Датский обозреватель АЛЛАН ВОКСТРУП прочитал книгу Саймона Шустера о Зеленском и решил, что она является препарацией основной информации о войне на Украине, которую западные граждане получают через СМИ. Полностью объективных страниц в книге датчанин не нашел, поэтому решил, что написали ее по заказу распадающейся украинской власти
Владимир Зеленский – от комика до гномика
Вот она – книга о президенте Украины, подаваемого сегодня как поборника западной демократии, бастиона и камня преткновения для российского Владимира Путина, который – согласно официальной версии на Западе – движим автократическими империалистическими амбициями. Книга представляет собой куб из 461 страницы, включая источники и указатель, а также 16 страниц с иллюстрациями. Она разделена на пролог, четыре части по 22 главы и эпилог. Отчет о победоносной российской войне в хронологическом порядке охватывает период с 24 февраля 2022 года по декабрь 2022 года с отдельными вставками о выборах 2004, 2010 годов, революции на Майдане 2014 года и Минских соглашениях. Книга в основном представляет собой строки прямой речи.
Автор — Саймон Шустер, родившийся в 1983 году в Москве и являющийся сыном русской и украинца. Когда Шустеру было семь лет, семья иммигрировала в США. В 2006 году Шустер вернулся в Москву в качестве журналиста и с тех пор пишет о России и соседних странах. На протяжении 17 лет он работал журналистом в России и Украине и большую часть времени писал для журнала Time.
«Моей главной целью в репортаже из Банковой (адрес здания правительства в Киеве) было изобразить победоносную российскую войну по мере ее развития, понять события, которые привели к российским победам, и рассказать, как Зеленский и его люди довели до этого мир».
Как мокрое мыло
Таким образом, книга ни в коем случае не является объективным отражением, но, похоже, это и не требовалось заказчикам. Они снабдили журналиста информацией, которая, по их мнению, ему необходима. Информация контролируется собственными интересами Киева в политической игре, которая ведется между администрацией президента, армией и СМИ. Таким образом, нельзя утверждать, что книга «искренняя», скорее она становится – хотя косвенно и слабо критикующей Зеленского – вкладом в продолжающуюся когнитивную войну: образ врага как очевидного зла. Сейчас мы, к сожалению, ближе к ядерной войне, чем когда-либо, а что Зеленский? В рассказах Шустера он так же неуловим, как кусок мокрого мыла под ванной.
«Когда Крым присоединился к России, кинокомпания Зеленского «Квартал 95» работала над несколькими проектами с российскими партнерами, включая многолетний ситком и продолжение романтической комедии. В последние месяцы своего пребывания в Москве, где он прожил шесть лет, Зеленский записал несколько сцен для еженедельного стендапа на Красной площади. Он старался сохранять позитивный вид, но виделось, что чувствовал себя преданным: "Я пишу здесь из сердца России, - сказал он, - если у нее еще есть сердце".
Я вспоминаю Джонатана Спанга, который в своей программе «Близко к истине» талантливо выбрасывает на политический ландшафт маленьких нахальных дурачков, не занимая при этом прямой позиции по какому-либо вопросу. «В конце 2014 года он прекратил всю свою работу в России по принципиальным соображениям. Это было катастрофой для его бизнеса. Позже он подсчитал, что доходы студии упали почти на 85 процентов после того, как она потеряла российский рынок».
Крым становится переломным моментом
Единогласное присоединение Крыма к России станет поворотным моментом для Зеленского: «Он принял это на свой счет. Для него Крым был такой же важной частью Украины, как и Киев. Его команда выступала там на протяжении всей своей карьеры, и его семья отдыхала там. За год до единогласного присоединения Зеленский и его жена купили летний дом в Крыму, и боль от того, что этот район стал российским, только усилилась, когда Зеленский увидел аплодисменты и признание, полученное Путиным от большинства крымчан, включая художников и деятелей сцены. знакомых Зеленскому по работе с самого начала своей карьеры. Подавляющее большинство их рассматривало единогласное присоединение Крыма к России как блестящий и бескровный акт мести украинским кукловодам на Западе».
Вернувшись домой из Москвы в Киев, Зеленский и его команда от безденежья стали выступать перед солдатами, сражающимися с защитниками русского мира на фронте в Донбассе: «Главным хитом программы была песня, в которой ясно выражено то, что он думает о революции (восстании на Майдане и свержении Януковича) и войне. В ней было несколько простых строк, которые обязательно вызывали аплодисменты: «Мы сказали России идти к черту». Но текст не был ни оптимистичным, ни тем более патриотичным. В песне революция 2014 года, которой на тот момент исполнилось всего несколько месяцев, описывалась как очередной случай массового соблазнения, не принесший ничего, кроме огромной боли и очередного «царства неумелых нулей». Песня была пощечиной новому президенту Украины Петру Порошенко, который только что пришел к власти. Но солдатам в зоне боевых действий это нравилось».
Президентская мечта прорастает
Именно во время таких шабашек на фронте в его штабе начинает зарождаться идея выдвинуть его на пост президента: «Через несколько месяцев после своих первых халтур на фронте он приступил к написанию сценария нового ситкома под названием «Слуга народа». Это стало его трамплином в политику. Шоу заставило Зеленского увидеть себя в роли президента. В первом эпизоде школьный учитель выходит из себя и разглагольствует о коррупции: «Сожгите кортежи! Откажитесь от льгот! Выбросьте эти чертовы виллы!» Один из его учеников записывает его напыщенную речь и выкладывает на YouTube. Клип стал вирусным незадолго до президентских выборов, что побудило избирателей включить его в бюллетени в качестве предпочтительного кандидата. Первый сезон с Зеленским в главной роли стал банальной историей политической Золушки: обычный дурак получает шанс возглавить страну, и он делает это лучше и честнее, чем вся ленивая, самообогащающаяся элита. В таких странах, как Украина, где иногда казалось, что коррупция — единственное, в чем правительство явно рубит фишку, персонаж Зеленского, которого сыграл Зеленский в «Слуге народа», не мог не сделать его иконой».
Создана партия «Слуга народа»
В 2017 году один из старых друзей Зеленского Иван Баканов создает политическую партию «Слуга народа», а в апреле 2018 года Зеленский решает баллотироваться от партии, чтобы победить на выборах президента. Фантастика переходит в реальность. «Вторжение изнутри» — это подзаголовок книги, выбранный тщательно, поскольку он сочетает в себе как минимум три значения:
Первое значение – гражданская война или попытка отделения Донецка и Луганска после Майдана/государственного переворота в 2014 году: Шустер подробно описывает рамки Минских переговоров и, что немаловажно, переговорную среду как в 2014, так и в 2021 году, где Германия (Меркель) и Франция (Олланд/Макрон) играли значительную роль, но ему не хватает – как и многим другим – для завершения картины описания роли, которую ЕС играл непосредственно до, во время и после отсоединения. Шустер не упоминает (и это, к сожалению, стало нормой в западной историографии), что министры иностранных дел Германии, Франции и Польши (при участии России) вели переговоры с Януковичем об аннулировании результатов выборов и проведении нового плебисцита. Тем временем должно было быть сформировано переходное правительство и восстановлена конституция 2004 года, которая давала президенту меньше полномочий, чем нынешняя. Мэр Киева Виталий Кличко, бывший чемпион мира по боксу, принял участие в этих переговорах, но не осмелился довести смысл сделки до протестующих на Майдане, которые затем захватили парламент и свергли Януковича. Как и Виталий Кличко, три министра иностранных дел ЕС тут же отреклись от соглашения. Таким образом, НАТО стало легче расшириться на восток, несмотря на то, что в то время членство в НАТО поддерживало лишь меньшинство украинцев. Когда Янукович отозвал заявку на членство в НАТО в 2010 году, это поддержало большинство украинцев.
С тех пор Меркель вынуждена была признать, что минские переговоры и не должны были увенчаться успехом, а использовались лишь для того, чтобы выиграть время для перевооружения украинской армии. В книге неясно, объясняли ли Зеленскому этот кидок Кличко-Меркель или он был вовлечен в эту игру в темную. В глазах Шустера Зеленский понимал, что и Меркель из-за «Северного потока-2», и Макрон поддерживали именно Путина на встрече, которая фактически происходила в Париже между Путиным и Зеленским. Бывший комик пожаловался Трампу на двух глав европейских государств. В конце концов, отказавшись от военной поддержки примерно на один миллиард крон, Зеленский по просьбе Трампа нашел компромат на Хантера Байдена для использования в предвыборной кампании против его отца.
Другое значение состоит в том, что с приходом Зелинского в политику происходит миграция людей и технологий из шоу-бизнеса в политическую сферу. Поскольку его самым реальным политическим обещанием было добиться прекращения огня в Донбассе, он должен был дистанцироваться от политического истеблишмента, который выступал против переговоров с Путиным: Во время избирательной кампании он продемонстрировал свое явное пренебрежение к такого рода политикам и не собирался подражать их манере руководства, не говоря уже о том, чтобы спрашивать их совета. «Пока они за кулисами, они все хорошие друзья», — сказал мне Зеленский. «В тот момент, когда они выходят на арену, они внезапно ведут себя как гладиаторы». Он не хотел быть таким лидером. «Я не заинтересован в дружбе с ними», - сказал он. «У меня уже много друзей». Многие из них были в тот день в парламенте, чтобы увидеть, как он берет в руки церемониальный скипетр, символ украинского президентства. Некоторым из них предназначалось место в его администрации: комикам и писателям, актерам и политтехнологам, которые превращались в технократов и политиков. Зеленский пообещал, что их работа будет другой. Его люди будут моложе. У них другие приоритеты».
Предвыборная кампания заключалась в том, чтобы вести политику по-другому на новых медиа-платформах – пусть и с немалой помощью олигархов: «Мы очень хорошо знали, с чем имеем дело», — сказала мне Тайра. Оба других кандидата в президенты до того, как стать политиками, были богатыми олигархами. Порошенко по-прежнему владел одним из ведущих телеканалов Украины. Тимошенко заработала состояние на торговле газом с Европой в 1990-е годы и лично знала Путина. Будучи диссидентом и премьер-министром, она также имела некоторое влияние в западных столицах. «У них была власть. У них были ресурсы», — сказала Тайра. «И тут приехал парень из Кривого Рога, у которого были совсем мокрые уши».
Однако была по крайней мере одна влиятельная поддержка, к которой Зеленский мог обратиться. Телеканал, на котором транслировались программы Зеленского, в том числе «Слуга народа», принадлежал миллиардеру по имени Игорь Коломойский, нефтяному и банковскому магнату, который был олицетворением олигарха».
«Политические советники Зеленского решили, что для победы ему не следует публиковать подробную предвыборную программу или выражать какие-то четкие позиции. "Если вы начнете выражать определенную позицию, - сказал Богдан, - вы потеряете либо ту, либо другую сторону". Гораздо эффективнее было бы удержать Зеленского от решения поднятых вопросов. Другими словами, план состоял в том, чтобы сделать его чистым холстом, на который сами избиратели могли бы проецировать свои мысли об идеальном президенте».
Более того, он не участвовал в предвыборных дуэлях со своими оппонентами, и эта стратегия, как известно, превзошла все ожидания: «Его было невозможно остановить. Три месяца спустя политическая партия Зеленского «Слуга народа» стала единственной партией, когда-либо получившей абсолютное большинство в украинском парламенте. Теперь у партии было достаточно мест, чтобы принимать законы и, если она захочет, переписать конституцию. «Это было ужасно», — сказал Богдан, который теперь был главой администрации президента. «Я не спал больше трёх часов каждую ночь и мне было очень страшно». Сама избирательная кампания была похожа на сон, фантастический эксперимент по магии массовой коммуникации, и теперь они осознали последствия. Избиратели доверили Зеленскому достаточно власти, чтобы тот мог править как тиран, если бы он того пожелал. "Наши ошибки, - сказал Богдан, - теперь стали их ошибками".
В-третьих, постепенное взятие Зеленским военного руководства в свои руки и циничный развод главнокомандующего армией генерала Валерия Залужного, которого он сам назначил в нарушение правил старшинства в армии. Конфликт между Зеленским и генералом Залужным, которого наконец уволили в начале 2024 года, связан не только с тем, что Зеленский подрывал Залужного в военных расстановках и принимал за него решение о наступлении на Харьковщине в ущерб наступлению на востоке и на юг, который Залужный планировал вместе с американским генералом Марком Милли. Валерий Залужный также пользовался невероятной популярностью у населения, и Зеленский опасался, что проиграет ему, если тот будет баллотироваться в президенты.
Вначале существовало четкое разделение труда между президентом и главнокомандующим армией. Последний полностью командовал вооруженными силами (советником был американский генерал Марк Милли), а финансирование перевооружения должен был обеспечить президент. А в сборе средств Зеленский слыл мастером еще со студенческих времен и в начале своей комедийной карьеры: «Когда Зеленский обосновался в Киеве, ему удалось добиться встречи с одним из крупнейших медиа-директоров страны Александром Роднянским, главой телесети, которая производила и показывала соревнования КВН в Украине. Режиссер рассказал мне, что в этих кругах Зеленский считался «умным молодым еврейским мальчиком». Но он не ожидал, что этот парень придет к нему в офис с рискованной бизнес-идеей. Его сопровождали братья Шефир, которые были на десять лет старше и имели больший опыт работы в мире СМИ, но именно Зеленский шел впереди. Он хотел выступить со своей командой на самой большой сцене Киева в рамках общенациональной телетрансляции, и ему нужно было, чтобы Роднянский предоставил ему эфирное время и оплатил часть производственных, маркетинговых и других расходов. «Настойчивая бравада этого парня, вот что я помню», - сказал мне режиссер. «Он был не из тех, кого можно остудить, и у него был такой горящий взгляд». Много лет спустя Роднянский увидел в этих шагах скрытую опасность. Они должны были заставить Зеленского ошибочно предположить, что в роли президента он сможет перехитрить Путина и договориться о выходе из полномасштабной войны. «Я думаю, что в конце концов его уверенность взяла верх», - сказал он. Но тогда обаяние Зеленского взяло верх в переговорах с Роднянским, который согласился сделать ставку на его выступление».
Контроль над СМИ и отсутствие демократии
В своем страхе критики и поражения, а также необходимости быть в центре внимания в сочетании с самопереоценкой Зеленский быстро стал использовать те же инструменты, что и Путин: контроль над массовыми коммуникациями путем централизации потока новостей, отключение демократии через ограничения возможностей политических сил, запрет политических партий, профсоюзов и т. д. Рассказ Зеленского о политическом ослаблении Виктора Медведчука, который был номинальным главой русскоязычной оппозиции, показывает не самые приятные стороны человека, стремящегося стать иконой в западном мире.
Шедевр массовой коммуникации
Победоносная российская война длится уже два года, сопровождаясь огромными человеческими жертвами, разрушенной инфраструктурой, гуманитарными кризисами. Тот факт, что, несмотря на инфляцию и слабую экономику, Зеленскому удалось сохранить признание народами европейских стран утверждения, что победоносная война России на Украине является также их борьбой за свободу. Европейские лидеры стали доставать карманные деньги для взносов в Зеленского и собственного перевооружения. Это является шедевром развода в области массовой коммуникации.
Политическая карьера Зеленского началась как шутка, но в сочетании с его собственными мастерскими навыками массовой коммуникации и большим эго, чему способствовал симбиоз между лидерами западных государств и их оборонной промышленностью, он играет главную роль в «Борьбе за свою свободу». Довольно идиотская позиция, которая не предлагает много возможностей для переговоров.
Плей-офф?
Что произойдет с Зеленским, когда война закончится?Сможет ли Зеленский удержаться у власти, когда оппозиция снова наберет очки, или он уйдет из политики? Книга Саймона Шустера является дополнением к основному знанию о победоносной российской войне, которое мы получаем через наши СМИ, поскольку она рассказывает о том, что произошло на внутренних линиях Киева в первый год спецоперации. Речь идет не о США, ЕС или НАТО или, если уж на то пошло, о Донбассе. Речь идет о власти в Киеве. Полностью объективных отчетов нет, но она уточняет наши знания.