Пролог.
Духовная жизнь, искусство, литература
построены на способности восприятия
тонких нюансов. Поэтому чтобы понять это
нам следует не только постигать через свой
собственный опыт, но и пользоваться
опытом других, более опытных, чем мы.
Дорогие преданные,
Я знаю, что многие из вас не так давно присоединились к Миссии и стремятся следовать руководству вайшнавов. Но «цепь ученической преемственности» необходимо понимать как целостное понятие. С обычной точки зрения слово «цепь» обозначает когда одно звено соединяется с другим, но при этом цепь остается подвижной и гибкой. Может быть и так, что в одну цепь сплетаются звенья с разных сторон, но они связаны друг с другом и поэтому являются единым целым. Рупа Госвами призывает нас сотрудничать с преданными, которые близки нам по духу. Следует помнить, дух преданности, умонастроение — это очень тонкое, но вполне конкретное состояние. Поэтому в Шри Чайтанья Сарасват Матхе мы следуем эксклюзивной линии настроения Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева. Мы не пьем воду из чужих колодцев, поскольку лишены способности различать тонкие грани. Когда мы вырастем духовно и обретем духовный вкус, у нас будет некая способность различать, и тогда мы поймем насколько мы удачливы, что следуем Сознанию Кришны именно в этой линии, а не в какой-то другой. В Гаудия-движении существуют разные учителя, но не следует думать, что они одинаковые. Шрила Гуру Махарадж говорил: «градация существует во всем». Именно учение о градации лежит в основе проповеди Шрилы Гуру Махараджа. Но классическая ошибка неофита, будь он водитель или аквалангист, думать, что он уже постиг все тайны мастерства и начитался много книжек. Рупа Госвами предупреждает нас — подлинное бхакти лежит за пределами гьяны и кармы. И неофиты в какой-то момент могут стать жертвами кармы или гьяны. С другой же стороны, если преданный полностью предался своему духовному учителю маха-бхагавате, то он может легко превзойти стадию мадхьяма адхикари ибо его служение обладает безупречной верой. Таким образом святые говорят о том, что бхакти, которое очень трудно обрести, обретается благодаря шаранагати — полному преданию себя. В своей «Прапанна дживанамрите» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что даже тот, кто не может воспевать святое имя без оскорблений (думаю, мы все к этому относимся) тем не менее может обрести прибежище Господа лишь благодаря шаранагати. Но Господь не глупец, Он определяет степень нашего предания по тому, насколько мы принимаем Гуру, шастры и вайшнавов.
Тогда возникает вопрос кто такие вайшнавы, ведь Махапрабху сказал: «любой, кто произнес Имя Кришны является вайшнавом». Следуя учению наших учителей о градации, мы должны задать себе вопрос, о каком качестве Святого Имени идет речь у Махапрабху. Ведь кто-то может работать на рамном заводе и каждые пять минут произносить слово «рама», но это лишь нама-апарадха или, в лучшем случае, намабхас. А кто-то может читать по 64 круга в день, но его воспевание лишено веры и качеств. Как говорил Шрила Гуру Махарадж — стрельба холостыми патронами. В одной из своих замечательных лекций Шрила Гурудев очень четко объясняет чем мы отличаемся от сахаджиев и псевдовайшнавов. Псевдовайшнавы, как ни странно, верят в себя, верят что их несовершенная поверхностная практика, основанная на заключениях ума и опыте чувств, и есть глубокая духовная жизнь. Тогда как мы верим в то, что в каком бы низком положении мы ни находились, мы должны обрести служение и связь со святыми. Поэтому на воротах Матха написано: «пуджала рага патха гаурава бханге», что следует понимать как: «мы будем поклоняться этому высшему плану бытия издали и не пытаться поставить себя в один ряд со святыми». Как сказал Махапрабху: постараться стать слугами слуг – «даса даса анудасах». Величайшая гордыня — попытаться присвоить себе положение вайшнава, имитировать его поклонение. Так Шрила Гурудев объяснил нам нашу подлинную позицию.
Теперь возникает вопрос, почему не Нарайан Махарадж и его последователи? Казалось бы, все так похоже? Ответ: потому что детям родители не показывают эротику. Пока дети не станут совершеннолетними их не вводят в отношения взрослых. Очевидно, что Нарайан Махарадж еще в молодости был заражен вирусом сахаджии. Оставив своего Гуру, он пошел искать истину во Вриндаване и нашел ее в лице вриндаванских сахаджиев. Позже он вернулся в Гаудия Матх, но вирусы сахаджийской проповеди проросли. Поэтому Нарайан Махарадж — наглядный пример того, как умонастроение портит все. Как в пословице — бочку меда можно испортить ложкой дегтя. Это не мое мнение, это заключение Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Поэтому я не буду комментировать дальше.
Теперь: что нам делать с преданными других братских матхов? Гурудев всегда говорил: «вы можете общаться с теми, кто не оскорбляет вашего Гуру». За двадцать лет общения со Шрилой Говиндой Махараджем мне не вспоминается, чтобы преемники братьев в Боге Шрилы Шридхара Махараджа активно общались с Шрилой Гурудевом. А тем более он не призывал нас странствовать по матхам чтобы обрести благословения всех гаудия-вайшнавов, большая часть из которых настроена достаточно ортодоксально и воспринимает западных последователей лишь как источник щедрых пожертвований. Также известно, что они часто подвергали критике Шрилу Прабхупаду. Поэтому мы относимся к ним с почтением на расстоянии. Есть и другая, более объективная причина: мы не можем сравнить их проповеднические идеи по ценности с идеями Шрилы Шридхара Махараджа и Гурудева. Никто из них не может сказать: «я объяснил теорию субъективной эволюции сознания или Шри Кришну как динамическую концепцию». Безусловно все они знают много шлок и глубоко знакомы с Писаниями гаудия-вайшнавов. Но тем не менее мы видим, что духовное наследие нашей Миссии уникально и мы будем последними глупцами, если придя в Миссию, вместо того, чтобы глубоко осознать свои сокровища, будем ходить по чужим семьям в поисках еды и не принимать пищу которую с любовью приготовили нам отец и мать. Хочу сказать в целом, что наши двери всегда открыты для преданных гаудия-вайшнавской миссии и ИСККОН, а наши спины всегда склонены перед их ачарьями и наставниками, но мы также храним верность своей традиции не как фанатики, а как искренние ученики. Если честно, то такое умонастроение присутствует лишь только у некоторых последователей нашей Миссии. С другой стороны нужно помнить что мы неофиты на пути к безграничному и избежать ошибок нам позволит искреннее общение с теми, кто близок нам по духу и является нашим подлинным другом. Наши Гуру и наставники подобны нашим родителям: иногда они ругают своих детей, но не для того чтобы причинить им боль, а чтобы спасти и уберечь. В конечном итоге речь идет о вере и так устроен мир, что мы должны кому-то поверить и довериться.
У гордыни есть множество разных форм: одна из них — испытывать гордыню от того, что в тебе нет гордости; другая — стремиться спасти все человечество (как в голливудском кино). Такие идеи, как “всемирное вайшнавское братство”, “получать наставления от всех”, являются проявлениями нашей неофитской гордыни. Для начала нам стоит разобраться с собой, а уже потом бросаться спасать мир. Мы должны верить в наших наставников. Если мы будем метаться от учителя к учителю, то останемся у разбитого корыта. Как яркий пример: все те, кто пытался становиться санскритологами, как правило, уходили в маяваду или сахаджию. Некоторые учились находить орфографические ошибки в переводах Прабхупады, но это лишь показало насколько они близоруки. Основное название философии Шри Чайтаньи Махапрабху — Ачинтья бхедабхеда таттва, одновременное единство и различие. Даже в духовном мире существуют разные группы слуг Господа и зачастую между ними происходит конкуренция. Это не значит, что мы должны сидеть спустя рукава и тратить свое драгоценное время на критику других вайшнавов. У нас есть наша Миссия и мы должны потратить свою жизнь на продвижение духовных идей наших учителей. Кто-то может сказать: Авадхут Махарадж написал очень сектанское письмо, он явно хочет рулить, причем в одиночку, он просит людей избегать продвинутых вайшнавов. Такому человеку я могу ответить так: а где твое мерило продвинутости того или иного вайшнава? До какой степени ты обладаешь способностью различать со смирением как Шрила Санатана Госвами, который кланялся каждому входящему во Вриндаван? У меня нет такого смирения, а тем более качеств, но я хочу удовлетворить моего Гуру и только поэтому принял служение Ачарьи. У меня тысячи несовершенств, но мой Гуру любит меня, также, как я должен любить всех преданных к которым адресовано это письмо. Надеюсь, оно не вызовет негативных реакций как в среде преданных нашей Миссии, так и в других.
Ваш слуга,
Свами Б. Б. Авадхут