Найти тему
Может, кофе?

Алиса за границей (часть 1)

Алиса смотрела вниз на просыпающийся мегаполис из окна размером во всю стену с высоты пятьдесят первого этажа, с чашкой кофе в руке. Девушка считала, что ее жизнь вполне удалась. Она считала так каждое утро и каждый вечер у этого окна на протяжении последних десяти лет.

Большая полупустая квартира на последнем этаже радовала взгляд. Минимализм во всем касательно интерьера. Максимализм в запросах. Домработница приходила каждый день в пять утра. К девяти квартира блестела, завтрак, обед и ужин были приготовлены. Алисе оставалось только разогреть еду в микроволновке, убрать в шкаф или надеть выстиранные и выглаженные вещи и не забыть перед сном оставить деньги на кухонном столе.

Алиса перебралась в эту страну сразу после окончания университета, десять лет назад. Получение диплома психолога в Америке практически совпало со смертью отца в России. Отец оставил единственной наследнице неплохое состояние. Ведение дел компании Алиса не стала забирать из рук проверенного человека. Отец ему доверял, значит и она могла. Ежемесячно девушка получала на карту отчисления, позволявшие, в общем-то, не работать и жить ни в чем себе не отказывая, но она занималась своим делом с удовольствием.

Алиса обосновалась в той части города, где можно было жить и работать спокойно. Из окна был виден практически весь город, но он ее никак не беспокоил своей бурной жизнью. Погулять можно было в огромном ухоженном парке неподалеку от дома, но Алиса быстро уставала от созерцания бегающих спортсменов и мамочек с колясками.

Алиса позиционировала себя как психолог для русскоязычной части населения этого города. Так как в деньгах девушка нужны не испытывала, она установила смешные расценки за свои услуги. И, как и рассчитывала, клиенты с радостью шли.

Многим нужно было просто поговорить по душам на родном языке или пожаловаться на трудность бытия. Но иногда люди приходили с реальными проблемами. Часто Алисе приходилось направлять своих клиентов к психотерапевту, предупреждая, что русскоязычного психотерапевта в городе нет, и расценки могут не порадовать, но права выписывать медикаменты у нее не было.

В это утро Алиса первый раз почувствовала, что, возможно, чего-то все же ей не хватает. Чего конкретно, она пока не понимала, но это ощущение явно уходило корнями во вчерашний день. Девушка направилась в кабинет. Из выдвижного ящичка стола она достала толстую тетрадку с записями и прошлась глазами по вчерашнему листу.

Василина. Ситуация, конечно, не простая. Но эта девушка приходила уже не в первый раз и, вряд ли ее вчерашняя история могла что-то подвинуть в сознании Алисы.

Первый раз Василина пришла на прием пять лет назад. Она жаловалась, просто жаловалась на все. Работа скучная и неинтересная. Василина переехала из России в двадцать. Сначала хотела поработать лето официанткой. Потом втянулась и решила не возвращаться. Из института все равно отчислили, друзьям было не до нее, с родителями отношения не складывались. А тут можно было спокойно оплачивать жилье с зарплаты официантки, а на чаевые жить-поживать. Отношения с мужчинами не клеились. Только краткосрочные романы. При этом, Василина сама и не стремилась к чему-то серьезному, ей противны были мысли о браке, детях и собаках. К тому же «раз все мужики такие». «Такие» ей изменяли и поднимали руку. Дело было в том, что Василина сама себя позиционировала как женщину, с которой можно было так обращаться. Когда Алиса ей об этом сказала, та согласилась и пообещала в ту же неделю сменить место работы, развиваться в каком-то другом направлении и создать себе новый имидж. Через месяц она должна была появиться и рассказать, что изменилось в ее жизни, но появилась только через год с той же историей.

– Какие попытки изменить свою жизнь Вы предприняли за прошедший период?

– Да никаких. У меня нет времени.

– Вы считаете, что для этого нужно много времени?

– Конечно. Во-первых, вы посоветовали мне понять, чем я хочу заниматься в этой жизни. Я сидела с листом бумаги и ручкой полчаса и ничего не придумала. Я не знаю, чем хочу заниматься. Чем мне заняться?

– Разве я могу решить это за вас?

– Вы же можете подсказать?

– В прошлый раз вы сказали, что в детстве хотели быть парикмахером.

– Да чем это отличается от того, чтобы работать официанткой? Та же обслуга.

– То есть вам не нравится сфера обслуживания?

– А кому она может нравиться?

– Разные люди видят себя в разных сферах.

– Вам легко рассуждать. Вы сидите в своем кабинете в кожаном кресле и болтаете с людьми.

– Чтобы сидеть в кресле и болтать я училась несколько лет и стажировалась за границей.

– Вам, наверное, на эту учебу не пришлось самой зарабатывать?

– Мне нет, но моему отцу деньги с неба не упали.

– А что ж вы не пошли по его стопам вкалывать?

– Если жизнь дала мне шанс жить так, как я того хочу, не воспользоваться им и усложнять себе путь было бы неразумно.

– Ну вот… А мне такого шанса жизнь не дала, и мне приходится вкалывать. Официанткой.

– Это не означает, что вы не можете исправить ситуацию.

– Как я могу ее исправить?

– Для начала ответьте на вопрос, хотите ли вы ее исправить или вам комфортно жить так?

– Слушайте, я уже думаю, а не вернуться ли в Россию…

– Вы хотите вернуться?

– Нет, конечно, у меня там ничего и никого нет.

– Это единственная причина? А кто и что у вас есть здесь?

– Вы пытаетесь давить на больное?

– Нет, я задаю вам вопрос.

– И здесь у меня ничего нет… Я так несчастна…

– Вы несчастны именно здесь?

– Везде.

– Значит дело не в месте, а в вас?

– Вы на что-то намекаете?

– Вы приехали сюда, потому что хотели от чего-то убежать, но это что-то внутри вас?

– А вы от чего хотели убежать?

– Я ни от чего не убегала. Я хотела жить здесь.

– И сидеть в кожаном кресле…

– Вы сейчас тоже сидите в кожаном кресле. Вас это делает счастливой?

– Нет.

– Значит, не важно, в каком кресле вы сидите? Дело не в кресле, а в попе.

– Что?

– Вы не удовлетворены собой?

Василина долго молчала.

– Да.

– Почему?

– А чем здесь можно быть довольной? Я несколько лет вкалываю официанткой, у меня нет постоянного мужика.

– А кем бы вы хотели вкалывать?

– Я бы не хотела вкалывать. Я бы хотела лечь и проснуться с чемоданом денег.

– Что бы вы сделали с этим чемоданом?

– Как что? Что угодно!

– Например?

Клиентка молчала.

– То есть вы не знаете, зачем вам нужен чемодан денег, но он вам нужен? Это ваша навязчивая идея?

– Нет. Нет у меня никакой навязчивой идеи.

– Чем вы хотели бы заниматься?

– В детстве я хотела быть парикмахером.

– Что мешает вам стать им сейчас?

– Да все!

– А конкретнее?

– Я работаю официанткой уже несколько лет. Какой из меня парикмахер?

– Никто не отменял возможность переобучения.

– У меня нет денег.

– Но вы же работаете.

– У меня нет денег на это. Моя зарплата уходит на жизнь. На необходимые вещи.

– Вы очень хорошо выглядите. Нарощенные ресницы, татуаж бровей, маникюр – это ваши необходимые вещи, тратя деньги на которые, вы не можете позволить себе обучение?

– Не вам учить меня, на что тратить деньги.

– Я не учу. Я задаю вопрос.

– Да, это необходимые мне вещи.

– Значит, ваша работа обеспечивает вам возможность приобретать то, что необходимо? Чем тогда вас не устраивает ваша работа? Она позволяет вам обеспечивать себя вещами не первой необходимости?

– Да.

– Что тогда вам не нравится?

– Неужели не понятно?

– Нет.

– У меня нет морального удовлетворения.

– А что принесло бы вам моральное удовлетворение?

– Я не знаю.

– А вы пытались узнать?

– У кого?

– У себя.

– Я не знаю.

– Узнайте.

– Нет, давайте вы мне скажете, чем мне заниматься?

– Вы боитесь принимать решения и выходить из привычной вам зоны своего комфорта. Вы хотите переложить ответственность за свою жизнь на других. Вы боитесь сделать неверное решение и быть в этом виноватой. А если решение за вас примет другой человек, то вы сможете переложить ответственность. Вот только человек пожмет плечами и скажет «так получилось», а жизнь-то ваша и вам ее жить.

– Мне нужен совет.

– Какого плана?

– Чем мне заниматься?

– Чем вы хотите заниматься?

– Что вы заладили одно и то же?

– Я буду задавать вам этот вопрос до тех пор, пока вы не найдете на него ответ и не начнете действовать в новом направлении.

– Я не знаю. Но не этим.

– Это не ответ. Это только отрицание реальности. Вы уверенно знаете, чего вы не хотите, но не знаете, чего хотите. Так это не работает. Вселенная не знает частицы «не». Она не может не давать вам того, чего вы не хотите. Она только лишь может дать то, что вы хотите, и направить вас туда, куда вы хотите прийти. Чувствуете разницу между утверждением и отрицанием? У вас есть мечта?

– Мечта – это не цель, мечты – это сказки. Поэтому я не мечтаю.

– Вы ошибаетесь. Мечта значит многое. Но для того, чтобы к ней прийти, нужно пройти несколько этапов. Первый шаг на пути к мечте – ее создание. Ее формулировка, осознание и принятие. Второй шаг – позволить, разрешить себе быть одержимым своей мечтой. Разрешить себе выйти за границы, созданные не только обстоятельствами, но и, конечно, собственным сознанием. Третий шаг – превратить мечту в цель. Отсюда и должны начаться действия. Отсюда и начинается путь длинною в энное количество десятков часов, дней, ночей, недель, месяцев и лет по работе на результат, по работе над собой, часто бесплатной и выматывающей, по достижению и реализации мечты. До начала действий путь не начат, но и без первых двух шагов, цели не будет. Нельзя идти к тому, чего еще нет. Теперь, понимаете, как важна мечта?

– А если моя мечта окажется неправильной?

– Если она ваша, то она не может быть неправильной.

– А если я что-то выберу, а потом передумаю?

– Я не говорила, что после создания и по мере продвижения, мечта не может и не будет трансформироваться. При этом посвящать в подробности всех окружающих, а особенно скептиков и тех, кто не только в Вас не верит и не поддерживает, но и разочаровывает и демотивирует, не стоит. Окружить себя надо понимающими людьми.

– Давайте, пожалуйста, хватит про работу, я больше не могу. С мужчинами-то почему не ладится?

– Дело не только в работе. У вас проблемы с принятием решений по жизни.

– Ну, я же решилась приехать сюда.

– Я так понимаю, это было стечение обстоятельств, и по итогу, вам проще было остаться здесь, чем что-то менять?

– Хватит. Что с мужиками?

– Что у вас сейчас происходит в личной жизни?

– Ну, я сплю иногда с тем, с барменом с работы.

– Который вас ударил?

– Ну, да.

– Он бил вас еще?

– Ну, один раз.

– Вас это устраивает?

– Как это может устраивать?

– Но вы же не прекратили с ним отношения?

– Ну… да…

– Значит, вас это устраивает. Потому что вам привычна эта ситуация. И привычен этот мужчина. Это тоже ваша зона комфорта, из которой вы боитесь выйти, потому что вы не знаете, как действовать в другой ситуации, с другим человеком. Вы боитесь попробовать.

– Но я пробовала. У меня и другие мужчины были. Они меня не цепляют.

– А вы хотите, чтобы кто-то вас зацепил?

– Ну уж нет… Я страдать не хочу.

– Но вы и так страдаете. Но это необходимые вам страдания. Вы испытываете их, у вас появляется очередное подтверждение тому, что вам есть из-за чего страдать, и вы убеждаете себя, что живете как обычный нормальный человек, якобы баланс хорошего и плохого соблюден.

– Но какой тут баланс? У меня все плохо. Ничего хорошего нет.

– У вас две руки, две ноги, маникюр, работа, вы в состоянии оплачивать квартиру, у вас есть секс, вы живете в городе с минимальным уровнем преступности и максимальным уровнем безопасности… Мне продолжить?

– Это все так банально.

– Потому что вы к этому привыкли. Измените что-нибудь.

– Уехать обратно туда, где у меня нет ничего и никого?

– Смотрите, вы все же настаиваете на том, что здесь у вас что-то и кто-то есть. Вы все же считаете, что в вашем настоящем положении есть плюсы. Значит, есть чему радоваться. Значит, не все плохо.

– Наверное.

Было понятно, что Василина просто хочет закончить разговор. В ней уже не было запала спорить, и у нее пропало желание разговаривать.

– У вас проблемы с самооценкой. Вы боитесь что-то сделать, потому что боитесь, что сделаете это плохо. Поэтому вы делаете только привычные вещи. И выбираете похожих друг на друга мужчин. Весь этот замкнутый круг не делает вас счастливой. Вы считаете, что счастье где-то там, далеко, и оно не для вас. Вам привычно страдать, с поводом или без. И это, в какой-то степени, и делает вас счастливой. Точнее, не счастливой, а спокойной. Все привычно, все стабильно. Вы боитесь изменений как огня. Вы уверены, что другая жизнь сделает вас счастливой, но ничего не готовы предпринимать, чтобы начать жить этой новой жизнью. Вас снова затянет рутина и пессимизм. Даже если вы будете сидеть в кожаном кресле с чемоданом денег, вы не будете счастливы. Вам просто необходимо найти повод, чтобы сказать, что ваша жизнь несовершенна. Это ваша потребность.

– Вы меня сейчас разнесли в пух и прах?

– Я сказала то, что вижу. Даже если вы не готовы менять ситуацию, вы можете попробовать изменить свое отношение к ней. Вы можете воспринимать себе не как жалкую официантку, ничего не добившуюся в жизни, которой попадаются только непутевые мужчины, а как сильную, свободную женщину, которая живет за границей (там, где хочет) и может позволить себе менять мужиков (так часто, как она хочет) и работу, с которой легко справляется.

– Ну, вы загнули…

– Ничуть.

Василина заметно повеселела.

– Спасибо. Я приду через месяц. В это же время.