1K подписчиков

История шедевра Жоржа Сёра "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт"

На протяжении всей истории искусства некоторые произведения стали символами целых художественных жанров. Например, "Мона Лиза" Леонардо и "Давид" Микеланджело определяют итальянский Ренессанс; "Крик" Эдварда Мунка олицетворяет экспрессионизм; а типичным примером пуантилизма является картина Жоржа Сёра "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт".

Сёра завершил эту картину в 1880-х годах. Чтобы создать такой грандиозный шедевр, художник скурпулезно нанес на холст миллионы нарисованных красочных точек. Сёра был пионером в этой технике, написав "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт", он положил начало движению пуантилистов.

ЧТО ТАКОЕ ПУАНТИЛИЗМ?

Пуантилизм, представленный Жоржем Сёра и его коллегой-французским художником Полем Синьяком в 1886 году, представляет собой технику живописи, в которой маленькие дискретные точки работают вместе, создавая целостную композицию. Хотя этот эстетический подход был в первую очередь вдохновлен импрессионизмом, на самом деле этот жанр является ветвью постимпрессионизма, крупного движения, возникшего в 1890-х годах.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Жорж Сёра, Эскиз к "Воскресному дню на острове Гранд-Жатт", 1884 год (Фото из интернета)
Жорж Сёра, Эскиз к "Воскресному дню на острове Гранд-Жатт", 1884 год (Фото из интернета)

Жорж Сёра начал писать "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт" весной 1884 года. В это время художник жил и работал вместе с импрессионистами в Париже. Как и эти художники, Сёра часто рисовал пейзажи франции, в том числе Гранд-Жатт, остров на реке Сена, расположенный к западу от Парижа.

Сёра создал большое количество предварительных эскизов и рисунков. Следуя примеру импрессионистов, он создавал эти этюды вне своей студии и на пленэре. Такой подход позволил Сёра уловить изменения цвета и движения света локации перед ним, к которой он несколько раз возвращался, прежде чем закончить крупномасштабную картину.

Почему он посвятил так много времени этим подготовительным наброскам? Будучи пуантилистами, Сёра и Синьяк особенно интересовались игрой с восприятием и экспериментами с оптикой, что привело к созданию комплексного и тщательного процесса рисования.

"Столкнувшись со своей работой, — пояснял Синьяк, — Сёра, прежде чем прикоснуться к краске, внимательно рассматривает, сравнивает, смотрит полузакрытыми глазами на игру света и тени, наблюдает контрасты, вычленяет отражения, долго играет с крышкой коробки, которая служит ему палитрой, затем... он вычленяет из своей маленькой кучки цветов, расположенных в порядке спектра, различные цветные элементы, образующие оттенок, который лучше всего должен передать тайну, которую он мельком увидел. Искусство следует за наблюдением, штрих за штрихом покрывается холст".

КОМПОЗИЦИЯ

Жорж Сёра, "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт", 1884–1886 гг. (Фото из интернета)
Жорж Сёра, "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт", 1884–1886 гг. (Фото из интернета)

"Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт" изображает типичную прогулку парижан, живших в 1880-х годах. Смотря на мерцающую реку и пользуясь зонтиками и деревьями для создания тени, они, кажется, наслаждаются кратким отдыхом от городской суеты, отдыхают ли они на траве, ловят рыбу в реке или же любуются атмосферой в компании домашней обезьянки.

На протяжении всей истории искусства некоторые произведения стали символами целых художественных жанров.-3

Персонажи "Воскресного дня на острове Гранд-Жатт" изображены в нереалистичном и почти минималистском стиле, Сёра решил разместить их в разных положения - это добавляет ощущение реализма изображению и помогает вовлечь зрителя.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

Хотя на первый взгляд картина Сёра кажется всего потрясающим и красочным изображением парижской повседневности, неторопливо наслаждающихся своим днем, в ней может присутствовать скрытый смысл. Некоторые искусствоведы предполагают, что статичная атмосфера картины и кукольные фигуры призваны критиковать современную жизнь в Париже, которую Сёра считал перформативной.

НАРИСОВАННАЯ РАМА

На протяжении всей истории искусства некоторые произведения стали символами целых художественных жанров.-4

Еще один оптический трюк, очевидный в этой картине, — это использование Сёра новаторской раскрашенной "рамы". По данным Чикагского института искусств, эта пуантилистская граница должна "сделать впечатление от картины еще более насыщенным", добавляя в композицию еще больше цветов, тонов и текстур.

ВЫХОД В СВЕТ

Завершив работу над картиной в 1886 году, Сёра решил выставить ее на восьмой и последней выставке импрессионистов. Хотя она была встречена неоднозначными отзывами, она оставалась самой известной картиной художника до (и после) его смерти в 1891 году.

НАСЛЕДИЕ

До начала века "Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт" оставался во владении семьи Сёра. Затем картигу передавали разным дилера вплоть до 1925 года, пока она не обрела постоянный дом в Чикагском институте искусств. Сегодня работа остается изюминкой коллекции музея и, возможно, самым знаменитым произведением пуантилизма в мире.