В 1955 г. в США вышел скандальный роман Владимира Набокова «Лолита». А уже в 1962 г. режиссер Стэнли Кубрик задумал экранизировать бестселлер. Естественно, что адаптировать роман под сценарий было предложено самому автору. Набоков неохотно согласился, но позже от своей причастности к фильму все же отказался.
«Я не драматург, я даже не сценарист-поденщик»
Владимир Набоков узнал об экранизации своего романа из телеграммы. Режиссер Стэнли Кубрик и продюсер Джеймс Б. Харрис предложили писателю взяться за сценарий. Однако Набокова это не интересовало. Он уже продал авторские права на «Лолиту» за внушительный гонорар, а потому ответил отказом. Поясняя, что по натуре он «не драматург и даже не сценарист-поденщик».
Однако на киностудии не унимались. «Сценарий должен написать не наемный голливудский автор, а сам Набоков», – требовали от Кубрика. Пришлось режиссеру снова и снова писать автору. Правда, чуть ли не в каждой телеграмме фамилия писателя коверкалась – был он и мистером Набаковым, и Наскоковым.
В итоге Набоков соглашается на авантюрную затею, хотя и настроен очень скептически. Во-первых, он считал, что сложность и многогранность его произведения трудно передать в рамках фильма, который не сможет в полной мере отразить все тонкости и психологическую глубину текста. Набоков высоко ценил литературное искусство и был убежден, что его произведение потеряет свою уникальность и многозначность в процессе адаптации.
Во-вторых, важной причиной были ограничения, связанные с цензурой и моральными нормами того времени, которые могли бы существенно исказить содержание и послание романа. Еще пять лет в киноиндустрии будет действовать кодекс Хейса – свод правил, запрещающих слишком открыто демонстрировать интимные сцены. Ради соответствия общественным и кинематографическим стандартам адаптация могла смягчить или изменить ключевые аспекты романа.
400 страниц текста
Тем не менее Набоков в конечном итоге написал сценарий для фильма. 400 страниц. Надо ли говорить, что Кубрик пришел в ужас. Увесистая стопа машинописного текста никак не могла стать сценарием. Голливудский стандарт – 120 страниц, исходя из соотношения одна страница к одной минуте экранного времени.
Работа же Набокова была переполненна длинными диалогами и множеством затянутых сцен. Согласно оценкам Кубрика, экранизация «Лолиты» затянулась бы на семь часов.
Естественно, режиссер снова обращается к Набокову с просьбой о сокращении текста. К удивлению, но в этот раз писатель не стал сопротивляться, а согласился в течение следующих пары месяцев отредактировать сценарий, чтобы он соответствовал требуемому объему.
Этот период стал для писателя особенно трудным, но в то же время и наиболее вдохновляющим. После непростых доработок Кубрик, наконец, получает от Набокова заключительную версию сценария и приступает к подготовке съемок.
Режиссер не явился на премьеру
Для того, чтобы фильм вышел на экраны, была проделана колоссальная работа. Помимо адаптации романа, начались сложности с подбором актеров. Никто не хотел участвовать в экранизации скандального произведения. Тем более в 60-е гг., когда откровенные роли подвергались такой критике, что актер мог навсегда испортить себе карьеру.
И если главную мужскую роль согласился исполнить уже известный и оскароносный Джеймс Мэйсон, то с Лолитой было сложнее. Молодые актрисы не хотели сомнительной славы, а тут еще и Набоков настаивал на том, что Лолиту должна играть или ровесница героини (которой в книге 12 лет), или карлица. Второй вариант категорически не нравился Кубрику, поэтому стали искать подростка.
После долгого и мучительного кастинга на роль утвердили 14-летнию Сью Лайон. Девушка до этого не снималась в кино, но появлялась на телевидении. Именно эту кандидатку одобрил сам Набоков.
В 1962 г. фильм вышел на экраны. Однако Стэнли Кубрик не появился на премьере картины, поскольку, согласно некоторым источникам, был крайне обеспокоен возможной реакцией публики и критиков на свое кинопроизведение.
Конечно же, фильм подвергся критике и осуждению со стороны общественности. Общество добродетельных католиков и вовсе призывало запретить «Лолиту» к показу. Однако Кубрика больше всего расстраивала негативная реакция из-за того, что почти все откровенные моменты из фильма он убрал, пожертвовав «нервом» истории. Позже он признается, что, если бы знал, как обойдутся с фильмом цензура и критики, то и вовсе бы не приступал к работе.
Открестился от фильма и Владимир Набоков. Кубрика так и не удовлетворил написанный автором книги сценарий. Режиссер перед началом съемок собственноручно переписал все от первой страницы до последней. На что Набоков выразил досаду «от потраченного времени на текст, который фактически не пригодился».
А вот киноакадемикам картина очень даже понравилась. Некоторые называли «Лолиту» лучшим фильмом Стэнли Кубрика за «четкую и доступную идею без выпендрежа». «Лолита» номинировалась на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и еще несколько престижных наград. Правда, победу одержать смогла лишь Сью Лайон, забрав «Золотой глобус» за лучший дебют.