— Привет, Таня! Расскажи, пожалуйста, про свой первый квиз. Как ты о нем узнала, как ты на него попала? Какая была тема, какой организатор?
— Мой первый квиз мне не особо запомнился. Это был «SuperQuiz», игра на общую тему, что-то вроде «Обо всем». 2018 или 2019 год, я точно не уверена. Помню, был музыкальный тур. Я на самом деле его помню плохо, какого-то сильного впечатления он на меня не произвел.
Надо, наверное, сказать, что уже около двадцати лет я играю в спортивное «Что? Где? Когда?» и тому подобные игры. Раньше играла часто и регулярно, сейчас получается гораздо реже. И вот моя чегекашная сокомандница позвала меня еще и в квиз поиграть. Для меня отвечать на какие-то вопросы не было чем-то необычным и особенным. Поиграла и поиграла.
— А как ты попала в ЧГК? В школе?
— Я познакомилась с одним человеком, который в ЧГК играл, он меня туда и привел. Это было на первом курсе.
— А когда ты только начала играть в квизы... Чем ЧГК отличалось от квизов на тот момент? На твой взгляд как игрока, по ощущениям. С точки зрения скорее атмосферы и людей, которые туда ходят, а не сложности или легкости вопросов.
— ЧГК — это в большей степени сообщество, мне кажется. Люди приходят поиграть вопросы и пообщаться со знакомыми. Наиболее интересными были очные турниры, когда много сильных команд собирается в одном городе, чтобы решить, кто сильнейший здесь и сейчас. В последнее время количество очных турниров резко сократилось, но синхроны разного качества проходят часто и регулярно.
А вот какой-то развлекательной части, как на квизе, на ЧГК обычно нет.
В первое время на квизе для меня было слишком шумно. Еще там было много антуража, который тогда не то чтобы казался лишним, но представлялся не особо нужным и интересным. Ну и вопросы были составлены так, чтобы люди их брали побольше. В первую очередь развлечение: чтобы кто-то пришел и хорошо провел время, показал себя на этих вопросах. Но при этом чтобы еще и какая-то соревновательная часть была.
Позже я втянулась в атмосферу квиза, привыкла и сейчас уже иначе это воспринимаю, чем в первый раз.
В квизах мне нравится накал эмоций. Шоу: сидишь, ждешь награждения, а там интрига. И ты прямо на игре сразу получаешь приз. В ЧГК так происходит далеко не всегда. Здесь победа ощутима сильнее, чем на каком-нибудь синхроне. И от этого есть драйв, волнение.
— А насколько сильно при этом различалась аудитория? Или было много людей, которые играли и в то и в другое?
— Не припомню, чтобы в квизах тогда было много людей, которые играли в ЧГК. Да и сейчас их немного.
— То есть все-таки разные аудитории?
— Да, это просто разные такие истории. Сейчас есть квизы, которые пересекаются с ЧГК, но их не очень много. Я в основном хожу на тематические квизы. Пожалуй, на более сложных и менее массовых квизах чегекашников больше.
— Хорошо. А после того квиза?
— Были иногда какие-то другие. Но первый квиз, который меня заинтересовал и заставил посмотреть на квиз с любопытством, — это был квиз по Гарри Поттеру.
— От какого организатора?
— «Шейкер». Это был квиз по книгам, незадолго до ковида.
— И ты на него пошла играть как легионер или уже с командой?
— Меня позвал знакомый, Руслан Пещеров. Он собрал команду, там все были из ЧГК, и вот мы пошли играть. Мы заняли седьмое место.
Потом я уже сама проявила инициативу, мы сходили примерно похожим составом (я еще позвала людей), тоже на «Шейкер», тоже на книги. Заняли четвертое место, и тут начался ковид.
— Во время ковида играли в какие-нибудь онлайн-игры? Тогда их было довольно много.
— Да, мы играли во всё, во что можно было играть. И это опять я организовала. Мне уже стало интересно играть квизы по Гарри Поттеру.
— Расскажи свои впечатления именно об онлайне.
— Большинство игр онлайн сильно проигрывает играм офлайн, как по мне. Во многом потому что в них не всегда результат бывает стопроцентно честным. Понятно же, что люди могут жульничать. И в онлайне это делать несравненно проще.
— Вы играли под названием «Доктор Стрендж и мистер Норрис»?
— Да, почти сразу так стали называться.
— Как ты готовилась к играм? Весьма интересен процесс трансформации: сначала ты была на седьмых местах, а потом стала занимать первые.
— Зачем же раскрывать все секреты?
— Ну, тут дело не в идее, а в исполнении.
— Ну как... Чтобы сейчас выиграть квиз по Гарри Поттеру, нужно постоянно освежать в памяти реалии. Нужно быть в очень хорошей форме. У многих сильных игроков (не у всех, конечно) есть конспекты, где выписаны даты, имена, подробности. Не будешь же каждый раз перечитывать толстую книгу. А вот конспект можно посмотреть — и что-то припомнить перед игрой.
— И сейчас ты тоже регулярно готовишься к играм? Или уже нет?
— Я решила, что к некоторым играм некоторых организаторов я больше не готовлюсь, не хочу тратить на это время. А к некоторым другим, конечно, готовлюсь. Особенно если игра по одной конкретной части. Тут, если я хочу хорошо сыграть, постараюсь найти время, чтобы подготовиться. Книжки я в основном слушаю: обрабатываю фотографии и параллельно могу включить аудиокнигу и слушать.
— Долог ли оказался путь к победе? Или вы на первую игру после ковида пришли и сразу ее выиграли?
— Да, пришли и выиграли. А на следующую игру я пришла одна и выиграла одна. Команда «Трансмогрифианская пытка». Там было десять команд, но вот так вышло.
— А насколько сильно за послековидное время изменилась конкуренция? Появились ли новые сильные команды? Увеличилась сложность вопросов или не то чтобы это сильно заметно?
— Сразу после ковида в плане вопросов и новых команд вроде ничего сильно не поменялось. Но я сама прокачалась — и игра для меня стала чуть другой.
А вот если сравнивать время сразу после ковида и 2024 год, то да, поменялось многое. Вопросы стали более закрученными и в целом сложнее. Параллельно выросли требования у аудитории. По многим реалиям вопросы уже заданы — и авторам нужно копать чуть глубже.
— Я замечаю всегда в таблицах (в том числе у «Шейкера») твою команду не только на квизах по Гарри Поттеру, но и на музыкалках, на играх «Обо всем», на самых разных квизах. Когда вы стали ходить на разнообразные темы и какие форматы игр вам больше нравятся?
— Мы играли квизы по Гарри Поттеру. Нас было не очень много, и мы подумали: «О, а давайте попробуем сходить на финал сезона». Финал — это как игра «Обо всем», но вопросы сложнее, чем обычно.
А как попасть в финал? Надо еще какие-то игры играть. Мы решили позвать разных наших друзей и знакомых, которые готовы часто играть. Например, любителей кино. У нас есть Сережа, большой знаток кино. Он привел в команду людей, которые тоже любят кино. Так появился общий командный чат.
Я думаю, что у многих команд с большими составами так: есть список, кто на какую игру пойдет. Кто-то — на «Чисто попеть», кто-то на кино, мы вот на Гарри Поттера ходим. Сама я редко хожу на игры не по Гарри Поттеру.
— Игры в каком формате тебе нравятся больше всего? «Чисто попеть», музыкальные угадайки, общие угадайки, квизы на логику? Или, может быть, телеквизы?
— Именно как игрок я не очень много в этом участвовала. Но я много квизов видела как фотограф. Мне нравятся тематические квизы, нравятся музыкальные.
— А музыкальные какие? «Чисто попеть» или угадайка? Или где есть логика, ребусы, вопросы по текстам и так далее?
— Мне интереснее те, где не только мелодии.
— Расскажи, пожалуйста, про механики туров, которые ты любишь как игрок больше всего.
— Поскольку я сама пишу вопросы, я смотрю на механику во многом оценивая, как это сделано. Вижу, как иногда чередование идет специально. И так делать действительно важно. Создается ощущение, что играется что-то прикольное. К тому же люди меньше утомляются. Сначала ребус, потом видео, потом картинка, а дальше еще игра с буквами и так далее.
Но главное — вопросы должны быть интересные.
Если говорить про механику целого тура, то часто бывают хорошими турами «Кроссворд», «Выбор за вами», «Лесенка», «Колесо». Но обычно я не выделяю особо для себя: «О, какая классная механика». Вот у вас, «Bubo», интересные механики. Например, «Силенцио» (три сложных вопроса со ставкой, во время обсуждения которых нельзя разговаривать). «Силенцио» можно любить и ненавидеть одновременно!
— Да, это правда. А с какого времени ты фотографировала квизы?
— Вот примерно после ковида и начала. А спустя какое-то время я сфотографировала первый квиз, который написала.
— Расскажи немного о внутренней кухне фотографа. Насколько тяжело работать в зависимости от того, какое у бара освещение? Своя ли у тебя техника, есть ли вспышка, арендовала ли ты ее сначала или сразу закупила? И еще очень интересно: как фотограф находит квизы? К тебе обращались или ты к организаторам обращалась?
— Я познакомилась с фотографом Костей, который снимает многие квизы Петербурга. Он меня в эту тему и ввел. Фотографировать-то я умела и раньше, а вот опыт репортажной съемки в барах с переносным светом для меня был новым.
Костя брал меня с собой на квизы, где он работал, и учил. Объяснял какие-то тонкости, причем суть некоторых я поняла уже потом. Как работать со светом, с какого ракурса когда лучше снимать и так далее. И я, пока училась, думала: «Боже, как это все запомнить?» А сейчас делаю такие вещи на автомате.
Про специфику работы в барах: свет всегда со мной. То, что там темно, — это не особо важно. Если там есть какой-то дополнительный свет, может, что-то лучше получится, но, в принципе, это не так заметно.
Техника у меня была. Купила синхронизаторы и октобокс только.
Дальше я работала на квизах. Люди видели, как я снимаю, и сами обращались, звали на свои проекты. А свой квиз я снимала не потому, что написала его, а потому, что уже работала фотографом на квизах и попросила поставить меня именно на эту игру.
— За прошедшие годы оплата фотографам увеличилась или она плюс-минус осталась на прежнем уровне?
— Оплата увеличилась. Но за всех не могу тут говорить.
— В процентах на сколько? На 30–40?
— Не сильна я в этих подсчетах, но, наверное, да.
— А оплата автору тоже пропорционально увеличилась?
— Тут не могу сказать, за всех не знаю. Мне кажется, не особо увеличилась.
— Может, есть какая-то история, которую можно рассказать с точки зрения фотографа?
— Хожу фотографирую квиз по Гарри Поттеру, который я написала. Это был самый первый написанный мной пакет. Ты, наверное, и сам знаешь, и многие авторы понимают: это круто — прийти на свой пакет и смотреть, как он отыгрывается.
Так вот, я хожу снимаю и слышу, как люди говорят: «Кто вообще написал все это? Как такое можно было написать?» Меня позабавило.
А так истории разные были, случались всякие форс-мажоры. Синхронизатор у меня однажды сгорел, но это не очень интересная история.
— Ну почему же? Интересная! И что ты делала?
— Что я делала... Я снимала со вспышкой в потолок.
Когда я прихожу на квиз игроком, я обращаю внимание на то, как работает фотограф. Что он делает, какая у него техника, как он держит октобокс. И часто уже на игре можно что-то понять о том, какие получатся фотографии. Я не вижу, какие стоят настройки, не знаю, какая будет обработка. Но работа со светом всегда видна.
— А есть какие-то ошибки в работе фотографа, которые тебя как игрока раздражают? Например, в Москве фотограф просто обожает подходить во время блица...
— Если фотограф снимает на блице — это красный флаг. По-хорошему, не надо снимать на блице ничего вообще. Может быть, без света поснимать какие-то общие планы еще нормально, но ходить со светом и подходить к людям — это однозначно плохо.
Еще типичная ошибка — загораживать экран. Не очень нравится, когда фотограф слишком активный: увидел, что кто-то засмеялся, и сразу побежал туда. Фотограф на игре должен быть незаметным, но при этом всегда готовым подойти что-то снять, если люди захотят попозировать и сами попросят.
Бывает, например, тур, где много текста. Тут можно поделать общие планы без света. А подходить со светом лучше на туре, где, допустим, только музыку угадывать надо. Также более активно можно работать во время ответов, а во время вопросов лучше стараться не мешать.
Еще нельзя снимать ответы и экраны с вопросами. Это важный момент.
С одной стороны, нужно сделать хорошие фотографии, с другой — важно понимать, что люди пришли поиграть и отдохнуть, их не надо напрягать. При этом кто-то хочет сниматься, а кто-то не очень. И тут лучше действовать по ситуации.
Также ошибкой может быть недостаточно тщательный отбор фотографий. Я стараюсь руководствоваться таким правилом: представляю, что это я на снимке. Если мне нормально, что такое фото со мной выложили, — окей. А если есть сомнения — в корзину.
— Тот же вопрос относительно работы ведущего.
— Мне не нужно, чтобы ведущий много шутил. Достаточно просто быть на позитиве. Мне не нужно, чтобы он комментировал ответы. И это уж точно не только мне, такое многим не по душе.
Иногда ведущий говорит: «О, ну это легко, это вы сразу ответите, это даже я знаю». Ну а кто-то не ответил, кому-то непонятно. Представьте себе их эмоции. Зачем так говорить?
Но я понимаю, что кто-то приходит ради конферанса и кому-то он нравится. Комментировать ответы ведущему точно не следует, а остальное — дело вкуса.
Главное для меня в работе ведущего — чтобы он хорошо прочитал вопросы. Важно не ошибаться в ударениях, но зачастую это не вина ведущего: все неочевидные ударения редактор должен указывать, но он может упустить какой-то случай или ошибиться.
— Есть ли какие-то ведущие у других организаторов, которые тебе нравятся или вызывают раздражение?
— Женя из «Шейкера» нравится. А так вообще много тех, кто ведет хорошо. Бывало, что ведущий не нравился, но это скорее разовые ситуации какие-то.
— Вернемся к теме фотографии: скажи, а у организаторов сильно различаются правила относительно того, как быстро фотограф должен сдать свои снимки? И есть ли вообще по этому поводу у организаторов какие-то требования?
— Часто срок два дня, но я слышала, что у кого-то вроде есть и пять дней. Одним жесткие сроки не очень важны, а другим фотографии нужны практически сразу после игры. Те фотографы, которых я знаю, чаще всего делают в срок от вечером в день игры до через день.
— А ты часто фотографируешь?
— Сейчас примерно два раза в неделю, раньше больше снимала.
— Как часто ваша команда сейчас играет?
— Регулярно.
— У вас есть какая-то внутренняя табличка, где вы отмечаете, на какие квизы хотите пойти? Может, закрепленное сообщение в чате? Как все это устроено?
— У нас есть два чата: «Стрендж и Норрис играют ГП» и просто «Стрендж и Норрис». Первым занимаюсь я, вторым Сережа. Я собрала тех, кто играет квизы по Гарри Поттеру. Чтобы не спамить много в большом общем чате.
Я вешаю расписание всех игр. Вообще все питерские квизы по Поттеру, на которые мы теоретически можем пойти. Вот, например, завтра квиз, пойдем мы на него? Не факт. На «Bubo» пойдем.
На игры по Поттеру ходим раз пять в месяц. На другие игры ребята ходят часто. На «Шейкер» вот они много ходят.
Также я играю за команду «Выше ожидаемого». Мы объединились с командой «Лапифорс» для чемпионата «Bubo» и теперь некоторые квизы играем так.
— У разных организаторов есть разные чемпионаты, причем не только по Гарри Поттеру. Вы участвуете в них?
— Да, ребята играли чемпионаты по кино, по русскому року.
— По этому поводу много разных мнений... Поделись своим: какова идеальная формула чемпионата? Одни говорят, что семь (а тем более десять) игр — это много. Им хотелось бы, например, пять. Другие считают, что, наоборот, на длинной дистанции результат становится максимально справедливым, потому что пропуск одной-двух игр особо ничего не меняет.
И еще: какой должна быть формула финала? Начинать со среднего балла лучших игр? Или лучше с одного результата в абсолютной игре? Какой вариант тебе кажется идеальным?
— Я не так много об этом думала. Мне кажется, что слишком много игр — это перебор, то есть десять многовато. Думаю, лучше всего семь и восьмая финальная. Но это мои личные ощущения.
— А сейчас ты играешь в онлайне или только в офлайне?
— Раньше я много играла в онлайне в разные индивидуальные игры. Те, где нужно примерно за пару дней в удобное время пройти раунды. Например, Ира (potter.today) делала много таких игр, ее «Битвы» запомнились.
Сейчас мой интерес к такому формату немного угас. Играю, но без былого азарта. Уже не так интересно, но при этом почему нет? Вдруг там будет что-то крутое. Плюс прокачка.
А вот играть в «Свою игру» онлайн интересно. Это мне нравится.
— А часто бывает такое, что ты приходишь на офлайновый квиз и там значительную часть вопросов берешь просто за счет наигранности, за счет того, что это миллион раз все авторы спрашивали?
— Случается такое.
— И достаточно часто?
— Да регулярно. Бывает такое, что спрашивают то, что я и сама спрашивала уже. Понятное дело, что такие случаи неизбежны в любой теме.
— Мне в этом смысле как раз интересно, что ты спрашиваешь, а что нет, ведь скоро пройдет квиз «Гарри Поттер. Пошлый». Мы-то в Москве уже отыграли наш пакет и 17 февраля будем играть в Питере, а твой пакет, как я понимаю, 14 февраля в первый раз играется в Петербурге.
— Мне самой интересно. Возможно, я что-то повторила из того, что уже было, но я действительно не помню. Когда-то несколько лет назад отыгрывали «Смузи», там были классные вопросы. Надеюсь, что пакет будет отличаться.
И даже если я написала такой же вопрос, какой уже был, — это потому, что я его не помню. Все эти поводы... Ты сразу делаешь стойку, видишь, что это именно 18+. Ага, вот здесь и вот тут, еще вот это можно спросить. Понятное дело, что другие люди, которые пишут игры, тоже это видят.
Продолжение следует...
________________________
Будем рады видеть вас на наших играх🧡
Ознакомиться с расписанием и записаться на квизы можно на сайте https://bubo-quiz.com