Найти тему

Статья, написанная инженером Цаплиным про построенный им ининский мост

Старый мост через Катунь в селе Иня. Фото Марии Деевой.
Старый мост через Катунь в селе Иня. Фото Марии Деевой.

В этой небольшой статье инженер Сергей Афанасьевич Цаплин описывает процесс строительства ининского моста через Катунь. Теперь этот мост называют «Цаплинский мост».

Автор статьи: Главный инженер строительства С. Цаплин

Название статьи: Висячий мост через реку Катунь

Опубликовано: газета «Красная Ойротия», 12 апреля 1936 года, стр. 3.

Текст статьи:

На тракте через реку Катунь у Ини 31 марта закончено строительство первого висячего моста под авто-гужевое движение. Мост рассчитан на пропуск 8-ми тонных машин и в два ряда.

Впервые применена в практическом оформлении новая система «двухцепного» моста. Большое распространение висячие мосты имеют в американской практике. Построенный нами мост собран посредством навесной сборки. Наш мост имеет ряд преимуществ перед известной системой американского висячего моста – «одноцепного», и в частности, экономически более выгоден, так как требует для своего осуществления меньшей затраты металла.

При постройке моста через Катунь впервые применен ряд новых деталей как-то: железобетонные башни (пилоны), соединительные конструкции канатов и т. д.

Строительство моста начато в январе 1935 года. Сборка моста начата 16 января 1936 года и мост закончен полностью 31 марта 1936 года. Строительство моста через реку Катунь у Ини замыкает последнее узкое место на Чуйском тракте – переход реки Катунь у Ини невозможный для паромной переправы длительное время в году: во время весенних и осенних ледоходов и в высокие воды. Теперь для автомашин откроется бесперебойный проезд через реку Катунь по мосту на высоте 30 метров над рекой.

Вследствие того, что висячий мост представляет собой сложное инженерное сооружение и строится впервые всем – и рабочим и инженерно-техническому персоналу приходится учиться, повышать свою квалификацию и зачастую осваивать совершенно новые виды работы.

Особенно следует отметить стахановцев – монтажников, которые на сборке моста добились выполнения своих норм на 230-240 процентов. Этого добились люди, которые в первые дни приезда на мост, могли работать лишь на земляных работах.

Из среды лучших стахановцев стройки следует отметить бригадиров монтажных бригад тов. Пушкарева и тов. Куксу, а также стахановцев т. т. Чернова, Яблонского, Нечаева, Каменщикова и других, добившихся высоких показателей и хорошего качества работы.

Так, например, тов. Костин пришел на стройку чернорабочим: через два месяца работы он изучил плотничное дело настолько, что при сборке моста, при изготовлении ферм и т. д. тов. Костину поручались самые сложные и ответственные работы.

Строительным организациям необходимо закрепить этих рабочих, так как опыт строительства, сложного и весьма трудного для осуществления в зимнее время моста через Катунь показал насколько было бы ценно использовать этих рабочих на других подобных стройках.

Построенный через Катунь мост разбивает старые легенды, в которых говорится, что не только люди, но и боги не могли построить мост через Катунь.

Мои комментарии:

  1. Автор статьи и, одновременно, моста, приводит точные даты начала и конца строительства моста. Во многих других источниках эти даты не упоминаются.
  2. В статье нет сведений про длину и ширину моста, про длину и диаметр тросов, про высоту моста над уровнем воды. В те далёкие времена такие сведения были секретными и их разглашение было исключено.
  3. В статье не указывается напрямую, что мост строили заключённые. Лишь в предпоследнем абзаце есть намёк на то, что строители моста – люди подневольные. Инженер Цаплин советует использовать их на других подобных стройках. Это как бы намекает, что уйти с работы по собственному желанию строители не могут.