Расстройства пищевого поведения в современном мире показывают высокую статистику, особенно среди подростков. Причин этому много. Однако, если говорить о психологической определяющей, то можно говорить о нарушенном пищевом поведении, компенсирующем некоторое дисфункциональное устройство личности.
Важность адекватного питания для растущего организма
Для растущего и формирующегося организма крайне важно полноценное питание. Стоит разделить мотивацию поведения, когда ребенок садится на диету. Первый тип мотивации - ребенок объективно имеет лишний вес и второй вариант -нет. В случае если имеется избыточный вес, то это уместная мотивация; здесь должна происходить работа с пищевыми привычками всей семьи. Тут задача сформировать более адекватное отношение к пище, как с ней обходиться, как и когда принимать питание. Если вес подростка абсолютно нормальный и соответствует возрасту, то это чаще всего расстройство пищевого поведения и начинается оно как правило примерно с 11 лет. Если же речь идет о ребенке младше 11-12 лет, то в этой семье попросту не умеют есть. Такой пример, естественно, ребенок усваивает. После же 12 лет начинается формирование тела, это особый период для подростка, он не может безоценочно относится к своему телу, потому что в этом возрасте формируется образ тела. Подростки склонны сравнивать себя, стремятся соответствовать транслируемым стандартам. Что они видят, то и считают правильным, модным, крайне сосредоточены на внешнем виде. Образ себя формируется в относительности своего тела с телами других людей. А также теми возможностями, которые транслируются в обществе в связи с телом.
Если реклама, соцсети нам показывают стройную девушку, которая много улыбается, счастливая, хорошо одета и все замечательно, то закрепляется стереотип «стройный = успешный». Внешняя среда, СМИ формируют эту повестку. Ребенку НЕ усвоить эти установки крайне сложно. У него должно быть защитное поле в виде родителей, друзей, педагогов с альтернативными точками зрения. Если ребенок поверил, распознал посыл «дорога к успеху и счастью лежит через тело определенной формы, веса или размера», то родители должны учитывать это и работать с конкретной установкой. Не всегда нужно акцентироваться лишь на продуктах. Цель это установка. Нужно сосредоточить внимание на его вере в то, что ему говорят с экрана.
Как реагировать, если у ребенка случается диета?
Реакция агрессии от родителя, который обнаружил, что ребенок сел на диету недопустима. В этой ситуации ребенок хочет сделать себе как можно лучше, а потому понимание, принятие, искреннее желание разобраться даст возможность удерживать доверительные отношения. Если ребенок в эту зону не пускает, то туда нужно стремиться. В подростковом возрасте давление со стороны родителей может вызывать особое отвержение, потому что ребенок как раз проходит этап становления и отсоединения от родителей и их влияния. И этот процесс может происходить в том числе через пищевое поведение, когда подросток может не хотеть есть дома, то что готовят родители, выбирать в качестве протеста фастфуд и т.д. Поэтому давление бесполезно и приводит к отдалению. Больше подходит поведение, где вы, как бы вместе с ребенком ищите альтернативу его пищевым ограничениям, его идеям в которые он уверовал.
Яркое проявление эмоций родителями нежелательно, особенно таких как злость, ярость, негодование, как и избыточная радость. Проявлять желательно более спокойные, нейтральные чувства чтобы не напугать его, не заставить защищаться или скрывать от вас желание похудеть.
Стоит отметить, что каждый случай довольно индивидуален. Есть ситуации, где будет уместно строго, корректно и уверенно донести о вреде и последствиях строгих диет, предварительно нужно подготовиться, знать, как аргументировать, либо заручиться поддержкой специалиста.
Как заинтересовать ребенка в правильном питании?
Собственный пример - лучший способ. Дома должна быть в основном полезная пища. Должно уделяться внимание питанию, способу приготовления, выбору продуктов. Разъяснять как могут влиять разные продукты на организм. Если ребенок мал, то уместны некоторые виды игр, ритуалов, они могут выработать у него интерес при принятии полезной пищи. Ставить жестких запретов не следует, так как они подталкивают пытливую психику ребенка «вкусить запретный плод» и приводят к дальнейшему развитию расстройств питания. Установлена прямая связь между жесткими запретами и срывами в дальнейшем на «запрещенку». Если ребенок чаще питается здоровыми продуктами, у него сформированы правильные привычки в питании, ему меньше будет хотеться вредностей из магазинов и фастфуда. Что точно навредит так это избыточный контроль, упреки.
Дружественное просвещение на тему питания принесет пользу в случае если вы являетесь авторитетом для ребенка. Это важный момент. Так как если вы находитесь в позиции человека, к которому ребенок прислушиваться не хочет, то настаивать и убеждать бессмысленно. Тогда можно попробовать донести информацию (причинно-следственные связи вредных продуктов и последствий их употребления) через те каналы, которые он приемлет: мультфильмы, ютуб и т.д. Нежелательно держать дома вредности и выдавать ребенку. Он обязательно раскроет тайник и возьмет спрятанное.
Есть ли смысл ограничивать ребенка в гаджетах и времени, проводимом в интернете?
Ребенок всегда найдет возможность следовать той идее, которая показалась ему привлекательной, особенно, если он услышал её от авторитетов. Очень часто образ авторитета слеплен с тем, что тот рассказывает и рекламирует. Ребенок думает: «Буду делать как говорят и окажусь там же, с теми же или в таком же положении». Мягкие правила не помешают чтобы ребенок не был только в одном инфополе, но умение донести на понятном ему языке ошибочность убеждений, предупреждение, желание помочь, способность разделить сомнения, страхи на тему тела выигрышнее чем властно забирать телефон. При этом желание помочь должно быть уверенным. У детей еще не сформировано критичное отношения к происходящему. Самая важная, отвечающая за критичное отношение к жизни, часть мозга формируется лишь к 25-30 годам. Ждать того, что ребенку сказать и тут же он все поймет, опрометчиво.
Что может формировать нездоровое отношение к телу и питанию?
Пример родителей, физиологическая основа. Сюда включена генетика, воспитание где есть нездоровые отношения с пищей, реклама и информационная повестка в обществе, доступность вредных продуктов и доверие лишь одному определенному источнику информации (например, соцсети людей, страдающих расстройством пищевого поведения). Подросток опирается на источник и считает, что это мнение единственно правильное. Также важно занимать ребенка интересными для него делами, которые он выбирает сам. Ребенок не должен на постоянной основе сидеть в интернете. Детский возраст - самый лучший для освоения новых навыков, обучения. Его интересы должны развиваться, и тогда акцентуация только лишь на теме тела будет уменьшаться, то есть он как бы должен познавать жизнь во всем её многообразии, а не только застревать в телесности, хотя для подростка его тело представляет повышенный интерес.
Последствия диет для ребенка
Детская диета может привести к отставанию в развитии, так как нехватка ключевых витаминов, минералов, кислот, жиров не позволит в полную силу расцвести организму, снизятся когнитивные возможности мозга. А поступающие вещества смогут поддерживать лишь базовые функции и органы. О красоте и речи нет. Минимальный каллораж при скудном на микроэлементы рационе способен поддерживать лишь функцию выживания. Места для успешной учебы, свершений, внешней привлекательности , выносливости и качестве жизни не найдется. То есть расплата за худое, истощенное диетой тело в детском возрасте затрагивает самые важные сферы взросления.
Могут ли родители пропустить момент когда ребенок сел на диету?
Да, особенно если у них нет возможности видеть как он принимает пищу, в обед он поел в учебном заведении, вечером поздно пришли и не видели чем ужинало чадо. Ребенок не просит покупать определенные продукты, не говорит про еду, старается перенимать чей-то стиль, поведение, а главное диету. Объективные показатели, которые укажут на проблему - очевидное снижение веса, важный показатель - снижение энергичности, вялость, изменение цвета лица, выпадают волосы, сухость кожи.
Только лишь по снижению энергичности судить не стоит, так как на ранних стадиях анорексии подростки выглядят довольно энергичными, при этом соблюдают строжайшую дефицитарную диету. Их поддерживает избыточная мотивация, но на самом деле мотивация активизирует организм, чтобы добыть еду. Организм работает на износ.
Если вы заметили у своего ребенка наличие или признаки расстройства пищевого поведения или необоснованную жесткую диету, первое что важно сделать это доверительно поговорить о причинах такого поведения. Для ребенка наоборот полезно расширять свой пищевой диапазон. Поэтому о еде, принятии пищи, о блюдах нужно разговаривать, обсуждать, вместе что-то готовить, приобщать к процессу готовки, формировать его собственное мнение насчет еды. Это должно быть взаимодействие между родителями и ребенком, где еда занимает определенную роль, тема обсуждаема. Отношение к своему телу - прерогатива родителей: они показывают, как ухаживать, любить, кормить его разнообразно, ребенок это перенимает.