Найти тему
2,4K подписчиков

Почему актеры в российском кино плохо разговаривают?

8,9K прочитали
Один из самых популярных вопросов последнего времени, который  задают мне мои ученики на тренингах: замечала ли я что в современном кино актеры разговаривают невнятно, как будто и не актеры вовсе, и

Один из самых популярных вопросов последнего времени, который задают мне мои ученики на тренингах: замечала ли я что в современном кино актеры разговаривают невнятно, как будто и не актеры вовсе, и почему так происходит. Ведь актерскую речь принято считать эталонной, так как только в актерских вузах серьезно преподают такой предмет как техника речи.

А я замечала. И сама неоднократно перематывала видео чтобы переслушать и понять что же нам хотел сказать персонаж.

Конечно, нафантазировать разных версий самостоятельно я могу много, но не факт что это будет истиной.

Ведь я знакома с процессом кинопроизводства только с актерской стороны, а для полноты картины этого недостаточно, у медали всегда две стороны. Тем более такой вид искусства как кино - продукт работы очень большого количества людей.

Поэтому я решила задать вопрос про качество речи актеров, людям которые глубже и с разных сторон, разбираются в теме.

Юлия Богатикова (продюсер, актриса)

- Как вы оцениваете речевые способности актеров в российских фильмах и сериалах?

Юлия:

Во-первых: в кино сейчас есть тенденция к тому, чтобы на экране персонажи выглядели реальными людьми, а не все люди, как известно, хорошо разговаривают, особенно в сложных жизненных ситуациях.

Поэтому академическое произношение, которое преподают в театрах, не нужно. Я бы сказала, что это даже мешает.

Другой момент: не всегда проблема в актере.

К сожалению, в последнее время, у нас очень сильно упал уровень звукорежиссуры. Практически нет учебных заведений, где хорошо готовят этих специалистов.

Очень часто люди просто реально не умеют сводить звук правильно.

Сведение звука, это вообще отдельное искусство, действительно виртуозно им владеет максимум пять человек в нашей стране, а проектов выпускается гораздо больше.

И третий момент - время. Сейчас всё выпускатся в таком бешеном темпе, что порой специалисты просто не успевают к эфиру исправить все недочеты.

Я бы сказала так: абсолютное владение голосом и речью естественно необходимо, но больше для театра. Умение, работать на зал, умение правильно распределиться, чтобы тебя услышали на балконе. Но в кино такой нужды нет.

Илья Шерстобитов (режиссер)

- Как вы оцениваете на данный момент именно речевую работу актеров в российских фильмах и сериалах?

- К сожалению, слабо. Я думаю, что это связано с понижением планки образования. Другой момент - люди стали мало читать.

Еще я вижу, что у многих наших актеров очень халатное отношение к своей профессии.

Ну вот актер отучился, выпускается из института и думает - всё отмучится и хватит! Я же уже актер. И это ужасно расслабляет.

А ведь актерская профессия, это бесконечный путь. И нет там никакого конца и края. Здесь нужно просто идти, идти, и еще раз идти. Каждые два-три года делать себе апгрейд, потому что иначе ты проигрываешь в этой бесконечной гонке в очень конкурентном мире.

Я знаю прекрасно, что любые проблемы с речью можно исправить. Было бы желание и не было бы халатного отношения к самому себе.

Вот нас часто сравнивают с Голливудом и говорят, что там лучше. Но на самом деле мы не можем сравнивать себя с ними ни в каком смысле этого слова, потому что у нас разные принципы производственного контакта.

Вопрос именно в организации процесса. Там, если вы подписываете контракт и идете работать на какую-то картину, то вы больше НИГДЕ не работаете. И это дает полное погружение в проект, внимательное отношение к роли, возможность тщательной подготовки и проработки персонажа.

А у нас актеры скачут между площадками, некоторые, зачастую, не знают вообще, где снимаются, что написано в сценарии и учат свои реплики непосредственно перед мотором. О каком качестве речи тут можно говорить, им бы, в принципе, слова не забыть.

Ирина Нашутинская (кастинг-директор)

- Когда подбираете актёров на роли, обращаете внимание на качество их речи?

- Конечно, потому что речь персонажа его неотъемлемая часть она может как его украсить, так и испортить. Как придать изюминку, так и сделать его незаметным для зрителя.

- Как вы считаете, почему зритель в последнее время жалуется, что актеры в кино стали хуже разговаривать?

- Думаю, первый момент это когда звук пишется непосредственно на площадке, не всегда есть возможность переозвучить. И тогда действительно может быть не очень хорошо слышно отдельные реплики.

Второй вариант - это новый тренд на существование “как в жизни”. Чтобы добиться достоверности, от актера на экране требуется говорить как в жизни. Есть даже такой термин - бытовое существование. И это зрителю нравится, это дает понять, что наш персонаж -парень из соседнего двора. Ему больше доверяешь, тянешься к нему.

Но это не говорит о том, что актеру не нужно поддерживать свои рабочие инструменты (голос, тело, воображение) в тонусе. Я всем свои актерм твержу, что тренировка должна войти в ежедневный ритуал.

Это должно быть обязательным, как почистить зубы. Вы же знаете зачем это надо, почему вам это надо.

Вот ровно так же вы должны разминать свой речевой аппарат, делать дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику. Чтобы мышцы были всегда в тонусе. И это тоже часть вашей работы.

И в итоге мы видим с одной стороны - современные тренды на естественность и реалистичность персонажей, что предполагает отличные от театра правила существования актера.

С другой, зависимость от технических факторов и грамотного звукорежиссера.

С третьей несколько безответственное отношение самих актеров к своим рабочим инструментам.

От себя добавлю еще одну причину. Очень часто в кино стали сниматься люди вообще без какого-либо профессионального образования, понятия не имеющие о том что голос и речь это инструмент и что этим инструментом надо уметь работать.

Ну что ж. Теперь я знаю что ответить, когда в очередной раз мои ученики спросят меня: почему речь наших актеров далека от совершенства.

Другой вопрос, всё-таки я считаю, что это проблема. Ведь именно актеры всегда были эталоном в плане речи, голоса, внешности.

А сейчас получается, что быт, обывательщина, определяют правила игры в искусстве, а не искусство поднимает зрителя на свой уровень и заставляет становиться лучше.

С'est la vie.