Идея "идеального и правильного родительства" все прочнее и прочнее закрепляется в сознании "ответственного взрослого", который хочет лучшего для своего потомства. И я не буду расписывать, что на самом движет человеком в этой идее, но скажу, что зачастую вреда в ней больше, чем пользы. На самом деле, ребенок физиологически не способен НЕ травмироваться. Он травмируется даже тогда, когда родители будут образцом спокойствия и принятия, потому что, в реальной жизни, все совсе не так, и в любом возрасте, столкнувшись с этим опытом, будет больно. Так что, фраза “если у вас было детство - значит у вас точно есть травмы” совершенно точно описывает всю суть.
Что такое травма и откуда она берется
Итак, для начала обозначу, что такое психологическая травма: это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Психологическая травма связана с эмоциональными потрясениями, но также может быть связана и с физической травмой. Человек начинает получать травмы еще в утробе матери. Это связано с состоянием матери и ее ощущениями, ее принятыми решениями и установками, которые плод считывает, естественно, бессознательно. Это первые отпечатки решений и характера, которые будут сопровождать малыша.
Этап родов - следующий крайне важный процесс, где психика может травмироваться. Существуют базовые перинатальные матрицы Грофа, описывающие, как каждый этап внутриутробного периода и родов может повлиять на психику младенца, поэтому не буду подробно на этом останавливаться.
Почему ребенок травмируется?
Ребенок рождается со сформированным рептильным мозгом, почти сформированным лимбическим мозгом и совсем не сформированным неокортексом. Рептильный и лимбический мозг, по сути, управляют ребенком. Его психика совершенно незрелая и чувствительная, как оголенный нерв. В самом раннем возрасте ребенок способен лишь ощущать хорошо ему, или плохо, и если ребенку плохо, последует единственная возможная для малыша реакция - крик и плач. (Кстати, если в течение долгого времени на крик и плач ребенка не будет никакой реакции взрослого - ребенок уснет. Но не спокойным сном, а чтобы не умереть от страха и ужаса, который он испытывает при отсутствии контакта со взрослым в трудный момент. И этот сон - первичная примитивная психологическая защита “изоляция”. Во взрослой жизни эта защита тоже будет проявляться при схожих триггерах). Крик и плач - это отреагирование психики в соответствии с возрастом на раздражающие факторы. И ребенок получает либо позитивный опыт (когда контакт со взрослым есть и взрослый эмоционально или физиологически удовлетворяет потребность малыша), либо негативный (когда потребность не удовлетворена).
И где баланс?
Ребенок реагирует на стресс (зачаток травмы) по-разному, в зависимости от темперамента и уже существующих травм (внутриутробного периода и периода рождения и первых месяцев жизни). Поэтому на самые разные травмы будут самые разные реакции у каждого ребенка. Градация полученного опыта в результате стресса или травмы эмоционально очень обширна. Даже если опыт был негативным, ребенок может из него выйти без травматизации, и тогда в целом, опыт можно назвать позитивным. Но и степень негативного опыта может быть разной. Игнорирование потребностей ребенка в самых разных сферах или физическое насилие (под физическим насилием я подразумеваю абсолютно любые телесные нарушения границ) будет являться закреплением негативного опыта в психике ребенка, но с разной градацией (хотя, при этом, иногда ребенок настолько голоден до маминой любви и эмоций, что иногда такие взрослые говорят “лучше бы меня в детстве били, но давали хоть немного любви”). Психика ребенка незрела, он принимает решения из своего состояния и последующего пережитого опыта. В каждом опыте ребенок закрепляет то или иное решение, сценарий, самоощущение. Закрепляется внутриличностный конфликт, психика ищет подтврждение этому конфликту во внешнем мире (так работает проекция). Таким образом, травма формирует человека, его характер и даже его внешность. Автор метода эмоционально-образной терапии Н.В.Линде считает, что избавившись от эмоциональных фиксаций, разрешая внутриличностный конфликт, человек становится гибким, внехарактерным. Внехарактерность проявляется легкостью в поведении, адаптации на изменяющиеся условия внешней среды, гибкостью мышления, при этом остаются базовые “настройки” темперамента (то, с чем человек уже рождается).
Выводы и новый взгляд на свои травмы
Таким образом, каждый человек неминуемо получает опыт травматизации в той или иной степени, и формирует свои убеждения, свой характер и даже внешность на основе травм. Внешность очень сильно говорит о травмах человека, и при проработке их меняется и внешний вид человека. Об этом можно и отдельную статью написать).
Но не стоит думать, что любую травму нужно прорабатывать. Во-первых, терапия - это вопрос желания и готовности, а во-вторых - не нужно трогать то, что не мешает и не болит. Многие из травм формируют в людях определенное творческое начало, благодаря чему, например, стали популярны. Или какая-то травма может двигать человеком в его деятельности и приносить ему успех. Проработав эту травму жизнь человека может поменяться, и не всегда человек готов, или хочет этих изменений. Поэтому, в этом вопросе границы нормы определяются самим человеком и его состоянием: где ему хорошо, а где не очень; что он хочет проработать, а что нет - решает каждый сам.