Найти в Дзене

«Ревностный созидатель Божьих храмов» - мученик Алексей Борисович Нейдгарт. (1863 – 1918).

Среди российских правых деятелей немало людей, канонизированных православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских и подавляющее большинство из них – священнослужители. Но среди новомучеников можно встретить и мирян и один из них – выдающийся политический и общественный деятель, сенатор, гофмейстер Высочайшего Двора, руководитель русских националистов в Государственном Совете и член Совета Старшин Всероссийского Национального клуба Алексей Борисович Нейдгарт.

Алексей Борисович Нейдгарт родился 1 сентября 1863 года в Москве в семье действительного статского советника, обер – гофмейстера Высочайшего Двора Бориса Александровича Нейдгарта. Род Нейдгартов происходил из известного дворянского рода австрийского происхождения.

Отец Алексея Борисовича - Борис Александрович Нейдгарт - был крупным земле – и домовладельцем. О положении его в обществе говорит тот факт, что его младшая дочь бывала на балах, устраиваемых великой княгиней Елизаветой Федоровной и ее супругом великим князем московским генерал – губернатором Сергеем Александровичем и даже танцевала однажды с Цесаревичем, будущим Императором Николаем Александровичем.

Алексей Борисович окончил Пажеский корпус и в 1873 году был зачислен в пажи Высочайшего Двора. В качестве камер – пажа он принимал участие в коронации Императора Александра ІІІ. Затем Алексей Борисович окончил 3 – ю Московскую военную академию и 3 – е Военное училище.

После сдачи экзамена на офицерское звание в августе 1883 года А. Б. Нейдгарт был произведен в прапорщики лейб – гвардии Преображенского полка, а в 1884 года – в подпоручики. Но на военной службе находился недолго – в марте 1887 года он вышел в запас офицером пехоты и переехал на жительство в свое имение в Нижегородской губернии. Там он провел 12 лет, занимаясь хозяйственной и общественной деятельностью.

В 1890 году по новой реформе Александра ІІІ, вводившей институт правительственных чиновников, которые должны были всесторонне опекать крестьян, А. Б. Нейдгарт был назначен одним из земских начальников. С 1897 года вплоть до революционных потрясений 1917 года А. Б. Нейдгарт являлся Нижегородским губернским предводителем дворянства, а так же почетным мировым судьей Княгининского уезда Нижегородской губернии.

Алексей Борисович широко занимался благотворительностью. С 1901 года он являлся почетным опекуном Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии Федоровны по Санкт – Петербургскому присутствию. Нейдгарт жертвовал немалые суммы на постройку и нужды православных церквей в Нижегородской губернии, за что неоднократно удостаивался благословения иерархов Православной Церкви и Св. Синода как «ревностный созидатель Божьих храмов».

На свои средства Нейдгарт построил в Нижнем Новгороде Народный дом. С 1904 года он был избран пожизненным почетным членом братства святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода. Кроме того, Алексей Борисович являлся попечителем целого ряда приютов и учебных заведений.

Во время революционной смуты 1905 года Нейдгарт был призван Государем на службу Отечеству. В июле 1905 года он был назначен на должность Екатеринославского губернатора с одновременным производством в действительные статские советники (чин, равный генеральскому). Но, в связи с болезнью, в январе 1906 года был уволен с причислением к Министерству внутренних дел.

С этого времени Алексей Борисович активно включается в политическую жизнь страны. С первых дней существования он избирается членом Постоянного Совета дворянских съездов. В 1906 году он был избран членом Государственного Совета от Нижегородского губернского земского собрания.

В Государственном Совете Нейдгарт сначала вошел в «группу центра», а затем в её рамках организовал более сплоченную подгруппу «правого центра», близкую к правому флангу думской фракции русских националистов и Всероссийскому Национальному Союзу с его лидером – Петром Николаевичем Балашевым.

Эта подгруппа активно поддерживала политический курс П. А. Столыпина, который он выразил в словах: «На легком тормозе – вперед». Политическое кредо «нейдгартовцев» было простым и ясным: «твердо держаться национальных русских начал», в то же время отстаивать необходимость «мирного и дружного сотрудничества в государственном устройстве общественных сил и государственной власти». «Нейдгартовцы» защищали сложившийся после Манифеста 1905 года порядок, признающий в рамках Самодержавия существование законодательного органа – Государственной Думы. Несмотря на малочисленность (с 1912 по 1917 гг. численность колебалась от 16 до 25 человек), группа отличалась спаянностью и дисциплиной, играла важную роль в законодательном процессе.

Алексей Борисович принимал непосредственное участие в деятельности русских националистов. Он являлся членом Русского Окраинного Общества, созданного для борьбы с сепаратизмом национальных окраин России. В 1909 году Нейдгарт выступил организатором Всероссийского Национального Клуба – культурно – просветительской организации националистов, созданной для пропаганды идей русского национализма.

В Государственном Совете Нейдгарт активно работал сразу в нескольких комиссиях: по законодательству Финляндии, по постройке Амурской железной дороги, по волостному земству, по местному суду и пр. Его деятельность не осталась незамеченной – в апреле 1908 года он был пожалован в гофмейстеры Высочайшего Двора. А когда срок полномочий Нейдгарта в Государственном Совете истек, Государь в 1915 году личным указом назначил Алексея Борисовича его членом.

Несмотря на занятость государственными делами, Алексей Борисович продолжал принимать участие в постройке храмов. За труды в Строительном комитете по сооружению в Санкт – Петербурге Феодоровского собора в память 300 – летия царствования Дома Романовых он получил Высочайшую благодарность от Императора Николая ІІ и в марте 1914 года был назначен ктитором храма – памятника.

С началом Первой мировой войны Алексей Борисович принял деятельное участие в работе Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а так же семей раненых и павших воинов[1] под председательством Императрицы Александра Федоровны. Кроме того, с сентября 1914 он стал председателем Комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий.

После организации в Государственной Думе в августе 1915 года «Прогрессивного блока», объединившего врагов Самодержавия, Нейдгарт немедленно включился в борьбу с «прогрессистами». В августе того же года он принял участие в совещании правых по вопросу создания противовеса Прогрессивному блоку в виде Консервативного или, как его называли левые и либералы, «Черного» блока.

В те сложные для страны времена Алексей Борисович неоднократно выдвигался на министерские должности. Так, в августе 1915 года председатель Совета Министров Иван Логгинович Горемыкин предлагал кандидатуру Нейдгарта на должность министра внутренних дел, а сменивший в конце 1916 года Горемыкина на посту премьера Александр Дмитриевич Протопопов предложил назначить Нейдгарта на пост главы кабинета. Но в обоих случаях Император сделал иной выбор.

После февральских событий 1917 года Нейдгарт был выведен за штат, а после большевистского переворота в октябре 1917 года был окончательно уволен с государственной службы.

В июне 1918 года вместе с викарием Нижегородской епархии епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым) и настоятелем нижегородского кафедрального собора священником Алексеем Порфирьевым.[2] Алексей Нейдгарт подписал воззвание к пастве от имени съезда духовенства, призывающее протестовать против закрытия православных храмов, монастырей и конфискации церковного имущества. Вскоре подписавшие воззвание были арестованы большевистскими властями и обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены к расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение 24 октября/ 6 ноября 1918 года: Алексей Борисович Нейдгарт вместе с дочерью и сыном были расстреляны в Нижнем Новгороде. Его супруге, урожденной княжне Любови Николаевне Трубецкой (1868 – 1928), удалось вырваться за границу.

Только спустя 70 лет, в 1991 году Алексей Борисович Нейдгарт был реабилитирован Российской прокуратурой.

А в 2000 году мученик Алексий был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Будем и мы – миряне вечно помнить своего выдающегося земляка – нижегородца, великого патриота Алексея Борисовича Нейдгарта!

[1] Сталину в годы Великой Отечественной войны, видимо, даже идея создания подобной организации не приходила в голову – большевики альтруизмом не страдали.

[2] Он тоже прославлен в лике святых.