"Задача христианина состоит не в том, чтобы изжить в себе страсти..." Из заметок иеромонаха Симеона (Мазаева)

161 прочитал
Иеромонах Симеон (Мазаев)
Иеромонах Симеон (Мазаев)

Страсти - на тумбу

В духовной жизни задача состоит не в том, чтобы победить страсти, а в том, чтобы не дать им окончательно загрызть нас. Это как братья Запашные дрессируют тигров. Но, послушные и дрессированные, они не перестают быть тиграми. Это по-прежнему свирепые, мощные, страшные существа.
Дрессировщики не могут изменить их природу, но в какой-то мере подчиняют себе ‒ сажают на тумбу. Задача христианина не в том, чтобы изжить в себе страсти, а в том, чтобы «посадить их на тумбу», не дать им воли.
Если бы человек мог изжить страсти, Богу не нужно было бы подвергать его болезненной и страшной операции ‒ смерти и воскресению. Господь воскрешает через Себя, пропускает через Себя, как через дверь, возле которой Он Сам стоит охранником: всё хорошее, что есть в человеке, проходит, а зло просочиться не может.

Об отдельно взятом коммунизме

Любой человек, если он не монах, стремится создать комфортные условия для себя и своих близких. Это нормально, в порядке вещей. Но как можно назвать верующим человека, для которого его богатство, яхты, дворцы находятся на первом месте? О какой вере можно говорить, если человек, работая локтями и зубами, ни перед чем не останавливаясь, создаёт для себя и своих родных отдельно взятый коммунизм? Где тут вера?
Поймите: вера во многом – это то, что человек о себе транслирует во внешний мир. Вера является одним из краеугольных камней мировоззрения человека, и в значительной степени она определяет всю стратегию его существования в этом мире.

Кроткие (сильные и терпеливые) наследуют землю

Может показаться, будто кротость - "возвышенное именование робости".
Однако кротость не имеет ничего общего с безволием и конформизмом. Скептик Пиррон славился умением владеть собой. Но однажды он услышал грубое слово о своей сестре и поколотил обидчика. Его спросили: «Где же твоя хвалёная невозмутимость?» - «Не за счёт женщины следует быть невозмутимым», – был ответ.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». И действительно, кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Подставить ударяющему вторую щёку может лишь тот, кто имеет возможность выбора действия.
А что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то приобретённое трудами или захваченное как трофей. Наследник вступает в права владения тихо, в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар; тот, кто последним остаётся стоять на ногах. Может быть, потому в Книге притч написано: «
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

Разные поводы поговорить о Боге

Церковь мудра. Она даёт священнику много поводов, чтобы прийти к человеку. Например, освящение квартиры. Это хороший повод прийти к человеку в дом, помолиться вместе с ним. Освятил батюшка квартиру, и за чаем можно поговорить о самом главном ‒ о чем повествует Евангелие.
Или освящение автомобиля. На освящённой машине, конечно, колеса не будут быстрее крутиться, но это очень хороший повод, чтобы священник мог поговорить с человеком лично о важном.
Часто люди не знают, для чего нужны обряды. Прихожу в квартиру, а хозяин говорит: «Знаете, у меня недавно был лама, почистил тут, но чувствую, что он не справился. Может, у вас получится…» Люди прибегают к помощи Церкви, зачастую не представляя, в чём она заключается. Они могут быть не религиозными, но ребёнка придут крестить, потому что «ну как же иначе, это же наша традиция». Глуповато… Но и это можно использовать священнику как повод поговорить о Боге.