Найти тему

Ребрендинг – перерождение или отказ от традиций?

Оглавление

НГУЭУ готовится к ребрендингу. Но что такое бренд, зачем он нужен и вообще – готов ли наш университет к смене своего образа? Рассуждаем с экспертами в нашем материале.

Бренд – это не только про одежду, гаджеты и продукты. У каждого университета есть свои узнаваемые логотип, слоган и фирменные цвета. Помимо этого, есть ряд ассоциаций и тезисов, которые приходят в голову при упоминании того или иного учебного заведения. Например, что вы представляете, когда слышите про Оксфорд? А в чем, по-вашему, разница между Гарвардом и региональным российским вузом? То, какие образы рождаются в воображении и есть влияние бренда университета.

Что такое бренд университета

Мы поговорили с заведующей кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Любовью Шадриной, чтобы узнать о феномене бренда университета.

- Бренд вуза – это устойчивый, узнаваемый, цельный образ и репутация учебного заведения, которые олицетворяют его ценности, качество образования и уникальные особенности, - рассказывает Любовь Шадрина. - Это своего рода впечатления, интуитивное восприятие, возникающее в сознании целевой аудитории при контакте с университетом. Успешный бренд вуза способствует привлечению и удержанию студентов, увеличению финансирования, а также поддержанию имиджа учебного заведения.

Примеры логотипов на конкурсе 1994 года.
Примеры логотипов на конкурсе 1994 года.

Бренд университета оказывает значительное влияние на множество аспектов:

1. Знакомство с уникальным стилем, ценностями, историей и репутацией университета оказывает существенное влияние на принятие решения о поступлении;

2. Отстройка от других университетов и смежных конкурентов создает естественные барьеры для конкурентов, отделяет свои образовательные программы от аналогичных образовательных программ конкурентов в глазах целевой аудитории и облегчает вывод на рынок новых образовательных продуктов;

3. Привлечение талантливых преподавателей, исследователей и партнёров, в том числе индустриальных, способствует усилению научных и практических достижений вуза.

Начальник отдела общественных связей Дмитрий Калинин отмечает, что бренд как совокупность смыслов формирует потребительское поведение целевой аудитории, что с его помощью идет «настройка» восприятия продукта целевой аудиторией. В этом смысле бренд оказывает влияние на выбор потребителей.

- Стоит отметить, это не что-то сиюминутное, что можно создать, купить, нарисовать и оно тут же начнет работать. Это совокупность смыслов вуза, которые формировались за все время его работы, и система коммуникационных сообщений и визуальных образов, которые эти смыслы транслируют. Это в идеале. Но 99% «айдентики» существующих ныне брендов и торговых марок никак не связаны с теми смыслами, которые пытается транслировать производитель, - рассуждает Дмитрий Калинин.

Рано или поздно у большинства компаний появляется необходимость изменить имидж, то есть провести ребрендинг. Такое решение может быть связано с изменением концепции, модернизацией дизайна или слогана, а также с желанием привлечь внимание новых партеров и аудитории к компании.

- Ребрендинг университета — это сложный и многогранный процесс изменения имиджа и стратегии с целью укрепления позиций и улучшения бизнес-показателей. Он может укрепить отношения между брендом университета и потребителем образовательных услуг, усилить бренд, его дифференциацию и привлечь новых потребителей, - комментирует Любовь Шадрина.

Таким образом, ребрендинг это изначально положительное изменение концепций и/или визуального оформления компания для её развития.

Студенты создают бренд вуза

Последний ребрендинг у Новосибирского государственного университета экономики и управления был 30 лет назад, в 1994 году. Тогда учебное заведение только поменяло свой статус и название на Новосибирскую государственную академию экономики и управления, поэтому остро встал вопрос о новом логотипе. В стенах НГАЭиУ решили провести открытый конкурс на эмблему образовательного учреждения. Победителю обещали вознаграждение – 100 тыс. рублей (литр молока в 1994 году стоил 740 рублей).

Вариант эмблемы, 1994 год, автор Ирина Быстрова
Вариант эмблемы, 1994 год, автор Ирина Быстрова

Десятки человек предложили свои варианты графического образа эмблемы НГАЭиУ. Среди участников были не только студенты. Так, целых 8 вариантов предложила Ирина Быстрова, одиннадцатиклассница из Финансово-экономического лицея №5.

Свои проекты для эмблемы вуза предлагал и вахтер учебно-спортивного корпуса №3, ветеран войны и труда Ефим Сусарев. В музее истории вуза хранится папка со всеми вариантами логотипов от конкурсантов. Там можно найти краткое описание работ, в том числе и варианта Ефима Сусарева: «Карта России, окантована зубцами шестерни и колосом хлебного злака – символ вуза и его связи с промышленностью и сельским хозяйством. Внизу книга и техсредства в управлении экономикой».

Вариант эмблемы, 1994 год, автор Ефим Сусарев
Вариант эмблемы, 1994 год, автор Ефим Сусарев

По итогам заседания конкурсной комиссии ни один из предложенных вариантов не приняли в качестве нового логотипа: «Комиссия рассмотрела каждый из представленных проектов эмблем и отметила, что большинство проектов содержат сложные детали и не отвечают требованию положения о предназначении эмблемы».

Нужен ли ребрендинг НГУЭУ?

В 2004 году согласно решению Государственного комитета РФ по высшему образованию академия получила статус университета и НГАЭиУ была переименована в НГУЭУ. Несмотря на изменение статуса, учебное заведение не стало проводить ребрендинг, а лишь изменило логотип: вместо буквы «А» появилась «У».

За 30 лет смысловое позиционирование вуза кардинально изменилось. Это связано как с внешней парадигмой развития региона и страны в целом, так и с новыми концепциями развития университета.

- Предпринимательский университет, региональный центр оценки компетенций, интеллектуальная биржа, НГУЭУ как пространство возможностей и так далее – эти новые детерминанты должны учитываться в «айдентике». Сейчас мы находимся в такой ситуации, что вуз создает множество новых смыслов, которые не подтверждаются «айдентикой» и коммуникацией. Мы как бы переросли своё одеяло, из-под него уже торчат ноги, - рассказывает Дмитрий Калинин.

-4
Логотипы НГАЭиУ, 2002 год
Логотипы НГАЭиУ, 2002 год

С необходимостью ребрендига согласен и студенческий ректор НГУЭУ. Александр Зименс считает, что помимо влияния на привлекательность вуза для общества, новый бренд также может сплотить студентов вокруг университета.

- Текущий дизайн-код требует изменения, дополнения новыми смыслами. Прошло много времени, студентам хочется чего-то свежего, обновлённого. Это естественный процесс. Это развитие университета, - объясняет Александр. - Хороший ребрендинг может повысить привлекательность университета в глазах абитуриентов, а для нынешних студентов это может стать глотком свежего воздуха.

Любовь Шадрина также убеждена, что бренд НГУЭУ пора обновлять, потому что визуальный стиль устарел, изменилась целевая аудитория и появились новые форматы коммуникации с аудиторией. Кроме того, необходимо перепозиционирование, потому что у университета есть стратегия предпринимательского вуза, чему бренд должен соответствовать. Несмотря на то, что Любовь видит потребность в ребрендинге, она считает, что пока вуз к таким серьезным обновлениям не готов – для этого должны произойти фундаментальные изменения в организационной структуре, корпоративных ценностях, и должен обновиться подход к организации образовательного процесса.

- На данном этапе мы готовы только к рестайлингу, положительные эффекты от которого могут быть разнообразными. Сейчас наша основная задача - усилить бренд университета, более четко показать нашу уникальность и позиционирование, - делится мыслями Любовь Шадрина. - Безусловно важным фактором успешности бренда является показатель осведомленности. Критериями могут служить глубина - как легкость узнавания и запоминания бренда, и ширина - как частота вспоминания одного бренда при наличии множества других. Сейчас происходит путаница, НГУЭУ путают с другими университетами.

В качестве возможных положительных последствий от смены дизайна заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ выделяет:

1. Усиление эффекта бренда через позитивное восприятие предпринимательского университета;

2. Поведенческий эффект за счет четкой системы формирования лояльности;

3. Экономический эффект за счет увеличения марочного капитала бренда;

4. Повышение набора студентов по рыночным ценам на образовательные программы;

5. Запуск исследовательских проектов и многое другое.

Действующая эмблема НГУЭУ
Действующая эмблема НГУЭУ

Кто будет заниматься ребрендингом НГУЭУ?

Студенческий ректор предполагает, что принять участие в процессе изменения имиджа университета студенты могут в сотрудничестве с отделом общественных связей. Особенно Александр выделяет ребят, которые учатся на направлениях рекламы и социологии, потому что они могут проводить социологические опросы среди студентов и выборки по ним.

- Студенты неотъемлемый, ключевой элемент университета. Они делают вуз таким, какой он есть, поэтому именно они должны привнести своё видение в процесс ребрендинга и определения облика университета, - считает Александр Зименс.

Начальник отдела общественных связей согласен с мнением Александра. Дмитрий Калинин считает студентов важнейшей аудиторией вуза, которая должна участвовать в ребрендинге. И это уже осуществляется: студенты нархоза приняли участие в маркетинговом исследовании, что помогло определить конкретные направления работы по актуализации бренда вуза.

- Помимо участия в маркетинговом исследовании, студенты смогут принять участие в обсуждении вариантов «айдентики». Но, самое главное, - студенты смогут принять участие в реализации тех смыслов, которые мы закладываем в позиционирование вуза. Но об этом вы узнаете чуть позже, - говорит Дмитрий Калинин.

А как считаете вы, нужен ли НГУЭУ ребрендинг? Делитесь своим мнением в комментариях