Я снова набрал комиксов из Публичной библиотеки, но в этот раз попытаюсь отчитываться о прочтении отдельными постами. Сегодня поговорим о комиксе "Юбер" за авторством Бена Хейсеманса.
Есть такая книга Джулии Кэмерон "Путь художника". В целом это книга разряда "помоги себе сам". Курс упражнений, направленных на саморефлексию и поиск вдохновения. Всё это я рассказываю к тому, что там я почерпнул термин "художественное свидание". Предполагается, что художник — в широком значении, творец — будет периодически, хотя бы раз в неделю, совершать вылазки к некоему искусству, чтобы приголубить своего внутреннего художника и дать ему пищу для музы.
Юбер, герой одноимённого комикса — мужчина неопределённого возраста, что-то между 35 и 50. Непонятно, кем он работает, но для себя он занимается рисованием. И часто-часто ездит из родного Брюсселя в Париж, чтобы насладиться картинами и скульптурами в музее Орсе. Его уже знают местные работники, настолько часто.
Он ходит среди картин, разглядывает напряжённо нарисованные и выточенные лица, а потом отправляется домой. Там он рисует выборочные репродукции и... поглядывает в окно. В доме напротив девушка ухаживает за растениями в горшках, вывешенных за окно. И... такова рутина Юбера. по крайней мере, в первой половине комикса.
Комикс очень медитативный, и сам будто одно большое свидание с искусством. Вместе с Юбером мы разглядываем работы, перерисованные автором под свой стиль. Вглядываемся в немой укор картин.
Сюжет здесь как будто в дополнение, аппендикс. Ну вырос и вырос, не вырезать же просто так. Кроме того. он неочевидный. Вероятно, Юбер как раз по профессии художник, который переживает художественный блок. И его визиты в музей Орсе это попытка поймать ускользнувшее вдохновение. Конец, кстати, двойственен, можно поспорить, поймал ли Юбер удачу за хвост.
Весь предыдущий абзац является моими инсинуациями. Это я "вчитал" этот сюжет в комикс. Есть ли он там на самом деле? Как знать. Но нарисовано красиво. Очень спокойный стиль, выдержанный. Упрощающий одни вещи — например, у Юбера в большинстве кадров нет глаз, лишь очки — и сложно передающий каждую из картин, которые Юбер разглядывает.
Немало репетативных кадров, когда ничего как будто не происходит — иногда и в самом деле кадры-дубли, а где-то что-то изменяется, но надо приглядеться, чтобы заметить.
Отчасти можно упрекнуть комикс в некотором высокомерии. Это история об утончённом человеке и его утончённых проблемах. Мне вот ещё пару лет назад было вообще невдомёк, зачем одну и ту же выставку работ посещать второй раз. Ты же уже видел эти картины, эти скульптуры. Зачем?
Но тут как и с многим другим искусством. Другое настроение, другой возраст, другой контекст задаёт другое восприятие работ. Да, ты уже подходишь к полотну, как к старому знакомому. И потому в этот раз замечаешь детали, видишь другие нюансы. Интерпретируешь их по другому, на новый лад.
В общем, интересный комикс. Дающий пищу для ума. Даже не столько для ума, сколько для чувства прекрасного, так что ли. Если выспренно, для души, для внутреннего художника.
Комикс вернётся в библиотеку, надеюсь, в течение ближайшего времени.
И напоминаю, что если вам нравятся подобного рода рецензии, поддержите их монетой на Бусти. Так я пойму, что и впрямь следует не только ролики пилить.