Наличие большой (4 +м) лодки и мотора мощностью 30 + л.с. предполагает наличие дистанционного управления. Можно обходиться и румпелем, но практика судовождения, показывает, что это небезопасно, а на больших дистанциях, к тому же и очень утомительно.
В общем, “рулить рулём”, куда как предпочтительнее.
Рулевая система дистанционного управления.
Самой простой, и можно сказать базовой, схемой д.у. ПЛМ является однотросовая механическая система, состоящая из руля (штурвала), установленного на валу рулевого редуктора и рулевого троса, на конце которого закреплен рулевой рычаг, в свою очередь,прикрепленный к специальной рейке в нижней части поддона лодочного мотора.
Вращательное движение штурвала (рулевого колеса) преобразуется в возвратно-поступательное движение троса, обеспечивающего поворот двигателя под нужным углом.
Редуктор, как правило, представляет собой «зубчатую» передачу, контактирующую с наконечником троса, а оболочка крепится к корпусу редуктора, тем самым создавая упор. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Упорную функцию, опять же, выполняет рубашка троса, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая фиксируется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть выполнен различными способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя — к струбцине мотора или к транцу.
Трос для дистанционного управления лодочным мотором подбирается по следующим параметрам.
● Категория троса - маркировка M-58 говорит нам о том, что трос предназначен для работы с ПЛМ мощностью до 55 л.с. (для неглиссирующих судов) и до 30 л.с. (для глиссирующих судов), M-66 подходят для работы в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов с мощностью до 140 л.с.., на более мощных моторах, нужно использовать гидравлическую рулевую систему. М-66 могут соединяются посредством системы стопор-паз, хотя резьба конечно же надёжнее.
● Рабочая длина троса рассчитывается как сумма длины от центра рулевого редуктора до борта лодки (А), длины вдоль борта лодки (В) и половину ширины транца (С). Изгиб на 90 градусов требует уменьшает сумму на 10 см, а если трос крепится непосредственно к двигателю, то прибавляем ещё 30 см (А+В+С+0.3)м. Длина в футах определяется из расчёта 30 см в 1 ф, а округления дробных чисел производятся в большую сторону.
В стандартную комплектацию рулевого д.у. входят рулевое колесо, редуктор и трос. Например - рулевой комплект (редуктор YK7-A / трос M66-13FT / руль 161D) (N-Flex), подходящий для моторов до 150 л.с. включительно. Подбор рулевого рычага и опорнай пластины - дело индивидуальное для каждой модели ПЛМ. Также, на рулевом рычаге, как правило, устанавливается рулевая тяга, которая позволяет изменять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель.
В общем, переходим к следующей составляющей “дистанции” для лодочного мотора.
Дистанционное управления реверсом и дроссельной заслонкой.
Достаточно очевидно, что пост управления (консоль) должен обеспечивать не только изменение движения судна, но и его скорость, а также режим заднего хода. Каждая из этих функций реализуется посредством отдельного тросика, сопрягаемых с управляющим блоком (командером) и соответственно, с управляемым ПЛМ.
Длина троса газ - реверс определяется как расстояние по борту от контроллера до середины транца (для одного ПЛМ) + 90 см для создания петли, обеспечивающей отсутствие критических изгибов в тросе при повороте мотора.
Д.у. газ - реверс лучше выбирать из рекомендованных производителем. Например, комплект Yamaha 703 New (С кнопкой гидроподъема) (Толкающая) (10Pin) (PWB), обеспечивает дистанционный запуск мотора, управление тримом и, естественно, газ - реверс, а главное - “заточен” именно под “Yamaha”.
Друзья, мы рассмотрели относительно простую, но при этом эффективную схему дистанционного управления подвесным лодочным мотором. В зависимости от класса судна и потребностей судовладельцев, возможна установка дополнительных консолей (постов управления), систем автопилотирования, дополнительных моторов и т.п., что требует уже более сложных решений в плане дистанционного управления лодочными моторами. Обращайтесь к нам за консультацией - поможем всем, чем сможем.
Есть материал вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Оставляйте интересные темы в комментариях, мы постараемся подготовить для них материал.
Всем здоровья и 7 футов под килем.