленинград, с бурлящей от весел невской водой. Передо мной возникали образы бескорыстных тренеров-общественников, фронтовиков, совмещавших основную работу с тренерской. Представлялись берега Малой Невки, заваленные бревнами. Перелистывались черно-белые фото, на которых застывали моменты гонок по классической ленинградской дистанции с поворотом.

Вот эти раритетные фотографии, все они бережно хранятся в фотоальбоме.  Вытянутые лопасти деревянных весел, лодки: клинкерные и фанерные, тонкие как стрела – гоночные, широкие – учебные. Массовость, борьба между гребными клубами, счастливые лица – все это было в послевоенное время и запечатлено на старых фотоснимках. О том, как впервые пришел в гребной клуб «Знамя», любил рассказывать и Юрий Сергеевич Тюкалов, вспоминая, как бежал на тренировку, словно на праздник. Спорт и гребля, в частности, действительно явились глотком свежего воздуха для переживших войну мальчишек и девчонок. Мой отец – ребенок блокадного Ленинграда, вспоминая время своей молодости, никогда не забывает рассказать про Юрия Тюкалова, упоминая следующее:

«Когда первый Олимпийский чемпион в одиночке Юрий Тюкалов выходил на тренировку и наматывал круги вокруг Каменного острова, жизнь в гребных клубах Ленинграда на время застывала. Гребцы собирались на клубных плотах и любовались за его греблей. Вернее сказать, собирались понаблюдать, как творит на воде художник Юрий Тюкалов.  Картина эталонного движения мотивировала молодых спортсменов к успехам на воде. Ведь в те годы методика только зарождалась, а понятие советской школы появится как раз после побед советских гребцов на международных стартах. Первым на Олимпе был Юрий Тюкалов и у него учились все остальные. Старались подглядеть какие упражнения на своей «Ласточке» делает, сколько километров проходит, в каком темпе проделывает ускорения и так далее».

Деревянные весла подготовленные к реставрации
Деревянные весла подготовленные к реставрации

Кто для питерских гребцов Юрий Тюкалов? Сейчас я могу об этом сказать. Юрий Тюкалов – охранитель питерской академической гребли, друг и наставник, патриот родного города.

Юрий Сергеевич Тюкалов - человек, который провел 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде. Воспоминания о блокадном детстве впоследствии помогали Юрию Сергеевичу в работе по созданию мемориального комплекса на площади Победы. В дни работы над мемориалом, к которой привлек его знаменитый архитектор Сергей Борисович Сперанский, Юрий Тюкалов вел затворническую жизнь: запирался в мастерской, отключал телефон, полностью уходил в работу, размышляя и делая наброски. «Высшая радость может прийти только через испытания всех душевных и физических сил человека», – говорил Юрий Сергеевич.

Непростую тему выбрали авторы будущего фильма «Первый на Олимпе». Однако, спасибо им за то, что вообще решились ее осветить. Хотелось бы пожелать успеха авторам и всей команде. А еще, пожелать избежать небылиц и неточностей.

В настоящее время актеры серьезно тренируются, осваивая азы академической гребли. Кто может лучше передать новичкам тонкости, чем двукратный чемпион мира Виталий Елисеев и призер чемпионата мира Юрий Зеликович. Актеры попали в нужные руки, ведь очень важно, кто вводит в основы вида спорта. Лучше, когда это люди профессиональные, знающие, авторитетные. Очевидно, что первооснова гребли, характер бойцовский – все это будет втолковано. Актеры должны прочувствовать, как бывает тяжело. Осознать, что никто кроме тебя самого не сможет двигать лодку. Должны появиться мозоли на руках, должна быть преодолена мышечная боль и неудобства. Уверен в том, что тренеры позволят актерам насладиться всеми перечисленными гребными ощущениями. Ежедневно мы видим отчеты Юрия Зеликовича о тренировках актеров в Московском гребном клубе: начинали с ОФП, затем гребля в бассейне и вот, они уже на воде.

Осталось несколько месяцев до начала активных съемок. Хочется отметить, что для съемок фильма по крупицам воссоздается, восстанавливается старинный инвентарь: лодки, деревянные весла. Подготовка и сбор раритетного инвентаря ведутся уже почти год под контролем Олега Волобуева. Затем, в мастерской, Алексеем Семиным проделывается масштабная и кропотливая работа по реставрации лодок из фанеры и шпона, лодок из красного дерева: меняются переборки деки, меняются борта, волнорезы, восстанавливается поверхность корпусов и другие лодочные элементы. На обновленные рабочие поверхности наносится специальный лак, воскрешается аутентичная (родная)гребная обувь, заново в рабочее состояние приводятся лодочные кронштейны, серпы и вертлюги, восстанавливаются полозки и другие более мелкие детали.

 Юрий Зеликович тренирует актера Артема Быстрова
Юрий Зеликович тренирует актера Артема Быстрова
 Актер Артем Быстров осваивает элементы гребка в гребном бассейне
Актер Артем Быстров осваивает элементы гребка в гребном бассейне
 На киностудии Ленфильм: Олег Волобуев и режиссер Артем Михалков
На киностудии Ленфильм: Олег Волобуев и режиссер Артем Михалков

Успехов и удачи!

А. Смирнов

Kbstech.ru

https://vk.com/photo-44141459_457242968 (по ссылке-уникальные фото)