Найти тему
Твой Иркутск | IRK.ru

Ольга Бронштейн: галереи и музеи конкурируют не друг с другом, а с торговыми центрами

Оглавление

IRK.ru совместно с библиотекой имени Молчанова-Сибирского возобновил серию подкастов «Голоса города». Первой гостьей стала Ольга Бронштейн, руководитель галереи современного искусства Виктора Бронштейна.

Встречу вел известный теле- и радиоведущий Ашот Оганесян в паре с ученицей Школы креативных индустрий Софьей Драч. Ведущие узнали, с чего начинать инвестировать в искусство, есть ли в Иркутске коллекционеры и ходит ли молодежь в музеи.

Постоянный поиск формата

Изначально галерея имела домашний формат, для публики залы открыли в 2015 году. На протяжении последних лет мы меняли пространство: то переделывали сувенирный магазин, то делали зал мероприятий, что-то перестраивали.

Год назад мы пережили глобальное масштабирование: практически в два раза увеличили площадь и расширили направления работы, с чем до сих пор пытаемся освоиться. Но я уже сейчас вижу, как проект поменяется в 2025-м. Идет постоянный поиск формата, потому что меняются время, аудитория, тренды. Я перестала в какой-то момент себя ругать, что не учли каких-то моментов. Надеюсь, мы и в будущем сохраним формат постоянных изменений. Мы не боимся нового.

Для тех, кто не был у нас в гостях, поясню, что наша деятельность носит просветительский характер, в отличие от классической галереи, где организуют вернисажи и продают произведения искусства. Большую часть времени мы посвящаем музейным проектам и работаем как культурный центр.

Мы создавали галерею с нуля. На тот момент не было мест, с которых мы бы взяли пример. Найти курс по обучению галерейному бизнесу было невозможно. И мы каждый день анализировали, думали, что добавить, что поменять; прислушивались к отзывам. На момент открытия мы не знали, будет ли проект интересен зрителю. То, что есть сейчас, – это невероятный скачок вперед.

Галерейное дело хлопотное, трудоемкое, дорогое. Проекты создаются щепетильно, долго, хотя со стороны бизнес может казаться довольно простым. Несмотря на появление новых галерей и творческих пространств, я бы не сказала, что в стране наблюдается такой тренд.

   Ольга Бронштейн: "Галерейное дело хлопотное, трудоемкое, дорогое. Проекты создаются щепетильно, долго"
Ольга Бронштейн: "Галерейное дело хлопотное, трудоемкое, дорогое. Проекты создаются щепетильно, долго"

Галерея и молодежь

Мы дорожим студентами и школьниками и специально зафиксировали для них доступную стоимость билета. Регулярно разыгрываем билеты среди учащихся. Это одна из ценностей – доступность галереи.

Мы часто получали вопросы от московских коллег: как нам удается собирать молодую аудиторию. Для себя мы объясняли этот интерес тем, что нашей молодой команде легче продвигать продукт среди сверстников. Мы понимаем, что сейчас у нас нет какой-то одной целевой группы. Когда начинали, то работали с жителями города и с европейскими туристами.

Сейчас к нам приходят люди из профессиональной среды — дизайнеры, художники, галеристы. Порой они специально приезжают посмотреть галерею. С 2020 года стали активно прирастать туристами.

Обязательна к посещению!

К моему огромному счастью, галерея находится у туристов в списке мест, обязательных к посещению. Для этого проделана колоссальная работа, нам потребовалось много лет, чтобы получить результат. Приятно, что, приезжая в Иркутск, люди видят в городе жизнь.

Внимание уделяем не только галерее, но и сувенирному магазину, где можно найти особенные, крафтовые вещи: керамику, свечи, украшения. Через лавку популяризируем местных авторов — из Иркутской области, Бурятии.

Мы считаем, что галерея – проект для города значимый, и мы всегда готовы предложить качественный контент для СМИ. И соцсети наполняем максимально качественным контентом: текстами, изображениями, видео. Поскольку у нас нет бюджета на рекламу – это наше принципиальное решение – на контент денег не жалеем.

-3

О современных коллекционерах

В обществе сформирован образ коллекционера: зажиточный бизнесмен, поднимающий табличку на аукционе. По факту это другой человек. Произошла демократизация феномена. Возможно, это случилось с появлением онлайн-платформ, с развитием молодого искусства, которое долгое время было в стагнации. Сейчас коллекционеры — это разные люди.

Это могут быть и молодые люди, которые идут за новыми именами. Кстати, это миф, что искусство стоит супердорого. Сейчас более доступна керамика, тиражное искусство. Такой формат интересен для вложения денег и для молодых специалистов, и для мам, которые приходят с запросом: хочу, чтобы мой ребенок рос в окружении настоящих предметов искусства, чтобы с детства впитывалась красота. Мы со своей стороны видим в этом свою миссию, чтобы в галерее можно было подобрать под свой запрос предмет искусства стоимостью от нескольких тысяч до значительных сумм.

Наша миссия состоит еще и в том, чтобы формировать пласт людей, которые могут для себя эти горизонты открывать. Мне радостно, что с каждым годом их становится больше.

Но, если инвестор равнодушен к искусству и хочет вложить деньги в покупку картин, тогда ему нужно найти человека, который поможет сориентироваться. В картинах нужно разбираться, как и в другом инвестиционном продукте. Важно понимать, что рынок искусства не суперликвидный: перепродать дороже спустя несколько лет можно, но не так просто. А те, кто покупают картину, чтобы наслаждаться, и тем самым инвестируют, – это самая, на мой взгляд, благодатная история.

О конкуренции среди музеев и галерей

На одном из музейных фестивалей обсуждали тему – как конкурировать с другими культурными площадками. Все сошлись во мнении, что культурные площадки конкурируют не друг с другом, а с торговыми центрами, кинотеатрами и условным сезоном шашлыков. То есть, если человек интересуется искусством, он не будет выбирать между музеем, театром, галереей – он найдет возможность посетить разные площадки. Сложнее перестроить людей, которые привыкли к какому-то определенному виду отдыха, чтобы они провели свои выходные или вечер по-другому.

   Ольга Бронштейн: "Стоит посещать не только музейные мероприятия, но и театральные события, кинофестивали. Там жизнь, там интересно."
Ольга Бронштейн: "Стоит посещать не только музейные мероприятия, но и театральные события, кинофестивали. Там жизнь, там интересно."

О двух процентах населения

По мировой статистике, галереи, музеи, театры посещают не больше двух процентов населения любого города. Ведь все новое требует значительного расхода энергии. И часто возникает внутренний барьер, опасения, что в этом новом пространстве будет трудно, непонятно. Но придете в галерею, и сразу станет ясно: это легко. Стоит посещать не только музейные мероприятия, но и театральные события, кинофестивали. Там жизнь, там интересно.

Над проектом работали:

Автор идеи — Анна Суркова

Редактор — Анна Оганесян

Режиссер — Роман Ермаченко

Оператор — Андрей Губин

Звукорежиссер — Анна Чечерина

Координатор — Мария Ихиритова

Редактор текстовой версии — Светлана Павлова

Фотограф — Маргарита Романова

Дизайнер — Семен Степанов

Ведущие — Ашот Оганесян и Софья Драч

<\p>