Как педагогу вести себя в социальных сетях, сохраняя свою индивидуальность и нравственный образ своей профессии, рассказала Тата Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, практикующий психолог по направлениям – терапия движения глаз (дпдг/emdr), имидж-терапия.
Как вести себя педагогу в соцсетях?
Профессия учителя предъявляет множество нормативных требований к образу, который транслирует педагог – эрудированность, эмоциональная устойчивость, зрелость, нравственная целостность, направленность на задачи учебного процесса, порядочность и прочее. Существует целая система ожиданий от имиджа учителя. Родителям важно, чтобы педагог обеспечивал потребность в безопасности и познании у учеников. Поэтому старшие коллеги, родители сразу проверяют социальные сети, в которых начинающие учителя могут делиться личной жизнью, и порой ожидания от образа учителя идут в разрез с ожиданиями. Из-за этого возникают конфликты, потому что учитель – это не просто профессия, а нравственный ориентир.
Как психолог, работающий с профессиональным выгоранием, я бы объяснила родителям и завучам, что в 25 лет сложно вести образ жизни, как в 50, помимо профессионального роста, стоят задачи создания семьи, развития контактов и прочее. Счастливый и наполненный учитель – тот, который умеет отдыхать. Но все же социальные нормативы сильнее понимания психологического благополучия.
На каждом курсе педагогической психологии я поясняю студентам, как вести себя в соцсетях, даю материалы по созданию внешнего образа в одежде, а порой рекомендую завести канал и стать педагогом-блогером. В своем блоге педагог может делиться полезным и интересным контентом по своей специальности, показывать здоровые привычки в питании, распределении времени, описывать истории из своей школьной жизни, делиться инфоресурсами, ссылками, книгами, фильмами. Важно, чтобы внешний образ транслировал индивидуальность учителя как личности, но избегая довольно открытых участков тела и провокации.
Существует три выхода в ситуации с социальными сетями:
1) разделить личный (закрыть доступ) и профессиональный аккаунты.;
2) разрешать учителям быть живыми людьми, ходить в бассейн, на пляж, концерты, кафе, вечеринки;
3) обучать учителей вести социальные сети, соблюдая требования и ожидания целевой аудитории.
Кроме этого, отношения учителя с учениками в очном формате могут оказать значительное влияние на то, как ученики относятся к учителю в интернете.
Советы начинающему учителю, как построить доверительные отношения с учениками и наладить работу в школе, чтобы не выгореть:
1. Начинайте знакомство с ребятами с беседы и анкетирования об интересах.
При обучении наших студентов в СГСПУ, будущих учителей, я предлагаю интегрировать психологию, маркетинг и педагогику. Даю методику анализа класса «Портрет целевой аудитории». В нее входят вопросы про любимые книги и их героев, исторических личностей, фильмы, актеров, музыку, исполнителей, предпочитаемых блогеров и лидеров мнений, образ жизни, привычки в питании, спорте и пр. Этот метод дает возможность строить уроки с опорой на реальные интересы школьников. Анкетируйте ребят анонимно. Полученные данные встраивайте в содержание уроков. Например, на уроках физкультуры можно включать любимые песни на разминке, делиться фишками известных бегунов, футболистов, а также правилами правильного питания любимых спортсменов. На уроках иностранного языка можно разбирать омонимы через диалоги героев любимых сериалов и т.д.
2. Делите ответственность за результаты обучения школьников с родителями.
Часто причинами ухода из профессии через два-три года становится непомерная ответственность, которую родители перекладывают на учителя. Могут на него жаловаться завучу, директору. Вектор познавательной активности ребенка формируется до 3-4 лет, как и трудолюбие. Вы отвечаете за конструктивное, партнерское педагогическое общение, методику эффективного усвоения знаний, можете влиять на учебную мотивацию, ориентируясь на интересы школьников, на позитивную атмосферу в классе. Не берите на себя обесценивающую обратную связь от родителей школьников или завучей, директора. Важно уточнять причины недовольства и обсуждать пути сотрудничества, а еще меру возможностей одного учителя.
3. Следите за распределением времени рабочей нагрузки и отдыха.
Эмоциональное истощение начинает копиться с первых дней работы. Важно видеть, куда утекают ваши силы. Создайте свою карту ресурсов, пропишите, что дает состояние позитива, интереса к жизни, творчества и расслабления. Обязательно наполняйтесь ими.
4. Развивайте эмоциональную компетентность.
Отслеживайте, какие ситуации вызывают тревогу, обиды, раздражение, неудовлетворенность. Желательно прорабатывать с психологом особо сложные моменты. Можно прорисовать чувства, полепить из пластилина, думая о проблеме, протанцевать ее. Опирайтесь на свои жизненные смыслы.
5. Развивайтесь.
Посещайте образовательные программы, вебинары, мастер-классы. Обучение создает новые нейронные связи, дает состояние новизны и вдохновения и выводит из кризисов.
6. Общайтесь с кругом единомышленников.
Создайте свое комьюнити из современных продвинутых учителей с похожими ценностями, миссией и личностно-ориентированным, гуманистичным подходом к обучению. Собирайтесь очно или онлайн по всей России. Поищите педагогические каналы в соцсетях.