Найти тему

Звонок из преисподней

Практически каждому россиянину в день поступает по несколько звонков с незнакомых, вызывающих подозрение номеров. И повезёт, если это просто рекламные обзвоны. К сожалению, всё чаще на том конце провода нас ждёт не реклама, а мошенники с призывом о помощи попавшему в беду родственнику. Или же рекомендация сотрудника банка срочно отправить денежные средства на безопасный счёт, который, как в дальнейшем выяснится, отнюдь не безопасный.

Практически каждому россиянину в день поступает по несколько звонков с незнакомых, вызывающих подозрение номеров. И повезёт, если это просто рекламные обзвоны. К сожалению, всё чаще на том конце провода нас ждёт не реклама, а мошенники с призывом о помощи попавшему в беду родственнику. Или же рекомендация сотрудника банка срочно отправить денежные средства на безопасный счёт, который, как в дальнейшем выяснится, отнюдь не безопасный.

«Родственник в беде» - довольно старая мошенническая схема, но до сих пор работающая. Так сказать, классика обмана. Впрочем, фантазия преступников безгранична, и каждый раз они придумывают что-то новенькое.

Помощник прокурора Прокопьевского района М.С. Беседина привела в пример несколько случаев современного мошенничества, произошедших с жителями округа.

- Совсем недавно имел место прецедент такого рода. Мужчина в интернете наткнулся на объявление. В нём предлагалось вложить деньги в акции Газпрома. Он оставил заявку, ему сразу перезвонили. Причём по видеозвонку, где мужчина не видел собеседника, а его видели. Обманщики проинформировали, что стартовая сумма инвестирования 100$. У потерпевшего на тот момент столько денег в наличии не было, и он обозначил, в каких числах будет заработная плата. Ближе к указанной дате кибермошенники вновь вышли на связь, чтобы напомнить о запланированном вкладе. Если вкратце, то в итоге мужчина установил определённую платформу, якобы предназначенную для проведения инвестиционных операций. В дополнение мнимый технический специалист подчеркнул, что для начала работы требуется внести ещё средства. Если же их нет, то он (специалист) великодушно вложит деньги за него с последующим возвратом. После всех манипуляций данная платформа заблокировалась, а нашему герою стали поступать угрозы с требованием вернуть заём. И запугивание не прекращается по сей день, - рассказывает Мария Сергеевна.

Набирают обороты и фальшивые звонки от сотовых операторов вкупе с «безопасными счетами». Сначала аферисты уверяют о необходимости замены симкарты и скачивания конкретного приложения. По истечении нескольких дней человеку звонит «сотрудник банка» и сообщает о возможной блокировке счетов изза множества сомнительных заявок на кредиты. И, естественно, во избежание блокировок надо перевести денежные средства на тот самый, надёжный как швейцарские часы, счёт. Подобный метод недавно применили к жительнице Прокопьевского округа. Теперь на ней «висит» кредит на 2 млн руб. Примечательно, что потерпевшей тоже позвонили через мессенджер по видеосвязи.

Про вредоносные ссылки слышал едва ли не каждый. Тем не менее повторим. Никогда не переходите по неизвестным ссылкам! При переходе открывается полный доступ к телефону.

Также запомните! Сотрудники банков никогда сами не звонят, тем более через мессенджеры и по видеосвязи. Не спрашивают трёхзначный секретный код на обороте карты и не выясняют ваши личные данные. Если у вас возникли какие-то сомнения в процессе диалога, завершите разговор и перезвоните на горячую линию банка.

Не забывайте и про «курьеров-бегунков». Их используют в схеме «родственник в беде». Они являются посредниками между преступником и потерпевшим. Граждане отдают наличные «бегунку», чтобы урегулировать тот или иной вопрос, связанный с их близким человеком. Допустим, инцидент ДТП. А гонец -«золотые пятки»переводит полученную сумму мошенникам, оставляя себе небольшую часть за работу.

Осторожно относитесь к покупкам на сервисах, посвящённых продаже различных товаров. Не оставляйте предоплату «продавцам». Берегите свои личные данные, не разбрасывайтесь ими по сомнительным сайтам. Плюс ко всему, систематически обновляйте пароли на своих страницах в социальных сетях, в банковских приложениях, на Госуслугах и т. д. Иначе вы рискуете попасть в официальную статистику уголовных дел, касательных мошенничества и краж.

Помощник прокурора Мария Сергеевна поделилась некоторыми статистическими показателями. К несчастью, они оставляют желать лучшего.

За I квартал 2023 года рассматривали 39 уголовных дел по ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ст. 158 УК РФ (кража) с ущербом на 4 млн 184 тыс. руб. Общий же ущерб граждан за предыдущий год составил 21 млн 511 тыс. руб. За I квартал этого года люди отдали вымогателям около 2 млн руб. Сумма неокончательная, так как большинство уголовных дел с убытком приблизительно на 6 млн рублей сейчас находятся в производстве. По отдельным эпизодам цифры достигают просто заоблачных высот - до 2,5 млн и больше.

Заметим, что раскрываемость зависит от многих факторов, в число которых входит материально-техническое оснащение правоохранительных органов, скорость предоставления важных сведений банками, сотовыми операторами. Условный срок ответа банка - до 10 дней. За время ожидания деньги успевают перевести на счёт в другой банк, в котором снова необходимо делать запрос, и далее - по цепочке. А операторы сотовой связи вообще могут до трёх месяцев не реагировать на запросы.

Кстати, ещё одна провинность операторов - пропуск на территорию России теневых звонков с подменой абонентского номера на местный. Компания, предоставляющая услуги связи, обязана оставлять иностранные номера без изменений, а именно без присваивания им российского кода +7. В противном случае на неё ложится административная ответственность и грозит штраф в крупном размере. Прискорбно, но соблюдают это условие далеко не все. К примеру, участились незаконные звонки из Украины. Мошенники облапошивают россиян, а украденные деньги в последующем идут на вооружение украинских войск! Помните, ваша бдительность равнозначна сохранению жизни наших бойцов!

- В первую очередь хочется донести всю серьёзность проблемы до нашего населения. Информация с правилами поведения при звонках с сомнительных номеров распространяется через все сферы коммуникаций. В школах, на рабочих местах проводятся тематические беседы. Сотрудники банков всегда предупреждают о вероятности действий мошенников. Прислушайтесь, пожалуйста, и следуйте советам, - подчеркнула Мария Сергеевна в финале разговора.

Лира МУСТАФИНА.

Фото Ксении ОЧКИНОЙ.