Из письма Шрилы Авадхута Махараджа, где он отвечает на вопрос о природе Гуру.
Есть два типа душ: обусловленные и освобождённые. Освобождённые души называются сварупа-шакти: те, кто находятся под влиянием хладини-шакти (энергии наслаждения и удовлетворения Господа) и действуют в рамках кришна-ану-шиланам, удовлетворяют Кришну. Позиция ученика — верить именно в то, что Гуру не является садхана-сиддхи (достигшим совершенства во время духовной практики) или крипа-сиддхи (обретший милость вайшнава), но вера ученика должна быть такова: мой гуру — нитья-сиддха, вечно освобождённая душа. Почему? Потому что если кто-то может быть одержим духами или действовать как зомби на низшем плане, исполняя волю низшей энергии, то совершенно очевидно, что кто-то может исполнять высшую волю, одержимый высшим духом. Чтобы правильно понять термин одержимый, следует понимать, что в сердце пребывает душа и Господь (параматма, сверх-душа) и в силу того, что душа предалась Господу и Господь использует её для своих целей, действуя через неё, мы не можем считать, что “Гуру это душа”. Душа — лишь инструмент, а милость проливает Сам Господь. Шрила Рупа Госвами потверждает эту фразу шлокой “но дикшам на ча сат-криям…” [процитировано в ЧЧ Мадхья 15.110], показывая нам, что в процессе посвящения ни время ни место ни обряд не имеют решающей роли, а что суть в том, что Господь Сам нисходит в транцендентном звуке в сердце ученика, используя посредничество учителя.
Такой принцип в интернете может быть понят как принцип провайдеров: есть маленькие провайдеры, есть большие, но все они связаны с источником и поэтому позволяют потоку информации проходить невероятные расстояния. Сам по себе провайдер ограничен, но если он подключен к определённой сети и обладает необходимым потенциалом определённой скорости и пропускной способности, то он является посредником между человеком и интернетом.
Это в теории. На практике даже провайдер может начать глючить и Шрила Шридхар Махарадж разбирает тему “Может ли Гуру ошибаться?”, ссылаясь на Мадхвачарью, Господа Брахму и других. Во время ошибки в Гуру проявяется его человеческая природа, но как несущий божественное знание и дающий просвящение, он полностью являет природу самого Господа. Поэтому писания предлагают нам не обращать внимания на внешние качества Гуру: он может не иметь академического образования или иметь телесные изъяны, но если через него идёт духовный поток, который пробуждает нашу веру и служение, нам следует видеть в нём представителя Господа.
В драматургии если герой имеет некоторые изъяны, например, он носит очки или физически слаб, но силён духом, это является неким украшением героя, ибо показывает, что его внутреннее содержание важнее, чем внешнее. А также говорит человеку: “Смотри, он герой не потому, что он идеален во всём, а он герой, потому что у него есть идеалы”.
В итоге, вспоминая Шрилу Говинду Махараджа, можно сказать: даже маха-бхагавата Вайшнава нелегко понять с мирской точки зрения. Поэтому в нашей Миссии есть прекрасная книга “Шри Гуру и Его Милость” и я буду очень рад, если ты изучишь её со всем вниманем. В итоге мы должны вести внутренний диалог Гурудевом и думать как удовлетворить Его, Кришну и Вайшнавов. Это наша самая главшая пища, которой мы будем кормить нашу веру.