«…Да, я плотины рвал,
Я не скрывался в скалах».
Платон Воронько, 1945
Библиотека Бородинского музея хранит книгу участника Великой Отечественной войны, советского поэта Платона Никитовича Воронько. На титульном листе дарственная надпись: «Государственному Бородинскому музею-заповеднику, - хранителям славы, памяти и памятников великой Бородинской эпопеи 1812 и 1941-1942 годов. Ваш благодарный труд дорогие товарищи, - ученые, художники, реставраторы, строители – и все кто приложил руки, разум, вдохновение к воссозданию величайшего памятника, всем тем, кто и ныне продолжает этот благодарный труд – сердечное спасибо! Бывший командир группы минеров разминировавших Бородинское поле весной 1942 г. Платон Воронько 1984 г.»
Вероятно, речь идет об участии автора в строительстве Можайской линии обороны, которое началось в марте 1942 года, и в котором была задействована 3-я саперная армия, пополненная к тому времени тремя саперными бригадами и двадцатью учебными саперными батальонами.
Платон Никитович добровольцем ушёл на советско-финляндскую войну. Был бойцом лыжного батальона, командовал группой, действовавшей во вражеском тылу. В годы Великой Отечественной войны воевал в истребительном батальоне, затем с мая 1943 года – в партизанском соединении С. А. Ковпака. Командовал группой минёров-подрывников, затем Олевским партизанским отрядом. Участвовал в Карпатском рейде. Зимой 1944 года он был тяжело ранен.
В пятом номере журнала Вопросы литературы за 1968 год были опубликованы «Страницы партизанского дневника». Это воспоминания П.Н. Воронько о его деятельности в партизанском отряде, о каждодневном титаническом усилии, неимоверной воле к Победе советского народа:
«Маршрут я точно не знал. Но по карте определил, что мы двинулись в направлении Солотвина или Надвирной. На пути было восемь мостов. В районе Надвирной еще четыре. Взял с собой четыре подводы тола. В моем диверсионном отряде теперь, кроме восемнадцати опытных и быстрых минеров, было четырнадцать разведчиков из четвертого батальона. Разведчики всегда с удовольствием шли со мной на самые опасные диверсии. В подрыве моста или эшелона было какое-то торжество, ощущение явного результата. Пусть эти мосты были наши, нами построенные, но все мы видели, как по ним ежедневно проходили эшелоны, автомашины с живой силой и боеприпасами, проползали танки, тягачи, пушки. И все это – на восток, все это – смерть для наших солдат, для жителей наших сел и городов. И с какой радостью мы, бывало, смотрели в бинокли на берега реки, где еще недавно стоял мост. Как растерянно там суетились немецкие офицеры, какая создавалась пробка у разорванной дороги! «Подорвать хороший мост – это значит выиграть большую битву на фронте, и, может быть, не одну», – говорил мне комиссар Руднев еще на берегу Припяти перед карпатским походом.
Я подорвал уже не один мост. Но чтобы за одну ночь сразу восемь – такого еще не бывало ни у меня, ни, пожалуй, у любого другого подрывника-партизана. Мы стояли вместе со своими подводами у обочины шоссе и любовались нашей колонной. Пролетала огромная, грозная сила. Грохотали пушки-гаубицы, проносились тачанки с тяжелыми пулеметами и минометами. Партизаны бежали, увешанные автоматами, дисками, гранатами, мешками и подсумками с патронами. Раздавался звон, как при шествии древних рыцарей. Каждый тащил на себе не менее двух пудов. Как эти люди, прошедшие с небольшими дневными привалами более тысячи километров, нашли в себе силы, чтобы в эту короткую летнюю ночь пробежать еще шестьдесят километров?! Пробежать и взлететь на Карпаты. Такой порыв вызывал восхищение».
Едва ли не самый большой успех среди лирических произведений Платона Воронько выпал на долю стихотворения "Я тот, что плотины рвет", написанного вскоре после окончания Великой Отечественной войны, - оно стало хрестоматийным. Сегодня же мы представляем вашему вниманию отрывок из стихотворения «Победа», который нам представляется созвучным событиям сегодняшнего времени.
……………………………………
Нет, Победу мы не ждали в гости –
Сами к ней четыре года шли.
Жилы в нас рвались, трещали кости,
Крови стоил каждый метр земли.
Были нивы пламенем объяты,
Тучи – на полнеба, в них – металл.
И сердца рвались, как гранаты,
За окоп,
За холмик,
За квартал.
И всегда, сквозь дым пылая ало,
Звал вперед закатный окоем:
То Победа
Как бы отступала.
Отходила в завтра день за днем…
Лишь в тот час, когда у стен рейхстага
Был окончен фронтовой наш путь,
Мы ее коснулись краем стяга
И в глаза смогли ей заглянуть.
И она,
Из той весны, из мая,
Вся в цветах, входила к нам в дома.
Матерей целуя, обнимая,
С ними вместе плакала сама…
А потом усталого солдата
Снарядила к мирному труду –
И опять ушла вперед куда-то,
Стала у столетий на виду.
Вновь она вдали, на горизонте.
Мы венки, мы лавры ей несем,
А она и в мире,
Как на фронте,
Все отходит в завтра день за днем…
(1975 г.)
Воронько П. Избранное. Стихотворения. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1983
Воронько П. Страницы партизанского дневника//Вопросы литературы. – 1968. – № 5.
Гладков Т., Ю. Кизя Л. Ковпак. – М.: Молодая гвардия, 1973
Победа: Стихи военных лет 1941-1945. – М.: Художественная литература, 1985
Материал подготовлен гл. библиотекарем Е.А. Шамоновой