Найти тему
КОСМОС

Почему Советский Союз, опережая Штаты в космических технологиях, не смог отправить человека на Луну?

Оглавление

Внутри программы пилотируемой лунной посадки Советского Союза

В 1960-х годах Советский Союз и Соединенные Штаты находились в острой конкуренции в космосе. В плане аэрокосмических технологий Советский Союз был далеко впереди, достигнув множества значительных достижений: от первого искусственного спутника Земли, Спутника-1, в 1957 году, до беспилотного аппарата «Луна-5» в 1965 году и лунного ровера Луноход-1 в 1970 году.

К сожалению, к моменту распада Советского Союза, ему так и не удалось отправить астронавтов на Луну. 21 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг, находясь на борту «Аполлона-11», успешно приземлился на Луне и стал известен как «первый человек на Луне». След Армстронга на лунной поверхности также ознаменовал американцев как окончательных победителей в этой лунной гонке.

-2

Это удивительно, учитывая, что в тот период Советский Союз был на равных с Соединенными Штатами в аэрокосмических возможностях. Почему советские так и не осуществили пилотируемую посадку на Луну? Фактически, лунная гонка между Советским Союзом и Соединенными Штатами была не только соревнованием технологической и промышленной мощи, но и битвой политики и идеологии. Это делает причины неудачи Советского Союза в отправке человека на Луну сложными и многогранными, заслуживающими глубокого размышления.

-3

Начало с опозданием

12 сентября 1962 года президент США Джон Ф. Кеннеди произнес свою знаменитую речь «Мы выбираем полет на Луну», заявив: «Мы выбираем полет на Луну не потому, что это легко, а потому что это трудно». В то время советский лидер Никита Хрущев не проявлял интереса к соревнованию с США в «лунной гонке». Хрущев больше интересовались межконтинентальные баллистические ракеты, чем Луна.

-4

Только в 1964 году Советский Союз официально начал свою «пилотируемую лунную программу», но к тому времени США уже ускорили свои усилия в пилотируемых лунных посадках, опередив Советский Союз на целые три года.

Хаос в управлении

Позднее начало было не единственной проблемой, и уж точно не самой критичной. Система управления советской оборонной промышленности также находилась в беспорядке. В отличие от централизованного, иерархического стиля управления NASA, советская космическая промышленность напоминала социалистический «конкурентный рынок», на котором различные конструкторские бюро соперничали друг с другом.

-5

Управление было децентрализовано, и различные конструкторские бюро обладали разной областью экспертизы и технической мощью. Отсутствие сотрудничества и обмена информацией между этими бюро приводило к дублированию усилий и расточительству ресурсов. Однако самой серьезной проблемой была коррупция в системе советской бюрократии. Некоторые высокопоставленные лица использовали свои должности для вмешательства в ход проекта, часто отодвигая технологическое производство на второй план после политических и административных вопросов.

-6

Пока США сосредотачивали свои усилия на программе «Аполлон», внутренние конфликты и противоречия охватили Советский Союз.

Нерешительность среди множества предложений

На ранних этапах советской пилотируемой лунной программы советским лидерам были представлены три различных дизайна ракет. Эти предложения поступили от разных конструкторских бюро: ракета Н-1 Сергея Королева, ракета УР-700 Владимира Челомея и ракета Р-56 Михаила Янгеля.

-7

Конкуренция была особенно острой между Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем, превратившись в выбор между двумя вариантами. 3 августа 1964 года советские лидеры приняли решающее постановление о «Исследовании Луны и космического пространства», ставшее вехой в советской пилотируемой лунной программе. Однако постановление предложило использовать ракету Челомея УР-700 для миссии на лунную орбиту в первую очередь, а затем ракету Королева Н-1 для высадки космического аппарата ОКБ-1 на Луну.

-8

Это решение о преследовании как «лунной орбиты», так и «лунной посадки» отражало трудности советских властей с отказом от любых вариантов. Хотя орбитальные полеты и посадки на Луну являются различными фазами, они оба являются частью лунной посадочной программы. Это решение фактически разделило программу пополам, приводя к конфликтам между двумя конструкторскими бюро из-за их независимости и отсутствия эффективного механизма координации.

-9

Это разделение привело к серьезным техническим проблемам и хаосу в управлении во время разработки, вызвав множество сбоев и задержек. Несмотря на эти многочисленные проблемы, Советский Союз продолжал настойчиво продвигать свою пилотируемую лунную программу.

Личное соперничество

Помимо нерешительности среди различных планов, личные соперничества и враждебность между советскими конструкторами также мешали программе лунной посадки. Основное соперничество происходило между Сергеем Королевым и Валентином Глушко, оба выдающиеся фигуры в советской космической программе, игравшие значительные роли в ее развитии.

-10

Их отношения, начавшиеся в начале 1930-х годов, перешли от сотрудничества к напряженности и в конечном итоге к открытой враждебности. Расхождение в их технических философиях усугубило это — Королев акцентировал внимание на деталях и практичности, сосредоточиваясь на реальных возможностях техников, в то время как Глушко ценил высокоуровневое принятие решений и выступал за использование политических средств для продвижения космических программ. Этот идеологический разрыв привел к тому, что Глушко получил больше поддержки в советском правительстве, что укрепило его позицию в принятии решений по космическим инициативам.

-11

Их вражда усугубилась, когда Королев был арестован в 1966 году по обвинению в шпионаже, обвинение, повлиянное доносом Глушко. В политической обстановке Советского Союза того времени такие тактики были обычным делом. Хотя Хрущев несколько раз пытался примирить их разногласия, ему это не удалось.

-12

Однако факт вмешательства Хрущева в личные споры конструкторов показывает его значительную озабоченность и внимание к советской космической программе.

Технические проблемы

Путь Советского Союза к пилотируемым лунным посадкам был изобилующий трудностями. Когда Королев неожиданно умер в 1966 году, это усугубило проблемы, с которыми уже столкнулась и без того трудная лунная программа. В результате разработка ракеты Н1 была передана его помощнику Василию Мишину.

-13

Мишин, который стал главным конструктором ракеты Н1, обладал обширным опытом и знаниями в области космоса. К сожалению, ему не удалось добиться успеха с ракетой Н1, которая столкнулась с огромными конструктивными и техническими проблемами. Ракета использовала 30 двигателей НК-15 для питания тяжелого носителя. Хотя они обеспечивали высокую тягу, они представляли несколько технических проблем: достижение синхронизированного управления, снижение веса и повышение надежности были среди ключевых задач.

-14

В отличие от ракет американской программы «Аполлон», которые использовали двигатели на жидком водороде и жидком кислороде, они лучше справлялись с точки зрения тяги и эффективности. Ракете Н1 требовалась сложная система управления для успешного выхода на орбиту, но из-за отсутствия в Советском Союзе передовых компьютерных технологий и возможностей программной инженерии они никогда не смогли разработать достаточно точную и стабильную систему управления.

-15

Все эти технические вызовы требовали непрерывных исследований и испытаний со стороны Мишина и его команды, но советское правительство не предоставило им достаточно времени или ресурсов для завершения задачи. Столкнувшись с такими сложными техническими вызовами в такой ограниченный срок, успешные испытания становились практически невозможными, и исход был предсказуем: ракета Н1 потерпела неудачу во всех четырех своих пусках.

-16

Четыре пуска, четыре неудачи

Первый испытательный пуск 21 февраля 1969 года столкнулся с неудачами как первой, так и второй ступени двигателей, что привело к уничтожению ракеты Н1. Второй испытательный пуск 3 июля 1969 года привел к крушению ракеты менее чем через две секунды после старта — интересно, что это произошло в тот же месяц, когда Армстронг приземлился на Луне.

-17

Третий испытательный пуск 26 июня 1971 года привел к успешному взлету ракеты и выходу на орбиту, но вскоре после запуска произошел сбой в двигателе, что привело к очередному крушению. Последний испытательный пуск 23 ноября 1972 года первоначально проходил успешно, но структурные неудачи около орбиты привели к крушению ракеты Н1.

-18

Вскоре после этих неудачных запусков, 7 декабря 1972 года, Соединенные Штаты завершили миссию «Аполлон-17», отметив конец программы «Аполлон» одиннадцатым пилотируемым полетом и последней посадкой на Луну. С учетом того, что США явно выиграли «лунную гонку», продолжение советской лунной программы уже не имело смысла. В результате советская лунная программа была приостановлена в 1972 году и официально отменена в 1974 году.

-19

Недостаток финансирования

Помимо технических, управленческих, политических и временных проблем, советская лунная программа постоянно сталкивалась с критической проблемой: недостатком финансирования. Космические исследовательские миссии обычно требуют значительных финансовых вложений. Без достаточного финансирования организация посадки на Луну была невозможна. В то же время Советский Союз также участвовал в гонке вооружений и внутреннем экономическом строительстве, что отвлекало необходимые ресурсы от пилотируемой лунной программы.

-20

Кроме того, некоторые старшие советские военные чиновники предпочитали инвестировать в стратегические и военные планы, активно продвигая разработку межконтинентальных баллистических ракет и ядерного оружия, на что также требовались значительные средства. Некоторые чиновники даже считали достижение пилотируемых лунных посадок тщетным усилием, расточительством ресурсов и были не готовы выделять значительные средства на лунную программу.

-21

Таким образом, постоянная проблема недостаточного финансирования делала советскую пилотируемую лунную программу чрезвычайно сложной и полной неудач.