Одно из самых известных русских народных ремесел - лаковая миниатюра. Кто не слышал названия знаменитых сел: Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра - родины изящных предметов, покрытых красочной росписью. Довольно неожиданно то, что в создании этих красивых вещей принимали участие... дикие звери, в частности, волки!
Вообще технология живописи лаковой миниатюры очень отличается в разных школах: в Холуе используют покрытие белилами всего фона, на который затем наносится изображение темперой; в Палехе фоны исключительно черные; федоскинские мастера используют уникальную технологию многослойной живописи масляными красками. Мстёрские художники, в отличие от палехских, никогда не использовали чёрный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок кажется радостным и очень чистым. Все сюжеты развиваются на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже действие происходит в «русских палатах».
В Палехе роспись наносится разведенными на яичной эмульсии красками на черный фон изделия из папье-маше. Сначала рабочая поверхность полируется, потом наносится карандашный рисунок, затем тонкой кистью изображение прорисовывается белилами. После росписи темперными красками наступает черед золота. Растертое сусальное золото наносится поверх краски тончайшей кистью. Художник ставит подпись, покрывает шкатулку лаком и отправляет на сушку.
А вот дальше наступает пора зверей! ;-) После сушки изделие полируется. И издавна для этой цели применяется особый инструмент: волчий зуб. Еще до появления лаковой миниатюры, с древности в ювелирном мастерстве для полировки, например, золота использовали настоящий волчий, кабаний либо медвежий зуб. От этого, возможно, и пошла традиционная форма агатовых полировщиков в форме зубка. Да, впоследствии для полировщиков (они могли также носить название лощило, или полировальник), использовались агаты. Основная их составляющая, «зубок», изготавливалась из поделочного камня — агата разного цвета и формы, и закреплялась на деревянной ручке с помощью медной оправы
Советский человек всегда был изумительно смекалист. Так, реставраторы в ССР для тончайшей полировки использовали обычные... стеклянные ртутные градусники!